Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Образовательные технологии

Преподавание – индивидуальное, лекции – массовые

Охрана окружающей среды - дело чести для студента
Учительская газета, №34 от 24 августа 2021. Читать номер
Автор:

В вузовском образовании есть противоречие, впервые отмеченное известным философом-марксистом, создателем отечественной наукометрии Матвеем Константиновичем Петровым. Каждый из лекторов дает свой предмет на уровне специалиста или как минимум старается вложиться в преподавание по максимуму. Таких лекторов на курсе, например, 20, а голова у студента одна. Не перегрузить студента, не обесценить преподавателя, донести от наставника к воспитаннику полезные знания и важные нравственные истины – неужели все это совместимо?

Нельзя обойти это противоречие без урона или для качества самих лекций, или для знаний «среднего» студента, но можно «снять нагрузку»: раздробить знание на «порции», соответствующие вместимости и персональным интересам в «твоей» дисциплине каждого отдельного обучаемого и «загружать» эти «порции» так, чтобы дальше студенты могли «развертывать» сообщенное знание самостоятельно, «достраивать» его новыми сведениями. Помимо этого возбудить интерес учащихся к предмету, так чтобы каждый выбрал себе наиболее подходящее занятие, и предоставить материальные возможности для углубления, как охотники оставляют в избушках соль, сухари, спички для вновь пришедших.

С 2006 года по сей день этот общий подход реализуется в преподавании охраны окружающей среды на биологическом факультете МГУ во 2‑м семестре 1-го курса совместно с Андреем Викторовичем Щербаковым и Натальей Витальевной Мокиевской. Статья – о формах и методах «дозирования», позволяющих каждому «взять» тем больший «кусок», чем интереснее ему предмет и, самое главное, найти в его содержании, достаточно разнородном и разноплановом, то, что интереснее всего именно ему, и дальше углубляться самостоятельно. Задача преподавателя – дать для этого все необходимые средства, обеспечить всей необходимой информацией по нашей дисциплине, как базисной, так и «с переднего фронта» исследований. Для этого ведутся сайты лекционного курса «Охрана окружающей среды» vk.com/naturschutz2017, socialcompas.com, naturschutz.livejournal.com.
Там публикуют новости исследований и значимых событий в области охраны природы. В первую очередь сообщества ВКонтакте используются для интерактивного взаимодействия со студентами в ходе преподавания курса и выполнения ими самостоятельных работ.

Последние включают три блока, в совокупности позволяющих каждому студенту найти собственный «интерес» в области охраны природы и довести «погружение» в экологические проблемы до желаемого максимума. Понятно, здесь есть отсечение снизу – «вместимость» не может быть ниже объема знаний, предусмотренных программой. Для лучшего их усвоения упор делается не только на практическую полезность охраны природы, но и на интеллектуальную сложность и важность исследований в этой области для разрешения фундаментальных проблем биологии (скажем, ее роль в смене парадигм общей экологии и популяционной биологии). Этих моментов практически никто не касается, – возможность благодаря им взглянуть на предмет с новой и неожиданной стороны увеличивает интерес.

1. Cистема интерактивных вопросов и ответов. После первой лекции студентам раздают бланки с просьбой превратить содержание лекции в 3 интересных вопроса (рис. 1).

Рис. 1. Бланк вопросов по курсу «Охрана окружающей среды»

Мы специально рассказываем, что оценивается именно интересность вопроса/ответа, умение самому видеть проблемы и делать неожиданные выводы. После проверки вопросы делают анонимными, перемешивают и на следующей лекции раздают другим студентам для ответа. Самые плохие вопросы – репродуктивные, когда сказанному на лекции просто придана вопросительная интонация. Самые лучшие – когда лектора ловят на противоречии, сопоставив разные фрагменты рассказа или рассказываемое им с тем, что студентам известно по биологии/экологии/социальным наукам. Ответы также оценивают по степени понимания и знания проблемы. Дальше вновь раздают бланки для создания вопросов уже по двум прошлым лекциям. Сейчас в связи с пандемией рассылка вопросов и ответов идет по электронной почте.

