search
main
0

Преодолевая несостыковки. Проблемы реализации планов и идей

На днях в гимназии №1528 Зеленограда прошел «круглый стол» на тему «Московская Школа информатизации». Проблемы и перспективы». На мероприятии присутствовали руководители проекта, участники, а также руководители и педагоги образовательных учреждений, которых интересует это направление модернизации. Параллельно в гимназии представители округов столицы демонстрировали свои наработки и достижения в плане использования ИКТ в образовании.

Новые решения

Ведущий «круглого стола» главный конструктор направления «Образование» ГЦП «Электронная Россия» Алексей СЕМЕНОВ рассказал о задачах, возложенных на рабочую группу по «Школе информатизации», заместителем руководителя которой он работает.

– Нам необходимо перейти от многочисленных достижений отдельных школ и учителей к массовой реализации, системности и стандартизации решений, – сказал Семенов. – Также нужно выработать рекомендации по оснащению школ средствами ИКТ с учетом потребностей всех предметов без исключения, включая учебную литературу в цифровом формате. Замена бумажного учебника цифровым – дело бессмысленное. Книги дешевле компьютерных дисков, с ними удобнее работать. Но мы надеемся, что для всех учебников, входящих в федеральный перечень, будут созданы их электронные копии для удобства поиска информации. А помимо этого должны быть собственно электронные учебники.

По словам Алексея Львовича, школа, вставшая на путь информатизации, сталкивается с целым рядом проблем, которые начинаются сразу же после установки техники и ПО. Ведь все это надо обслуживать, ремонтировать, администрировать. Поэтому школы до последнего момента старались вводить в штат все новые и новые должности – завуч по ИКТ, системный администратор, заведующий медиатекой, технический сотрудник и так далее. Но теперь директора стали понимать, что наращивание штатов – не выход. Возникли и другие модели, когда обслуживание техники, системное администрирование ведет не инженер, а внешняя организация на уровне округа, управы. Педагоги стали совмещать несколько функций – например, завуч по УВР и ИКТ, библиотекарь-медиатекарь и так далее.

– Конечно, – заметил Семенов, – подобная обстановка, может быть, не очень удобна для некоторых руководителей, но это единственный способ оптимизировать бюджетные затраты при массовой информатизации.

Особенность современной ситуации еще и в том, что работников школы теперь можно поделить на две категории: одни работают в школе информатизации, но сами в этот процесс не втянуты, другие же, наоборот, задействованы в нем самым активным образом. Действительно, не стоит надеяться, что в такой школе все педагоги немедленно научатся работать с компьютером и все свои предметы начнут преподавать с применением ИКТ. Но создавать единую электронную базу и вести электронный журнал можно только усилиями всех учителей. Поэтому если кто-то не может или не хочет это делать, должны быть те, кто будет выполнять за них эту работу. И получать соответствующую доплату.

Но все это технологическая часть. А есть и творческая, которая относится к работе учителя по ведению своего курса с помощью ИКТ. И в рамках новой системы оплаты труда, когда идет речь о стимулирующих выплатах, нужно говорить не о дополнительной нагрузке, которая может никоим образом не сказываться на конечном результате деятельности педагога, а именно о повышении качества образования.

Тернистый путь

Директор Центра информационных технологий и учебного оборудования Елена БУЛИН-СОКОЛОВА рассказала об организации взаимодействия между разными уровнями образования при участии в проекте «Школа информатизации».

Первичная инициатива здесь исходит от педагога, который представляет самый первый уровень – образовательное учреждение. Учитель, который желает включиться в процесс, должен выбрать курс по своему предмету, который он будет вести с ИКТ-поддержкой. Затем необходимо согласовать идею с руководителем школы, составить план курса, выйти с ним на методсовет школы и после одобрения направить в методструктуры округа. После этого в работу включаются окружной ресурсный центр и управление образования. Пройдя через систему аттестации, учитель возвращается в округ со своей заявкой на оборудование, которое ему нужно для реализации курса. Округ составляет общую заявку от округа, и далее с этим документом работают городские структуры, которые осуществляют приобретение всего необходимого.

Наконец, в итоге учитель приходит в класс, где у него установлено нужное компьютерное оборудование, в информационной сети школы выложены все необходимые для ведения курса ресурсы, он проводит занятия, выставляет отметки, на сервере школы хранятся работы учеников, ресурсы, к которым учитель отсылает детей, задания, задачи, рецензии на те или иные работы.

Но это в идеале. По словам Елены Игоревны, в начале прошлого учебного года было объявлено, что из-за недостаточности финансирования оборудование получат только те учителя, чей рейтинг по итогам рассмотрения пакета представленных документов будет самым высоким. В тяжелой борьбе к финалу пришли лишь самые-самые продвинутые и подкованные педагоги. И что же? Оказалось, что поскольку все средства на информатизацию образования теперь находятся в городском управлении информатизации, заявки на оборудование были переданы ему, но конкурс на приобретение компьютерной техники был проведен только после личного вмешательства мэра Москвы и руководителя Департамента образования. Мало того, выяснилось, что управление, рассмотрев заявку департамента на получение оборудования, полностью ее изменило и приняло решение за самих учителей о том, что им на самом деле нужно. С этим фактом департамент сейчас разбирается.

История эта демонстрирует отсутствие должной координации, которая очень необходима при реализации программ такого рода.

– Полагаю, – сказала Булин-Соколова, – в программе «Столичное образование-5» необходимо прописать обязательства всех сторон и структур, которые поддерживают процесс информатизации образования. Ведь главное – поддержать учителя, основу основ, того, кто непосредственно осуществляет внедрение в учебный процесс ИКТ. И если мы его не поддержим, ничего не получится.

Сознательный подход

Более подробно о процессе повышения квалификации учителей, решивших вести курсы с информационной поддержкой, рассказала заместитель директора Центра информационных технологий и учебного оборудования Юлия ФЕДОРОВА.

Для таких учителей-предметников центр организует обзорную лекцию, где им помогают разобраться, какие средства нужны для реализации идей курса и какие для этого требуются знания, умения и навыки. Это помогает максимально грамотно сформировать свой запрос. Под тематическое планирование учителя подбирают те модули и компетенции, которые ему необходимы для достижения успеха. При этом схема повышения квалификации индивидуальна для каждого педагога, который может быть как новичком, так и мастером. Поэтому выбор может складываться по трем направлениям:

общепользовательские навыки работы на компьютере;

работа в единой информационной среде;

применение ИКТ в предметной деятельности, методика использования специального оборудования и ЦОР.

В каждом направлении три уровня на выбор исходя из желаемого учителем уровня освоения:

Начальный курс (12-24 часа).

Базовый курс (24-36 часов).

Семинар-практикум (24-36 часов).

При этом, если учитель на каком-то этапе понимает, что уже во всем разобрался, он выбирает следующие уровни и идет дальше.

Помимо этого существуют специальные курсы и для других работников школ – администрации, библиотекарей, воспитателей, дефектологов, логопедов, психологов и так далее.

– Главное, – подытожила Юлия Владимировна, – достичь того, чтобы ИКТ применялись каждым педагогом сознательно, а не для показухи.

Мнение технократа

– Я ни дня не работал в школе, – признался советник префекта ЗелАО по вопросам информатизации, главный конструктор проекта «Электронный Зеленоград» Виктор МЕЛЬНИКОВ, – но позволю высказать мнение технократа, которое может оказаться непредвзятым и полезным.

Дело в том, что по итогам работы рабочей группы проекта «Школа информатизации» можно сказать, что единой полномасштабной информационной системы, которая реализовывала бы поддержку учебно-воспитательной системы, а также административно-управленческие функции, на сегодняшний день нет ни в стране в целом, ни в столице в частности. Поэтому для успешной реализации проекта целесообразно перейти к разработке такой системы.

Ее построение требует большого количества времени, ресурсов, наличия координации на самых разных уровнях, а также сочетания множества аспектов – организационно-методических, информационно-технических, санитарно-гигиенических и так далее. Также крайне важно определить, кто будет выступать ее заказчиком.

Система должна быть интегрирована со смежными отраслями социального блока. Ведь сегодня ученик стал субъектом заботы целого ряда отраслей, поскольку получает медицинское, транспортное обслуживание, пользуется питанием, обеспечивается по линии культуры и так далее. Поэтому для всех этих отраслей нужны единые стандарты обмена информацией, единая база данных, созданная по единым правилам, принятым в рамках «Электронной России».

По мнению Мельникова, то непонимание, которое обнаружено между департаментом и городским управлением при реализации заявок на поставку компьютерной техники, стало результатом разного отношения к проблемам информатизации. Этот процесс требует системного подхода, в том числе использования оборудования и программ, максимально совместимых со всеми остальными, используемыми в Москве. И требования техники должны отвечать не только запросам конечного потребителя – учителя, но и содержать целый ряд параметров совместимости с другими системами и базами данных.

Бояться не стоит!

Один из участников «круглого стола» – заслуженный учитель РФ Виктор МЯЭОТС – рассказал об использовании ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями. Особенность разработки в том, что ее авторы – вовсе не какие-то знаменитые фирмы, а обычные учителя. Конечно, за основу был взят продукт одной австралийской фирмы, но поскольку это разработка с открытым кодом, позволяющая видоизменять ее по своему усмотрению, причем совершенно бесплатно, педагоги создали именно тот вариант, который наиболее подходит для их контингента детей. При этом каждый из коллег может сделать что-то свое для своего образовательного учреждения.

Председатель федеральной комиссии ЕГЭ по информатике, заместитель директора школы №1299 Павел ЯКУШКИН попытался успокоить учителей относительно перспектив внедрения единого госэкзамена по этому предмету. Оказывается, в тех регионах, где эксперимент идет уже не один год, наблюдается устойчивое равновесие между желанием учеников сдавать ЕГЭ по информатике и их востребованностью вузами страны. Так, в Санкт-Петербурге, Якутске, Челябинске, Самаре и других городах количество сдававших ЕГЭ по информатике от общего количества выпускников лежит в пределах 1,5-2%, не более. Так что бояться не стоит.

Также Павел Алексеевич рассказал о модели компьютерного экзамена по предмету. Эксперимент прошел на базе МАИ. И дети, сдавая экзамен, имели как бумажную распечатку, так и задание на мониторе, в привычных им средах программирования. Система полностью подтвердила работоспособность, и теперь идет речь о ее массовом внедрении.

Руководитель Ресурсного центра ЮЗОУО Константин СТАНКЕВИЧ посетовал на то, что ряд предоставленных школе электронных ресурсов используются либо неэффективно, либо не применяются вовсе. И многое, как уже было сказано, упирается в отсутствие единых стандартов подключения, несовместимость систем и программного обеспечения. Выход он видит в создании единых критериев оценки предлагаемого школе софта и общих подходов к информатизации.

Вопреки сложившемуся убеждению, что интенсивные занятия с использованием ИКТ в школе вызывают резкое ухудшение здоровья детей, заведующий лабораторией Московского института открытого образования Михаил КАРГАНОВ привел данные, что главная проблема тут сводится вовсе не к вреду самого компьютера, а к гиподинамии и изменению осанки. А это общая беда школы в целом. Поэтому никоим образом не следует пренебрегать динамическими часами и разгрузочными упражнениями, которые советуют гигиенисты. При этом, что интересно, сам компьютер может стать помощником благодаря использованию его в качестве элемента мониторинга здоровья школьников.

Также на мероприятии обсуждалось много других интересных и злободневных вопросов – как быть с противоречащими реальности СанПиНами, почему школа не имеет права приобретать компьютерную технику сама, можно ли использовать мобильные телефоны детей в качестве обучающего средства, чем чревата привычка писать сочинение в графическом редакторе и так далее. Об этих и других проблемах мы постараемся рассказать в другой раз.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте