Наша школа является обычной общеобразовательной школой Москвы. Здесь обучаются и воспитываются дети с разными возможностями и потребностями.
Дети с особыми потребностями – это дети, которые имеют узкий круг общения, в то время как рядом существует большой и красивый мир. Поэтому наша главная задача – помочь открыть им этот мир, сформировать и развить навыки собственной жизненной компетенции (навыки социального адаптирования). На решение таких многоуровневых задач направлено инклюзивное образование, которое активно развивается и реализуется в нашей школе через индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку.
Современный образовательный стандарт предъявляет определенные требования к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного освоения учебного материала у детей должны быть достаточно развиты внимание, память (зрительная и слуховая), пространственная ориентация, фокусное зрение, графомоторные навыки, логическое мышление.
Поэтому создаются специальные условия для получения образования: адаптированные образовательные программы, среда жизнедеятельности, а также педагогическое, медицинское и социальное сопровождение, без которого затруднено, а порой и невозможно освоение программ детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучающиеся, прошедшие Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию и получившие статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, сопровождаются учителями-логопедами, учителями-дефектологами, тифлопедагогами, олигофренопедагогами, педагогами-психологами.
Осуществляется патронат семей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями, в рамках которого оказывается помощь ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрастающего человека как личности.
В соответствии со структурой нарушения и социально-личностными условиями его проявления определяются коррекционные и компенсаторные возможности конкретного ребенка с конкретным нарушением. Так, активно практикуются разнообразные формы и методы обучения и воспитания, имеющие коррекционную направленность.
Создание гибкой и вариативной организационно-методической системы, адекватной образовательным потребностям детей с различными возможностями, обеспечивается преемственностью систем дошкольного и школьного образования.
Совместная деятельность специалистов детского сада и школы осуществляется как сотрудничество по выработке совместных решений в сфере создания педагогических условий инклюзии. Сотрудничество осуществляется в следующих формах: совместное проведение педагогических советов и совещаний, родительских собраний, воспитательных мероприятий, занятий в школе будущего первоклассника, занятий в родительском клубе «Преодолей-ка».
Таким образом, инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, вариант предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Все особые дети нуждаются в обогащении опыта социального и учебного взаимодействия со своими сверстниками и взрослыми, однако каждому ребенку необходимо подобрать доступную и полезную для его развития модель образования.
Наталья ИВАНОВА, педагог-психолог школы №853
Комментарии