В последнее время все большее внимание в сфере образования уделяется изучению точных наук, в том числе, например, физики. Будущему педагогу знания эти важны, нужны, они создают надежную основу для качественного преподавания в школе. О том, как готовят учителей в МПГУ, рассказывает заведующая кафедрой физики для естественных факультетов Людмила КОРОЛЕВА.
– Людмила Васильевна, название вашей кафедры немного необычно. В чем суть работы кафедры в составе университета?
– Наша кафедра общеуниверситетская, мы преподаем физику на четырех факультетах: географическом, биолого-химическом, химическом и математическом, работая как по программе подготовки специалистов, так и по программе подготовки бакалавров и магистров. Кроме того, наша кафедра ведет активную работу в области естествознания. Наши педагоги ведут дисциплину «Концепции современного естествознания» на математическом факультете и гуманитарном факультете СиЗЕФ университета.
– Довольно широкий диапазон деятельности. А почему такое внимание уделяется именно естествознанию?
– Все определяют школьные программы. Дело в том, что во все образовательные стандарты введена дисциплина «Концепции современного естествознания». Тем самым признается важность естественнонаучного подхода к изучению природы и человека. Но сегодня, как и в предыдущие несколько лет, образовательная область «Естествознание» находится в сложном положении, что не перестает нас беспокоить. С одной стороны, в школах есть предмет «Естествознание». Если раньше его преподавали в 5-6-х классах, то с переходом на профильное обучение этот предмет вводится и в старших классах гуманитарных профилей. С другой стороны, преподавать его некому, так как никто не занимается специальной подготовкой учителей естествознания. От этого, естественно, страдает качество преподавания. Лет десять назад Учебно-методический совет по естествознанию создал стандарт подготовки учителя естествознания, бакалавра и магистра образования, и в одиннадцати вузах России была открыта эта подготовка. Но направление существовало недолго, и после первого выпуска оно было закрыто. Однако в УМО продолжает существовать секция естествознания, которую я возглавляю. Мы не оставляем надежды нормализовать ситуацию.
– Людмила Васильевна, ваша кафедра принимает активное участие в реализации приоритетного национального проекта. А в чем заключается для вас эта работа?
– Исходя из специфики деятельности нашей кафедры понятно, почему нам поручили разрабатывать ту часть проекта, которая связана с естествознанием. Руководит этой работой наш профессор, доктор физико-математических наук Ольга Бабурова. В чем состоит эта разработка? Тут есть три направления. Во-первых, мы начали разрабатывать специализацию «Естествознание» на базе естественно-научных факультетов: географического, биолого-химического, химического и физического. В рамках этой специализации уже создано десять инновационных авторских дисциплин, при этом с нами работали и преподаватели естественно-научных факультетов. Специализация «Естествознание» дополняет стандарт по подготовке учителей географии, биологии, химии и физики. Во-вторых, возник вопрос о подготовке магистров образования в рамках естественно-научного и физико-математического направлений. Тут нашей задачей стала разработка новых магистерских программ. Мы совместно с преподавателями других естественных факультетов подготовили пятнадцать авторских дисциплин по каждому из направлений. В-третьих, перед нами поставили задачу разработать электронный учебник «Основы современного естествознания». Мы готовили и учебные материалы, и анимации, и рисунки, и глоссарии. В итоге нашими преподавателями разработано 25 тем, сейчас этот учебник отправлен на рецензирование.
– Объем работы велик, но каким образом вузовские педагоги будут готовы к использованию всех этих материалов в учебном процессе?
– Тут рецепт один – повышение квалификации. Наша кафедра участвует в работе факультета повышения квалификации профессорско-преподавательского состава МПГУ. Для него были разработаны две программы и УМК к ним. В то же время наши преподаватели сами активно повышают свою квалификацию: был проведен цикл семинаров для преподавателей и инженеров; в рамках ИОП наши преподаватели прошли подготовку на фирме Phywe в Геттингене (Германия).
– Что собираетесь делать дальше?
– В этом году мы планируем продолжить начатую работу по теоретическому и экспериментальному обеспечению авторских курсов, модернизации лабораторного практикума и демонстрационного кабинета, внедрению в учебный процесс инновационных технологий, нового оборудования, в том числе и мультимедийного.
– Не секрет, что идей у педагогов высшей школы всегда много, вот только материальная база для реализации этих идей, для проведения экспериментальной и практической работы всегда не так хороша, как того хотелось бы. Какой базой обладает ваша кафедра?
– Конечно, мы отлично понимаем, что для всего задуманного в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо существенно модернизировать кафедральную приборную базу. Этим мы планируем заниматься уже в этом году: необходимо адаптировать классический демонстрационный эксперимент к новому оборудованию, скорректировать методическое обеспечение с учетом специфики каждой из специальностей, осуществить ротацию лабораторного оборудования и наладить его для работы в новых условиях, разработать обновленные методические рекомендации к этому практикуму, запустить мультимедийный комплекс во всех аудиториях кафедры.
– Можете ли вы уже сейчас подвести некоторые итоги сделанного?
– Об итогах работы пока говорить трудно. Ведь пока создана лишь основная база для открытия двух очень крупных направлений подготовки магистров образования в нашем университете. Если все получится так, как задумали, удастся выйти на новый уровень преподавания и оснащения естественно-математических дисциплин, что существенно повысит качество подготовки специалистов и магистров образования. Кстати, я очень рада, что мы смогли привлечь к работе студентов, магистрантов, аспирантов нашей кафедры. Вновь пересмотренные темы дипломных работ и магистерских диссертаций были ориентированы на апробацию разработанных материалов. Считаю, что проведенная работа дала очень много для преподавателей и инженеров кафедры. В процессе этой работы и мы сами существенно повысили свой профессиональный уровень.
Комментарии