Полный курс по предмету «Охрана окружающей среды» включает 12 лекций, давая выполнить 5, в отдельные годы 6 циклов «вопрос – ответ». Сдвиги оценок за ответы и особенно вопросы в семестре хорошо отражают изменения в понимании материала и в «активной компетентности» в природоохранной проблематике вообще. Больше того, лучше преподанные темы вызывают и больше интересных вопросов, давая дифференциальную оценку и качества преподавания. Наоборот – плохо изложенные моменты провоцируют больше всего ошибок и глупостей при вопрошании. Готовится задачник по курсу охраны окружающей среды, составленный из наиболее интересных вопросов.

2. Самостоятельная работа с моделью World3 проводится как факультативный семинар. Она позволяет управляющим ею студентам самостоятельно «спасти» мир от глобального экологического кризиса, неизбежно происходящего при стандартном сценарии («бизнес как всегда»), и тем самым «пощупать» практически, что устойчивое развитие реализуемо, что это не просто слова, понять, при каком сочетании экономики, демографии и социальной политики это возможно, при каком нет. Модель (рис. 2) позволяет «снимать» с развивающейся популяции множество самых разных данных. Наиболее существенны валовые характеристики общественного производства – численность населения, выпуск промышленной продукции, производство продуктов питания, уровень загрязнения, и душевые, отражающие качество жизни индивида, – душевое потребление продуктов питания, промтоваров, услуг и ожидаемая продолжительность жизни.

Выслушав объяснение и прочитав инструкцию, студенты меняют отмеченные там 14 параметров управления моделью в направлении от кризисного сценария к устойчивому. Модель работает по эволюционному принципу: мелкие изменения и отбор – каждую прогнанную модель студенты оценивают по приближению к искомой устойчивости (все кривые стандартного сценария к 2100 году вышли на плато без снижения уровня), обсуждают, как ее изменить в сторону улучшения, перепроверяют заново и т. д. За отведенные 1,5‑2 ч. большинство групп с задачей справляется.

3. Самостоятельная работа студентов с имитационной моделью «Всемирное рыболовство» (Донелла Медоуз, Деннис Медоуз и Том Фиддаман, 1993. University of Latvia Ecological Centre Riga. 45 с.). Проводится как факультативный семинар: позволяет увидеть на практике, как рынок и технологии гарантированно уничтожают природные ресурсы, подталкивает к необходимости своевременно договариваться о разделе квот вылова между командами (исходно пробующими конкурировать при ловле рыбы в общем море в ответ на поставленную ведущим реалистическую задачу – заработать как можно больше денег). По условию участники в зависимости от их общего числа делятся на 4‑6 команд – «компаний», на банковский кредит «закупают суда» и отправляют их «в море», «ловить рыбу», которая является общественным ресурсом. Задача, объявленная участникам, вполне рыночная – заработать как можно больше денег за 10 «рейсов», имитирующих 10 лет промысла, но сделать это можно разными способами – конкурентным или солидарным. В первом случае компании стараются опередить друг друга, заказывая корабли и вылавливая как можно больше, в результате чего гарантированно уничтожают рыбу, обрекая «рыбаков» на безработицу, и зарабатывают $12‑15 тыс. Во втором случае они догадываются не поступать стереотипно, и самоорганизуются уже на первых годах «ловли» (т. е. когда ситуация не ухудшилась необратимо), чтобы посчитать предельно допустимые нормы вылова, распределить квоты и их придерживаться. В таком случае они зарабатывают $22‑25 тыс. – и рыба сохранена. Это показывает важность планового хозяйства для устойчивой эксплуатации биоресурсов. В последние 2 года не удалось провести урок-практикум из-за пандемии, так как требуется собирать 20-30 человек в аудитории. Увы, модель более рациональной ловли реализуется примерно в 10% случаев.

Владимир ФРИДМАН, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник лаборатории экологии, биологических инвазий и охраны природы, кафедра высших растений биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту