search
main
0

Преобразование реальности. Проекты как основа образовательного пространства

​Неотъемлемой частью системы среднего образования в последние годы является проектная деятельность. В нее вовлечены и педагоги, и школьники, и зачастую их родители. Проект – это разработка некой стратегии обучения, инновационная работа, предполагающая преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Школы межрайона Северо-Западного округа активно занимаются проектной деятельностью. О некоторых проектах мы сегодня и расскажем.

Школа №1298. «Мы помним, мы гордимся!»Одной из важнейших задач современной России является повышение патриотического сознания современных школьников. К сожалению, за прошедшие десятилетия слегка уменьшился интерес к событиям Великой Отечественной войны, во многих странах мира произошла фальсификация и подмена исторических фактов и подвигов. Главной целью проекта наша группа решила сделать восстановление памяти и уважения к подвигу народа через личное отношение.Три московских конкурса короткометражных фильмов и видеороликов школьников о войне показали, что эта тема интересна не только в нашей стране. Ролики присылали подростки Украины, Белоруссии, Армении, США, Швеции. В век современных технологий формат фильма или ролика достаточно востребован среди молодого поколения. За три года на конкурс было прислано более 600 роликов. Мы надеемся, что все они являются не только образцом хорошей работы, но и оставят след в душе создателей и зрителей.«Конструкторское бюро»Основная задача проекта «Конструкторское бюро» заключается в поиске, выявлении и развитии талантливых и одаренных в техническом направлении детей. Занятия позволяют повысить уровень теоретической грамотности и развить навыки инженерно-технического уровня.В проекте «Конструкторское бюро» изучаются разнообразные механизмы, узлы, детали и их сочетание. На занятиях много времени уделяется грамотному выполнению и чтению чертежей, изучению конструкционных материалов и правильному их применению.Среди участников проекта – Илья Левицкий, ставший трижды серебряным призером Всероссийской олимпиады школьников по технологии (заключительный этап), Влад Левыкин – победитель Всероссийской олимпиады школьников по технологии (региональный этап). Три участника проекта стали серебряными призерами Московской олимпиады школьников по технологии (региональный этап) – это Александра Лебедева, Николай Ефимов, Савелий Корытков.«Зеленая лампа»Проект «Зеленая лампа» – это курс занятий для учащихся 2-4-х классов, предлагающий постоянную работу с детьми, испытывающими трудности при обучении чтению. За время летних каникул школьные умения и навыки детей заметно ослабевают. Им трудно привыкать к процессу обучения, требуется много времени для вхождения в школьный ритм. И так происходит каждую осень, особенно страдает при этом навык чтения.Умение читать считается базовым для успешного обучения школьника. На занятиях проекта «Зеленая лампа» дети с помощью специально подобранной методики достигают нужных показателей скорости чтения, улучшая при этом показатели качества.За 3 года непрерывной работы авторы помогли более 200 учащимся. Качество чтения и степень обучаемости после участия детей в проекте вырастают примерно на 40-60 процентов. Это является залогом успешности учеников, переходящих из начальной школы в среднюю.Школа №1056. «Совершенный учитель»«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель» (Лев Толстой).Эти строки великого русского писателя характеризуют учителя биологии и химии Якова Анатольевича Попова. Яков Анатольевич принадлежит к числу тех педагогов, которые совмещают в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по-настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения школьников. Про таких людей говорят, что они работают с огоньком, отдавая делу всего себя… Таких педагогов называют учителем с большой буквы, совершенным учителем.С 1991 года, еще будучи студентом 3-го курса биолого-химического факультета МПГУ, начал работать учителем биологии и химии Яков Попов. Его уроки изо дня в день наполнены не только напряженным учебным трудом, но и радостью познания. Они учат ребят разбираться не только в законах химии, но и в законах жизни. Ученики Якова Анатольевича регулярно принимают участие в окружной конференции проектных и исследовательских работ «Будущее Северо-Запада»: «Лидер», «Ломоносовец», «Вот моя улица, вот мой дом», в акции «Чистый берег» Зеленой олимпиады.Попов является руководителем туристического кружка «Ушан». Он любит свое дело, любит природу, дружит со спортом, является хорошим организатором туристической работы и способен вести за собой. Педагог является авторитетом для всех своих воспитанников, поэтому оказывает на них огромное воспитательное влияние, ведь значимый взрослый в условиях туристического кружка, а особенно в условиях туристического похода, очень многое может сделать для взросления ребенка.Детский спортивный туризм – это один из компонентов туристско-краеведческой работы с детьми в системе дополнительного образования, в котором доминирующими являются деятельность, связанная с проведением категорийных спортивных походов I, II, III категории трудности, и участие в соревнованиях по спортивно-туристскому многоборью различного ранга.За последние годы туристской командой «Ушан» проведены категорийные походы в районы Крайнего Севера, Урала, Кавказа, Крыма, Сибири, Монголии, Камчатки, Забайкалья – Каларский район Читинской области. Природа используется как площадка для реализации проектной деятельности. В основе уникальной воспитательной технологии деятельности Попова лежит интересная, активная деятельность, формирующая очень важные человеческие качества.Детский спортивный туризм – это исключительно наша национальная уникальная воспитательная технология. Технология, в основе которой лежит интересная и активная деятельность, формирующая очень важные человеческие качества. И за этой деятельностью стоят педагоги, которых их воспитанники, будучи уже взрослыми, помнят всю жизнь.Лицей №1571. «Конвергенция как средство познания»Московский проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования» разработан в рамках реализации проекта модернизации региональных систем общего образования и направлен на повышение качества образования.Лицей №1571 одно из 37 средних общеобразовательных учреждений города Москвы, которое является площадкой для конвергентного образования. В образовательную организацию поставлено оборудование для кабинетов-лабораторий физики, химии, биологии и географии для обеспечения обучения школьников как на базовом, так и на профильном уровне.Работа Курчатовского центра непрерывного конвергентного образования направлена на объединение, взаимопроникновение наук и технологий. Приоритетом является междисциплинарный подход. В первую очередь Курчатовский проект ориентирован на науки естественно-научного цикла: физику, химию, биологию и географию.Так называемые конвергентные лаборатории в лицее оборудованы интерактивными столами, проекторами с поддержкой 3В-формата, интерактивными стендами, сенсорными панелями, силовыми микроскопами, подробными анатомическими моделями, дистилляторами, настольными центрифугами, комплектами нетбуков, наборами «Цифровая лаборатория» (датчики, измеряющие температуру, кислотность, электропроводность, оптическую плотность, датчики концентрации ионов и др.), наборами для проведения практической части экзаменационных работ и многим другим.Учителя имеют возможность повысить качество создания и использования новых образовательных технологий, активных методов обучения, эффективность управления образовательным мероприятием, качество планирования и осуществления ключевых процессов, обеспечения решения образовательных, воспитательных и здоровьесберегающих задач.Практикумы, проходящие в лицее, в основном автоматизированные, основанные на манипуляциях с датчиками. Оборудование позволяет делать все лабораторные работы курса школьной физики, химии, биологии и изучать темы сверх программы. Интерактивные столы с сенсорными поверхностями «говорят и показывают» материалы по теме урока – карты, видео, фотографии.«Курчатовские лаборатории» создавались не только с целью углубленного изучения материала определенного учебного предмета, но и для формирования у школьников широкого естественно-научного кругозора, метапредметного мышления, исследовательских компетенций, какими обладают талантливые ученые. Конвергентные лаборатории в лицее №1571 активно используются в течение всего учебного года. Учителя создают яркие демонстрации при прохождении нового материала, используют оборудование для самостоятельной и лабораторной работы учащихся.Во второй половине дня учителя используют лаборатории для проектно-исследовательской работы. Так, в прошлом году в рамках «Научных каникул» состоялась конференция, где были представлены проекты «Изучение нагревательных приборов в быту и лаборатории», «Природные индикаторы», «Биологическая роль ионов кальция» и др. Продолжается работа над темами «Изучение особенностей микроклимата в лицее», «Создание маршрута путешествий» и многими другими.Участниками разнообразных событий «Научных каникул» стали ученики начальной школы. Экскурсии по конвергентным лабораториям, лекции, опыты для своих младших товарищей проводили ученики 8-10-х классов. Восторг малышей, их горящие глаза – разве это можно забыть! В учебном плане учащихся 4-х классов в этом году будут организованы исследовательские занятия в лабораториях Курчатовского проекта.Учащиеся лицея №1571 Дмитрий Фролов, Евгения Иванова, Анна Мглинец стали финалистами городской конференции проектных работ «Старт в медицину». Финалистом городского конкурса проектных и исследовательских работ учащихся образовательных учреждений в секции естественно-научного цикла стала учащаяся 10-го класса Анастасия Алешкина с работой по теме «Бактерицидные свойства серебра».Учитель химии Наталья Юрьевна Волжская, учитель биологии Ольга Ивановна Протасова, учитель физики Елена Борисовна Прокудина, используя возможности данного проекта, смогли подготовить победителя Московской конвергентной олимпиады.Весной в одном из подразделений лицея прошла городская научно-практическая конференция «Формирование метапредметных умений на уроках естественно-научного цикла». Вниманию собравшихся был представлен открытый урок «Энергетика жизни», который провели сразу три учителя: учитель физики Георгий Шотаевич Гоциридзе, учитель химии Наталья Юрьевна Волжская и учитель биологии Ольга Ивановна Протасова. Обсуждение данного урока прошло на Московском образовательном телеканале.При взаимодействии с другими организациями, такими как Центр педагогического мастерства, Московский институт открытого образования, вузы, проходят занятия по подготовке к олимпиадам. В этом направлении активно работает лаборатория «Биология». Проходят циклы занятий «3D-визуализация биологических молекул», «Анатомия» (анатомия растений, кардиология), «Биотехнологии». Данные занятия посещают учащиеся классов с углубленным изучением естественно-научных дисциплин, мотивированные и одаренные учащиеся из всех корпусов нашего лицея. Более того, данные занятия могут посещать все желающие школьники Москвы.В рамках реализации преемственности на всех ступенях обучения проходят открытые мероприятия и экскурсии в конвергентных лабораториях. Учащиеся старших классов для младшей школы организуют увлекательные квесты, занимательные занятия, интерактивные игры.Курчатовский проект, безусловно, дает возможность развития метапредметных знаний, а созданные в лицее лаборатории способствуют активизации проектно-исследовательской деятельности учащихся, подготовки к практическим турам олимпиад и конкурсов, дают возможность углубленного изучения отдельных предметов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте