search
main
0

Преподавание прав человека Реалии и трудности

Права человека – это наиболее существенные возможности развития личности, мера ее свободы, закрепленные в международно-правовых актах, в законодательстве многих государств. Приняв Декларацию прав и свобод человека и гражданина в 1991 г. и Конституцию в 1993 г., Россия провозгласила свою приверженность универсальной концепции прав человека.

В последнее десятилетие наша страна сделала важные шаги в этом направлении, утверждая правовые и политические гарантии этих прав. В частности, многие российские законы – о СМИ, об общественных объединениях, о выборах, о свободе передвижения – соответствуют международным стандартам прав человека. В стране утвердились принципы политического плюрализма. Основные политические партии в свои программы включили требования о правах человека. Федеральные и местные органы власти в основном избираются на демократических началах. Постепенно проводится судебная реформа. Особое значение для реализации прав человека имеют решения Конституционного суда. В девяти субъектах Федерации уже действует суд присяжных. Работает аппарат Уполномоченного по правам человека. В ряде вузов и школ становится традицией избирать омбудсменов. Созданы правозащитные организации.
Велика значимость вступления России в Совет Европы, пятилетие которого мы отметили в этом году. Это, в частности, привело к установлению моратория на применение смертной казни. Теперь многим российским гражданам предоставлена возможность обращаться в Европейский суд по правам человека в Страсбурге для защиты своих законных интересов. Но всех этих мер явно недостаточно. Для нормальной реализации гуманистических норм и принципов необходимо сформировать в обществе культуру прав человека.
Ведь только просвещенный человек может осуществить свои права и защитить права других. Культура прав человека – составная часть всей духовной культуры общества – включает, во-первых, знание прав человека, международных стандартов, конституционных норм и т.д. Во-вторых, уважение к правам человека, достоинству личности. В-третьих, формирование умения и навыков по защите этих прав.
Преподавание прав человека в учебных заведениях – одно из главных направлений для развития гуманистической культуры в нашей стране. В сущности эта деятельность выступает как одна из духовных гарантий прав человека, обеспечивающих их реальность. Следует отметить, что в последние годы в России были сделаны некоторые шаги в этом направлении. Так, появились новые учебники и учебные пособия. Например, вузовские учебники “Права человека” под редакцией профессора Е. Лукашевой, “Международное гуманитарное право”, автором которого является член Конституционного суда РФ, профессор О. Тиунов.
Следует отметить активную деятельность Московской школы прав человека, возглавляемую доцентом А. Азаровым. Ее издания широко известны в стране. В частности, книга “Защита прав человека. Международные и российские механизмы” заслуживает самой высокой оценки. Проводятся методические конференции. Позитивно и то, что в ежегодных докладах Уполномоченного по правам человека РФ один из разделов посвящен просвещению и образованию в области прав человека. Как отмечается в докладе главного российского омбудсмена за 2000 год, в государственные образовательные стандарты до сих пор не включены дисциплины по правам человека.
Во время встречи Президента РФ В. Путина и Уполномоченного по правам человека О. Миронова последним был поставлен этот вопрос. Президент поручил Министерству юстиции и прокуратуре подготовить свои предложения. Однако пока все остается по-прежнему. Тем не менее благодаря усилиям энтузиастов специальный курс “Права человека” преподается во многих учебных заведениях страны. По правовой тематике проходят конкурсы среди студентов и школьников. В некоторых вузах созданы кафедры прав человека, гуманитарного права. Например, в Российском государственном гуманитарном университете, в Волгоградской юридической академии МВД, на юридическом факультете Башкирского университета. Учебные заведения накопили по этой проблеме определенный опыт.
Расскажу о практике преподавания прав человека на юридическом факультете Московского городского педагогического университета. У нас введен обязательный предмет “Права человека”: это лекции, семинарские занятия, зачеты. Общий объем учебного времени – 50 часов. Работает научный студенческий кружок по проблематике прав человека. На Всероссийском конкурсе студенческих работ наш студент занял второе место. Факультет издает ежегодный сборник работ “Право и права человека”. Систематически проходят встречи студентов с участниками правозащитного движения. Наши студенты проходят практику не только в суде, прокуратуре, но и в аппарате Уполномоченного по правам человека.
Руководители факультета (профессор В. Северухин, доценты Е. Рахманова и Л. Глухарева) привлекли его преподавателей к участию в проекте ООН “Содействие образованию в области прав человека”. В рамках этого проекта разработаны программа и планы занятий для педагогических вузов по курсу “Права человека”. Организован цикл лекций для московских учителей.
Вместе с тем преподавание прав человека в России связано с большими трудностями. Прежде всего мы сталкиваемся с неверием многих граждан в возможность защитить права человека. Многочисленные препятствия в их осуществлении во многом превосходят положительные тенденции.
Реальная ситуация с правами человека весьма трагична в современной России. Военные действия в Чечне приводят к гибели многих людей. Сложной является демографическая ситуация. Как явствует из послания Президента РФ: численность населения ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек. По данным Госкомстата, число безработных увеличилось с 3,8 млн. в 1992 г. до 6,9 млн. в 2001 г. Количество населения, живущего ниже черты бедности, в России составляет 50 процентов. Мизерная зарплата учителей, врачей систематически задерживается.
Указанные обстоятельства заставляют многих россиян рассматривать права человека как красивую фразу. Преодолеть синдром недоверия, внушить людям необходимость отстаивать свои права – трудная задача, требующая настойчивости, терпения, высокой профессиональной подготовки.
Следует иметь в виду, что в нашей стране, где отсутствуют развитое правосознание и парламентские традиции, существуют свои нравственные гуманистические представления о человеке и его правах. По моему мнению, мы недостаточно используем эти российские особенности общественного сознания. Многие учебники и лекции имеют преимущественно юридический аспект, но гуманистическую человеческую направленность мы раскрываем недостаточно. И поэтому суждения о правах человека нередко остаются непонятными.
Как указывается в рекомендациях ЮНЕСКО, “на протяжении всего периода школьного обучения вся молодежь должна знакомиться с правами человека в рамках своей подготовленности к жизни”. Однако мы до сих пор не осуществили эти принципы.
Бюрократия не заинтересована в распространении знаний о правах человека потому, что значительно легче управлять людьми, не знающими своих прав и не осознающими их ценности. Не потому ли права человека не включены в обязательные предметы для обучения? Сотрудники ряда ведомств обычно ссылаются на то, что права человека являются элементом правового просвещения, куда входят усвоение юридических знаний, знакомство с законами. Что же касается курса “Права человека”, то он основывается на формировании уважения к достоинству личности, ознакомлении с международными стандартами прав человека, демократическими нормами российского права.
Преподаватель должен познакомить ученика с историей борьбы за права личности, рассказать о благородной деятельности Вольтера, Золя, А. Швейцера, Короленко и А. Сахарова. Он призван разъяснить учащемуся смысл прав человека, механизм их защиты, научить его правильно их использовать, сочетая с исполнением своих обязанностей. И эта задача выходит далеко за пределы обычного правового просвещения в школах.
В России до сих пор не создан методический центр преподавания прав человека. Но главное в преподавании прав человека – последовательный гуманизм и объективный подход к действительности: говорить ученикам и студентам всю правду до конца, учить их уважать других людей. Не в этом ли главная цель нашей школы?

Феликс РУДИНСКИЙ,
доктор юридических наук, профессор Московского городского педагогического университета, сопредседатель экспертного совета при Уполномоченном по правам человека РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте