search
main
0

Премудрых слушать. Побольше разуметь Два варианта одного урока в 3-м классе

Тема “Дорогая цена вежливости”
Урок-игра. “Рыцарский турнир”
(игра проводится после урока-беседы: “Ежели вы вежливы…”)
Сегодня обучение школьников правам человека является одной из важных сторон воспитания. Ученик должен научиться правильно действовать, когда окажется один, когда от него не требуют отчета.
В основу этой работы положена идея помочь каждому ребенку проявить и развить свою индивидуальность. Обучая детей, мы должны решать сначала нравственные задачи. Работа начата, когда дети пришли во второй класс. Выяснилось, что знают они о своих правах и обязанностях в школе, в классе, на уроке. С этой задачей помогла справиться интересная анкета-опрос.
Вот несколько вопросов. Условия заполнения анкеты: дети сидят по одному и отвечают на вопросы письменно.
1. Какой день недели ты больше всего любишь?
2. Каким должен быть ученик?
3. Что я должен делать в школе как ученик?
4. Что может делать ученик в школе, классе?
5. Что в школе для тебя самое важное?
6. Что обязан делать ученик?
7. Какие ты имеешь права как ученик школы?
После ответов был проведен анализ работ и сделан вывод, что маленькие дети 8 лет не знают отличия прав от обязанностей, они еще не могут выполнять и нравственные нормы, поэтому весь второй класс был посвящен воспитанию нравственных качеств у учеников и зачаткам знаний по правам человека.
Так, интересной формой приобщения ребят к правилам хорошего тона является “рыцарский турнир” вежливости и воспитанности. Он проводится в два этапа.

Цель игры: проверить и закрепить знания о правилах вежливости, вызвать у ребят желание продолжать изучать правила вежливости, помочь им накопить опыт совместной игровой деятельности.

Первый этап
Подготовка к игре
Беседа с учащимися о том, кто такие рыцари.
Вопрос висит в классном уголке, а дети ищут ответ сами, привлекая родителей (2-3 дня). Чтение книг о рыцарях.
Ответ появляется в уголке. Рыцарь – человек в феодальной Европе, принадлежащий к военно-дворянскому сословию. Он имеет боевого коня, дорогое вооружение (меч, щит, латы), умеет нести военную службу.
Рыцарь должен овладеть семью рыцарскими доблестями: верховой ездой, фехтованием, владеть копьем, плаванием, охотой, игрой в шашки, сочинением песен, стихов в честь дамы сердца. Рыцарю обязательно быть смелым, великодушным, верным долгу, благородным по отношению к женщине. У каждого – свой девиз и клятва.

Второй этап
Урок-игра “Рыцарский турнир”
Мальчики делятся на две команды заранее, готовят девиз, название команды, орденский знак (символ, характеризующий команды). Например:
1) Клянемся рыцарями быть
И рыцарство в борьбе добыть!
2) Долой латы и забрало!
Мы рыцари добра и славы!

1-я ведущая. (Призывает)
О, юные повелители душ, рыцари!
Вы знатоки любезности и вежливости!
Вас ждет турнир рыцарей!
Да победит сильнейший!

Турнир начинается (звучит гонг – сигнал к началу). Входят под марш 2 команды.
2-я ведущая. Представляю команды “Джентльмены” и “Дон Кихоты”.
1-я ведущая. Жюри конкурса (перечисляет их). Оценки до 5 баллов. Турнир открыт.
2-я ведущая. Прошу команды приветствовать друг друга и чем вежливее, тем лучше.
3-я ведущая. Первый конкурс “Разминка” – вопросы каждой команде.
1-я ведущая. Кого в прошлом называли рыцарями? (Того, кто смел, отважен, носит тяжелые доспехи, умеет скакать верхом, стрелять из лука).
2-я ведущая. Какого человека мы называем рыцарем в наше время? (Того, кто готов бесстрашно броситься на помощь человеку, не трус, вежливый, у него благородное сердце).
1-я ведущая. Жюри подводит итоги конкурса, а болельщики участвуют в разминке-игре “Словарь вежливых слов”.
1. Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
2. Зазеленеет старый пень,
Когда услышит (добрый день).
3. Когда нас бранят за шалости,
Говорим (прости, пожалуйста).
4. И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свиданья).

2-я ведущая. Жюри объявляет итоги 1-го конкурса (звучит объявление).
3-я ведущая. Конкурс “Рыцарские манеры”.
Волшебные слова.
Каждый вежливый человек всегда употребляет в общении “волшебные слова”. Вы должны назвать эти слова. 1 очко за слово.
Волшебные поступки.
Откуда пришел обычай снимать шапку, входя в дом?
Почему, когда здороваешься, нужно снимать перчатки?
Какие советы дашь человеку, идущему в гости?
1-я ведущая. Задание. Мы идем в театр.
За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр?
Как быть с шоколадкой, которая у вас в руке, если уже звонок зовет в зал?
Как вести себя во время спектакля?
2-я ведущая. Конкурс практический:
сервировка стола (по одному участнику от команды);
выпей компот, не нарушив правил хорошего тона (на столе по 1 чашке компота с фруктами и по 1 чайной ложке).
3-я ведущая. Конкурс домашнего задания. Команды дома готовили инсценировку сценок о благородных поступках, которые дети придумали сами. Условие: сценки примерно на 7 минут.
1-я ведущая. Жюри, итоги.
2-я ведущая. Конкурс чтецов. Рыцари читают стихи о хорошем тоне, о красивом поступке и т.п. – по два от команды.
3-я ведущая. Внимание! Внимание! Внимание! Задачи на уважение для болельщиков!
Мальчик спросил у прохожего: “Сколько время?” Какие ошибки он допустил?
Ученик заходит в класс, а из класса ему навстречу выходит взрослый, ученик его толкает, идет дальше к своему месту. Где ошибки?
1-я ведущая. Конкурс “Скрестите шпаги”. По одному вопросу по очереди задают участники команд (вопросы дети готовят заранее – по три вопроса о благородных поступках).
2-я ведущая. Жюри объявит итоги конкурса.
3-я ведущая. Наш турнир подошел к концу. Жюри подводит окончательный итог. А группа ребят исполнит песню Б. Савельева на стихи М. Пляцковского “Праздник детства”.
1-я ведущая. Слово жюри.
2-я ведущая. Турнир окончен! Мы думаем, что не исчезнут с нашей земли добрые люди, друзья, благородные и сильные, смелые защитники слабых!
Под звуки марша рыцари совершают “круг почета” по классу.
Класс украшен рисунками рыцарских гербов, регалий, плакатами, где написаны добрые слова, высказывания о чести, мужестве.
Крупным планом изображен на рисунке рыцарь феодальной Европы и подпись: “Турнир вежливости”.
Примечание. Наблюдая за детьми после “турнира рыцарей”, я заметила, как изменились мальчики в классе. Они стали более внимательны к девочкам, даже между собой изменили отношения: стали сдержаннее, спокойнее.
Наталия ШИШОВА,
учительница школы N500

Урок-беседа с элементами театрализации “Вежливость на каждый день”
Цель урока: закрепить и расширить знания учащихся о правилах вежливости, привлечь их внимание к этим правилам, вызвать желание больше узнать об этикете, следовать ему.
Эпиграф: “Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе”.
Учитель. Тема нашего урока: “Вежливость на каждый день”. Не секрет, что именно вежливость помогает нам по-доброму относиться друг к другу.
Сегодня наш урок начинается с необычной сценки, которую покажут (разыграют) Кирилл и Маша, а называется сценка “Бабушкин сундук”.

Сценка. Играют мальчик
и девочка.
Мальчик (выходит и выносит сундучок). Ну что за упрямый сундук! Не открывается, и только! Я уже все слова использовал, которые знал. Попробую еще. (Обращается к сундуку). Сундук, откройся сразу! Нет, не открывается. Открывайся по моему приказу! Нет, не открывается. Сундук, брось свои шутки! Нет, не открывается! Что же мне делать?
Девочка. Что ты кричишь?
Мальчик. Я не кричу, я слово подбираю!
Девочка. Какое слово?
Мальчик. Какое, какое! Нужное!
Девочка. А зачем оно тебе?
Мальчик. Зачем, зачем! Чтобы сундук открылся! Потому что сундук заколдованный. Мне его бабушка прислала. Я тебе разве не говорил?
Девочка. Ничего ты мне не говорил!
Мальчик. У меня бабушка – Фея Вежливости. И вот она прислала сундучок и письмо, а в письме написано… послушай:
Посылаю тебе, внук,
Замечательный сундук.
В нем подарок для ребят,
И конфеты там лежат.
Но висит на нем замок.
Чтоб его открыть ты смог,
Нужно знать простое слово,
Только скажешь – и готово!
Если внучек дорогой
В памяти пороется,
Это слово вспомнит он,
И сундук откроется!
Девочка. Вот в чем дело! Ты не можешь одного-единственного слова припомнить?
Мальчик. Да я ему уже, наверное, тысячу слов говорил!
Девочка. Не открывается? А ты попробуй еще!
Мальчик. Попробую! Сундук, откройся быстро! Сундук, откройся немедленно! Открывайся! (Ударяет его) Ой-ой-ой! Как больно!
Девочка. А я, кажется, знаю, какое слово тебе надо сказать, чтобы сундук открылся!
Мальчик. Что ж ты молчишь? Говори!
Девочка. Я тебе его на ухо скажу. (Говорит.)
Мальчик. Не может быть, неужели я этого слова не сказал? Я же миллион слов сказал!
Девочка. А этого простого слова не говорил. Попробуй!
Мальчик. Попробую! Слово-то какое для меня непривычное. Я его никогда никому не говорю. Ну что же, попробую. Сундучок, откройся, пожалуйста! Ой! Открылся! А в сундучке – подарок для всех ребят.
Учитель. Ребята, вы уже видели, что без вежливых слов даже замок у сундучка не открывается. Вежливые слова можно сравнить с волшебным ключиком, как в стихотворении Михаила Танича:
“Извини”, “Пожалуйста”, “Прости”
и “Разреши” –
Это не слова, а ключи души.
Кроме нашей спутницы – таблицы
умножения,
Есть еще волшебная таблица уважения.
Помните, как азбуку и как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” –
волшебные слова.
Давайте посмотрим, что же лежит в сундучке. А в сундучке подарок от Феи Вежливости – компьютер “ЖС”. (“ЖС” – жизненная ситуация). Компьютер будет предлагать вам различные ситуации, а вы должны будете в них ориентироваться: вести себя приветливо, тактично и вежливо. (Показ компьютера). Давайте поблагодарим Фею Вежливости за подарок и скажем ей огромное… (Дети: “Спасибо”).
Итак, в компьютер “ЖС” мы вводим программу нашей игры, которая состоит из нескольких этапов, а показателем нашей успешности в этой игре будет Цветок Вежливости, который должен появиться на экране.

“Мимика и жесты”
Наша речь никогда не обходится без мимики и жестов. Скажите, что же такое мимика? (Мимика – движение лицевых мышц; выражение лица; мимика выражает настроение человека; по мимике можно узнать состояние человека). Ребята, компьютер выдал вот такие карточки, на которых изображены мимические лица. Вы должны будете угадать настроение и придумать (нафантазировать), почему такая мимика. (Детям показывают карточки с мимикой, они отгадывают и фантазируют. Карточек – 4 штуки, 8 мимических лиц).
Скажите, пожалуйста, а что же такое жесты? Можно ли разговаривать без жестов? (Жесты – это движение рук, головы, тела; без жестов трудно общаться; при помощи жестов мы также выражаем свои чувства: сострадание, жалость, удивление).
Ребята, давайте поиграем в жесты. Вы будете показывать жест, а класс отгадывать. (Дети выходят и показывают жесты, другие отгадывают).
Итак, на этом этапе мы определили, что мимика и жесты помогают выразить чувства людей, настроение, дополняют нашу устную речь. Показатель успешности прохождения этого этапа – стебель цветка.
Мы переходим к третьему туру нашей игры.

“Свойства вежливой речи”
Компьютер выдал вам кроссворд. Вы должны будете отгадать три свойства устной речи. (Тон, темп, громкость).
Вопрос: Какую роль играют три свойства устной речи?
Ответ: Помогают передать настроение, чувства, состояние говорящего.
Вопросы:
Каким бывает тон? (Ответ)
Каким бывает темп? (Ответ)
Какой бывает громкость? (Ответ)
Учитель. Ребята, вы все помните сказку “Три медведя”. Скажите, пожалуйста, каким тоном спрашивали медведи? (Ответы детей).
Давайте поможем Машеньке выбрать нужный тон и нужный текст для того, чтобы медведи помогли ей выбраться из леса?
Дети читают и выбирают нужный текст из трех следующих:
– Медведи, я заблудилась у вас в лесу, так помогите мне найти дорогу домой.
– Я заблудилась и устала; мне пришлось зайти в вашу избушку; покажите мне, пожалуйста, дорогу домой.
– Мишки, я заблудилась; извините за беспорядок, я помогу вам убрать.
Учитель. А вот какая произошла история с мальчиком и девочкой, которые ехали в автобусе.
На экране компьютера варианты ситуаций.

Ситуация в автобусе
Девочка говорит: “Мальчик, уступи бабушке место”. Мальчик нехотя встал и сквозь зубы буркнул: “Пожалуйста”.
Вопрос: Вежливо ли поступил мальчик?

Ситуация с девочками
“Ах, что мне теперь делать, никто не сможет починить мою куклу!” – со слезами на глазах сказала Марина. “Да, теперь ты будешь играть с поломанной куклой”, – с усмешкой ответила Оля.
Задание: Выскажите свое мнение о ситуации, скажите, как поступили бы вы.
Учитель. Итак, ребята, вы видите, что в нашей жизни тон, темп и громкость речи играют немаловажную роль, очень важно, каким тоном мы говорим. От этого зависит и наша вежливость. Невежливый тон, громкая и резкая речь, быстрый ее темп мешают нам общаться с другими людьми. Но еще важнее умение проявить сочувствие к другому человеку, не отмахнуться от него, если ему плохо.
После третьего этапа игры на экране компьютера появляется листок: так создается Цветок Вежливости. Учитель нажимает на клавишу и появляется следующая жизненная ситуация:

“Телефонные разговоры”
Вопрос: Какие правила надо соблюдать при разговоре по телефону?
Ответ учащихся: Поздороваться, представиться, позвать того, кто вам нужен.
Учитель. Вам такое задание: вы звоните по телефону своему однокласснику, но к телефону подходит другой человек. Что вы скажете? (Два ученика разыгрывают эту ситуацию).
Учитель. А теперь послушайте, как разговаривают по телефону герои стихотворения. (Чтение стихотворения “Крутится диск телефонный”).
Итак, ребята, пройдя этот тур, мы получаем в награду второй листок цветка. Снова нажимаем клавиши и видим, что это последний тур в игре, а значит, самый сложный; называется он…

“За столом”
Скажите, пожалуйста, как называется книга, в которой в ХVIII веке в России были записаны правила поведения за столом для светских людей? (“Юности честное зерцало”). Кто впервые выпустил эту книгу в России? (Петр Первый). Какие правила были записаны в ней? (Дети, одетые в костюмы Петровской эпохи, выносят книгу. “Отец” зачитывает правила своему “сыну”).
Учитель. А теперь компьютер перенес нас в деревянную избу.
В Древней Руси стол сравнивали со словом престол, от этого и произошло название стола. Для русского человека стол был не просто бездушной мебелью, а предметом особого уважения. Уходя далеко из дома, хозяин целовал стол, а приходя издалека, кланялся ему.
Без дела сидеть за столом считалось грехом. Садились за стол по старшинству. У каждого было свое место за столом, сесть на чужое место считалось оскорбительным.
Вокруг стола стояли лавки, что тоже не случайно, лавку нельзя передвинуть и самовольно занять более почетное место. Хозяин или почетный гость сидел под образами.
На стол по праздникам застилали скатерть, даже если на столе будут стоять только хлеб да соль, да щи, да каша.
Учитель. Скажите, а чем, кроме ложки, еще пользовались? (Ножом).
О правилах поведения за столом, о еде, о культуре еды есть мудрые поговорки и пословицы, вдумавшись в которые можно научиться житейской мудрости.
Какие пословицы и поговорки вы знаете? (Дети говорят подготовленные к уроку пословицы, поговорки, высказывания).
Учитель. Дети, посмотрите на экран компьютера: пятый тур игры завершен, и на экране появился Цветок Вежливости.
Вежливость подобна цветку. Чтобы цветок вырос, расцвел, над ним надо много трудиться. Так и над собой надо трудиться, чтобы стать тактичным, воспитанным, уважительно относиться к старшим, быть добрым.

Елена СМИРНОВА,
учительница школы N530
Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте