search
main
Топ 10
Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Дмитрий Лутовинов стал «Учителем года России» – 2022 Утверждены новые правила приема в российские вузы На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Завершилось финальное испытание конкурса «Учитель года России – 2022» Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя В Забайкалье лучших учителей наградят премиями в профессиональный праздник В Иркутске открыли скульптуру, посвященную первой учительнице Юрия Гагарина В КБР увеличат зарплату учителей на 40% благодаря новой системе оплаты труда МГОУ стал подведомственным вузом Минпросвещения России Как выбрать ручку и прописи для первоклассника VK поздравит педагогов с Днем учителя Победителем конкурса «Директор года России – 2022» стал руководитель из Москвы
0

Преобразования необходимы. Открытая гуманитарная междисциплинарная конференция, посвященная 200-летию со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева

​«Преобразования необходимы… Но как их исполнить, как приступить?» Этот вопрос прозвучал в 3-й главе «Отцов и детей». Роман был написан в 1860-1861 годах. Прошло более 150 лет. И вдруг не только Россия, но и весь мир вынуждены повторить тургеневский вопрос. Не по принуждению из-за любви к классику, а по необходимости найти точную формулировку для определения глобальных процессов, из которых мир ищет выхода.

В 2018 году исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича. Многие крупнейшие мыслители, художники, ученые выделяли Тургенева особо среди других крупнейших писателей. Дмитрий Мережковский в книге «Вечные спутники» писал: «В России, в стране всяческого, революционного и религиозного, максимализма, стране самосожжений, стране самых неистовых чрезмерностей, Тургенев едва ли не единственный после Пушкина гений меры и, следовательно, гений культуры. В этом смысле Тургенев, в противоположность великим созидателям и разрушителям, Льву Толстому и Достоевскому, – наш единственный охранитель… В этом вечная правда его».Отдавая должное значительной дате и памяти великого писателя, Московский городской Дом учителя совместно с издательством «Русское слово» на прошедшей неделе провел Открытую гуманитарную междисциплинарную конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.Конференция прошла на базе школы №1257. Выбор школы не был случайным. На протяжении многих лет школой руководит Людмила Григорьева. Будучи не только опытным руководителем, но и прекрасным учителем французского языка, знатоком европейской культуры, Людмила Васильевна последовательно поддерживала идеи гуманитарного образования, о которых она рассказывала на телеканале «Культура» в передаче «Культурная революция». Поэтому участие школы в проведении городской конференции было полноценным – школа взяла на себя решение не только организационных вопросов. С интересными исследованиями, докладами выступили педагоги и учащиеся этой школы: многие отметили доклад учителя русского языка кандидата педагогических наук Д.А.Хаустовой (школа №1257) об использовании последних смарт-технологий при изучении повести И.Тургенева «Ася».Конференция объединила очень много и детей, и взрослых для заинтересованного разговора о писателе. Факт такого интереса к литературе, книге, самому Тургеневу – это своеобразный ответ через 150 лет герою Тургенева Базарову, который в своем нигилистическом запале утверждал, что Пушкина читать не стоит. Но содержание выступлений на конференции ответ не только Базарову, но и некоторым тенденциям нашей действительности, как, например, появление изданий краткого пересказа произведений классиков, чей гений принадлежит уже не России, а миру. Проведение юбилейных торжеств великих писателей содержит колоссальный воспитательный потенциал для любого участника. Вот неожиданный и добровольный отклик ученика школы №1034 В.А.Немчинова в адрес оргкомитета конференции:- Я бы хотел выразить вам неимоверную благодарность за то, что дали возможность прикоснуться к творчеству Ивана Сергеевича Тургенева. Благодаря этой конференции я обрел немало новых знаний в области литературы, истории, стал лучше чувствовать настоящее время, получил огромный заряд вдохновения на дальнейшие труды. Благодарю вас за то, что вы столь самоотверженно даете шанс юному поколению понять истинные ценности жизни. Творческих сил вам! Буду с нетерпением ждать следующей конференции!Есть знаменитый диалог в романе «Отцы и дети». В споре о молодом поколении Николай Кирсанов выражает надежду: «…я чувствую, что за ними есть что-то, чего мы не имеем, какое-то преимущество над нами… Молодость? Нет: не одна только молодость…» Сам факт, что вместе с учителями в обсуждении творческого наследия великого писателя участвуют дети, радует и дает уверенность, что есть кому наследовать и хранить достояние нашей литературы и культуры. Это и учащиеся старших классов школы №1034 (Макарова Д., Немчинов В., Меркушова В.), школы №962 (Зуева М.), школы №870 (Дольникова В., Гегамян Л.), школы №956 (Попов И.), школы №1574 (Плеханов О.), школы №979 (Земскова С., Чередникова Е.), Романовской школы (Незаметдинов С., Пащина В., Святов Д., Пасюков Н., Урих П., Жумбаева Н.), школы №1636 (Шорникова М.), школы №1770 (Артемова А., Каламбетова А.), школы №947 (Бояров Д., Зубарева Д.).На конференции присутствовали сотрудники Института мировой литературы РАН и издательства «Русское слово». Доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник ИМЛИ Александр Гулин выразил свое отношение к конференции, после того как прослушал доклады учителей:- Очень порадовало высокое качество прозвучавших на конференции учительских докладов. Были подняты и получили нетривиальное, научное, профессиональное решение очень серьезные вопросы изучения жизни и творчества Тургенева. И самое главное – не было никакой схоластики, все оказалось по-настоящему ясно, выразительно и глубоко. Тургенев предстал как живое и необходимое для современности творческое явление. Думаю, что конференция по-своему задает именно тот уровень изучения русской литературы, на который должна равняться отечественная школа.Действительно, более 20 учителей разных предметов: литературы, музыки, истории, библиотекари – выступили с докладами, в которых не только анализировалось творчество Тургенева, но и был заявлен конкретный опыт работы с произведениями писателя. Перечень докладов раскрывает уровень интереса педагогов к писателю. Перечислим некоторые темы докладов: «Стереотипы восприятия тургеневских образов» (Еремина Л.В., школа №556), «Концепт «гнездо» в творчестве И.С.Тургенева» (Лебедева С.Н., школа №1286), «Стихотворный цикл «Деревня» И.С.Тургенева в контексте русской литературы» (Гришина И.В., школа №1501), «Развитие оценочной деятельности старшеклассников на уроках литературы. И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот». (Сафонова Т.В., школа №1449), «Моя жизнь на Бежином лугу. Легенды и быль» (Перехожева Л.Н., школа №123), «Влияние семейных традиций и личности В.П.Тургеневой на творчество И.С.Тургенева» (Кузнецова Е.А., школа №1770), «Либерализм Тургенева: между «гамлетами» и «донкихотами» (Пастушный В.В., школа №1375), «Дети в произведениях И.С.Тургенева» (Хурда Н.А., Александрова Е.А., школа №962), «Тургенев и христианство» (Афанасьева Г.А., школа №2128), «Типологическое прочтение повестей И.С.Тургенева в среднем звене средней школы» (Григорьева И.А., школа №962), «Изображение деградации помещиков в «Записках охотника» И.С.Тургенева» (Салмина Н.С., школа №2128), «Интеллектуальная игра как средство закрепления знаний при изучении произведений Тургенева» (Ковалева О.С., школа №979).- Я впервые участвовала в конференции такого уровня, – делится впечатлениями Галина Афанасьева из школы №2128. – Чтобы достойно выступить среди коллег, пришлось немало перелопатить дополнительной литературы, чтобы еще и еще раз пропустить через себя творчество великого мастера. И в процессе этой подготовки самообразование поднялось на несколько ступенек выше. Работая в секциях, коллеги Москвы делились своим драгоценным опытом в работе по творчеству Ивана Сергеевича. Особенно порадовали дети и их глубокие исследовательские труды. Мероприятия такого уровня дают возможность талантливым детям проявить себя! Создать ситуацию успеха, заметить, оценить – это так нужно нашим ребятам! Вдруг из них вырастут те, кто продолжит славное дело великих и прославит нашу страну! Спасибо организаторам конференции за высокий профессионализм!Конечно, встреча с прекрасным – это всегда поручительный праздник. Тургенев был волшебником, обладающим тайной русского языка. Он был удивительным знатоком поэзии и музыки. И так кстати на открытии конференции прозвучал романс на слова Тургенева «Утро туманное» в прекрасном, наполненном глубоким звуком исполнении солистки оперной студии «Созвездие» Дома учителя Марианны Гусевой под безупречный аккомпанемент Татьяны Петруниной! А потом еще два любимых романса Тургенева, которые когда-то исполняла Виардо. В воспоминаниях о Тургеневе можно прочитать, что он «как литературная нянька» учил всех, кто обращался за помощью. В одном из последних писем к Льву Толстому доживающий последние дни Тургенев писал: «Выздороветь я не могу, и думать об этом нечего. Пишу же я вам, собственно, чтобы сказать вам, как я был рад быть вашим современником, и чтобы выразить вам мою последнюю искреннюю просьбу. Друг мой, вернитесь к литературной деятельности! Ведь этот дар ваш оттуда, откуда все другое».Русская литература была делом жизни, вот и последние заботы были о ней. Он прекрасно сознавал, что наша литература – это духовный наставник, духовный страж. И поэтому мы закрывали конференцию трогательным выступлением маленького кадета, ученика 5-го класса школы №1770 Артема Соколова. Он уже читал Тургенева, он его понял и полюбил. С потрясающей искренностью Артем прочитал миниатюру «Воробей», которая заканчивается словами: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Думаю, что конференция была необходима не только потому, что великий русский писатель достоин памяти и признания, но и потому, чтобы мы вспомнили эти слова: «…только любовью держится жизнь».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте