search
main
0

Преподаватели вузов …симулируют исследовательскую деятельность

Что представляют собой российские университеты сегодня? В чем заключаются их проблемы? Как выглядят они на фоне европейской высшей школы? Об этом и многом другом шла речь на состоявшейся недавно в Москве первой Международной конференции «Исследования в области высшего образования». Её организовал российский Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики совместно с Центром исследования высшего образования Бостонского колледжа и Национальным Фондом подготовки кадров. В конференции приняли участие ученые США, Китая, Канады, Чехии, Израиля. А также Австралии, Бразилии, Индии.

В последние четверть века в сфере высшей школы в нашей стране произошел распад академического равновесия. Университетский профессор  сегодня зарабатывает значительно меньше, чем  человек его квалификации, который ушел в бизнес.

В постсоветское время произошло трех-четырех кратное сокращение финансирования высшей школы. А масштаб высшего образования  вырос более, чем в четыре раза.  Сегодня в нашей стране на каждые 10 тысяч человек приходится 620 студентов. Это на 15-20 процентов выше, чем, например, в Америке и Финляндии. Расход средств на одного нашего студента  составляют около 2 000 долларов, в то время как в других странах он в 5, а то и в 7-10 раз выше.

Заработная плата работников высшей школы существенно отставала (и по сей день отстает) от средней зарплаты в экономике.  Такое  низкое материальное вознаграждение привело к тому, что  более половины высококвалифицированных преподавателей университетов просто уходили на другую работу.  А на их место пришли молодые выходцы из других сфер деятельности с очень низкой поведенческой и профессиональной культурой, что привело в итоге к коррупции. Пришли люди, которые были готовы нарушать академические стандарты ради денег.

Несколько лет назад Высшая школа экономики  провела исследование мотивации и поведения преподавателей разных возрастов. Среди прочих был задан вопрос, готовы ли вы при определенных обстоятельствах получить материальное вознаграждение от студента за выполнение  некоторых услуг, связанных с учебным процессом. Результат был следующим:  только 10 процентов людей старше 65 лет ответили на него «да». 20 процентов – это были люди старше 50 лет; 30 процентов – старше 40 и более 50 процентов – от 25 до 35 лет. Это наиболее яркий пример слома академической культуры, который произошел  в отечественном высшем образовании.

Ещё одна  проблема.  Около двух третей преподавателей и научных сотрудников, которые пишут и защищают  диссертации, не читают аналогичных работ, изданных в других странах.  Иначе говоря, они пытаются развиваться в замкнутом мире, ограниченном собственным языком. А в итоге, только четыре  из 40 диссертаций были признаны независимыми экспертами.

Третье. В последнее время в нашем обществе стал развиваться институт симуляции исследовательской деятельности. Едва ли не массово появляются компиляции, которые вовсе не являются диссертациями и научными статьями, но оформляются как таковые. Только 16 процентов преподавателей высшей школы сегодня ведут подлинную научную работу. Это один из самых низких показателей в мире!

В сфере высшей школы укоренились два вида коррупции: плата за поступление на бюджетные места и плата за оценки  в течение всего периода учебы. Есть и ещё один вид компенсации за низкое вознаграждение труда. На первый взгляд, он выглядит безобидно –   работа  в нескольких вузах. Однако, конечно же, это сказывается на качестве  преподавания  и потому не может нести ничего хорошего самой сфере образования.

Ещё несколько удручающих данных. На одного преподавателя в России расходуется 5 000, а, например,  в американских или германских вузах – 150 000 долларов в год.

Средний возраст российских преподавателей высшей школы – 58 лет.

60 процентов доцентов и профессоров –  люди старше 60 лет. Это серьезный перекос. Это проблема воспроизводства научных школ.

Понятное дело, все перечисленные проблемы – не могут быть решены в короткий срок. Но для решения их, так же, как и многих других в высшей школе, необходимо создание Российской ассоциации исследователей профессионального образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте