Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Нацпроект «Образование»

Преодолеть себя

От инклюзивного спорта к инклюзивному городу
Дата: 20 апреля 2021, 00:01
Автор:

Благодаря законодательному введению инклюзивного образования многие дети с ограниченными возможностями здоровья и даже с инвалидностью получили возможность учиться в обычных школах вместе со своими здоровыми сверстниками.

Однако любые попытки поиска методических литературы и рекомендаций для педагогов по тем или иным конкретным вопросам организации урока в инклюзивном классе или по проблемам формирования детского коллектива обречены на почти полный провал.

Но у нас, практиков, работающих в условиях инклюзивного образования уже сегодня, к сожалению, нет времени ждать, когда маститые представители педагогической науки займутся наконец конкретными вопросами научно-методического обеспечения инклюзивного обучения. Мы сами изыскиваем возможности и разрабатываем алгоритмы создания реальной инклюзивной среды в наших, московских, образовательных учреждениях. Специальная коррекционная школа-интернат №2 реализует адаптированные образовательные программы для слабовидящих детей с дошкольного возраста до старших классов школы.

В СКОШИ №2 сложилась традиция ежегодно в мае проводить необычный спортивный фестиваль, для участия в котором в гости к ученикам школы приглашаются здоровые ребята из обычных массовых школ. Казалось бы, спортивный фестиваль, что же тут особенного? Но это необычное спортивное мероприятие. Все участники фестиваля, невзирая на состояние здоровья, делятся на смешанные команды и вместе проходят все этапы соревнований. Спортивные состязания представляют собой либо отдельные виды паралимпийского спорта, либо те виды спорта, в которых не имеют значения ограничения возможностей здоровья, но при этом крайне важны слаженность командных действий и общий командный дух.

Так, на прошлом фестивале здоровые дети из самых разных общеобразовательных школ ознакомились с такими видами спорта, как шоудан (настольный теннис для слепых и слабовидящих) и голбол (аналог футбола для слепых и слабовидящих).

Особый интерес у ребят вызвали командные конкурсы туристической направленности, организованные давним партнером школы – «Лабораторией путешествий». Ведь по словам руководителя лаборатории Матвея Шпаро:
– Для похода не имеет значения, здоров человек или ограничен в своих возможностях. Важны сам поход и преодоление, в первую очередь себя и собственных страхов.

Поистине, находкой для фестиваля стали новые друзья из НКО «Шалопаи Севера». Это группа энтузиастов под руководством Елены Пьянковой, пропагандирующих реабилитацию посредством общения детей с ограниченными возможностями здоровья со специально обученными собаками породы аляскинский маламут.

В прошлом году кроме ребят с нарушениями зрения в фестивале принимали участие две школы – №1251 имени Шарля де Голля и №1234.

Идея организовать инклюзивный фестиваль появилась давно. Руководство и педагоги школы исходили из того, что необходимо сделать такой инклюзивный фестиваль, где демонстрировались бы новейшие разработки в области создания оптимальных условий для взаимной интеграции детей с ограничениями здоровья и здоровых детей, а также педагогических технологий формирования инклюзивных детских коллективов и групп. Причем на фестивале представлены не только педагогические и спортивные разработки школы, но и разработки других учреждений, таких как «Лаборатория путешествий», культурно-спортивный реабилитационный комплекс Всероссийского общества слепых, НКО «Шалопаи Севера».

Очень важно, когда здоровые дети приезжают к детям с ОВЗ и они вместе участвуют в совместной созидательной деятельности. По замыслу организаторов фестиваля, созидательная деятельность – это прохождение маршрута. Причем в ходе прохождения ребята участвуют в паралимпийских видах спорта или в тех соревнованиях, в которых многие годы участвовали слабовидящие дети и которые регулярно используются в повседневной коррекционно-образовательной работе.

Уникальные разработки командных игр «Лаборатории путешествий» вообще никак не зависят от состояния здоровья участников команды. Таким образом, достигается важнейший эффект – создание равных условий для ребят с нарушениями здоровья и здоровых ребят. Но главное достижение фестиваля – это, конечно, общение ребят, их взаимное признание равноправия и равноценности друг друга.

Не секрет, что слепые и слабовидящие люди по ряду причин довольно часто образуют свои особые и несколько изолированные микросоциальные группы. Это связано в первую очередь с необходимостью взаимной поддержки, однако присутствует и фактор определенного недоверия к окружающему миру. Одна из главных задач школы – дать возможность выпускнику войти в мир, не ощущая ограничений.

Для этого дети должны научиться развиваться, общаться, дружить, достигать успехов и переживать неудачи вместе.

Очень плохо, когда ребенок-инвалид со всеми своими сложностями буквально насаждается коллективу здоровых детей. Нередко это рождает конфликты и недопонимание окружающими проблем ребенка с инвалидностью. Умение ценить другого человека и дружить – большая человеческая наука, которой тоже нужно учиться. Поэтому очень важно, чтобы и здоровые дети ощутили на себе необходимость командной взаимовыручки, чтобы они на практике и вместе, всей командой, преодолели трудности, созданные в видах спорта, предлагаемых им для состязаний.

Фестиваль выявил три ключевых момента успешной организации: интересная для детей состязательная форма, тщательно продуманные соревнования и, конечно, незаметная для ребят постоянная поддержка взрослых.

Педагогическая же задача представляется очень ясной: просто взять и изъять средовой фактор ограничения здоровья и для слабовидящих, и для здоровых детей. Звучит устрашающе, однако, если применить фантазию и профессионализм, на практике это не так уж сложно.

Фестиваль СКОШИ №2 лишь один из способов формирования реального инклюзивного пространства в отдельной территории города с участием нескольких образовательных учреждений, когда ресурсы отдельных школ объединяеются в единый организм, работающий во благо юных москвичей.

Павел СУВОРОВ, директор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №2


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt