Мощные башни средневековой крепости, подвесной мост на цепях, гербовый щит над въездными воротами – как все это увлекает ребят! Тема “Искусство средневековья” в уроках изобразительного искусства интересна не только своей неповторимой образностью, но и возможностью выполнить красивые, запоминающиеся работы. Предлагаемые уроки входят в блок, охватывающий виды монументального изобразительного искусства, и могут быть включены для проведения занятий с учащимися 3-5-х классов в системе дополнительного образования. Границы блока раздвинуты за рамки средневековья с целью дать более полное представление об использовании мозаики и фрески сегодня.
Древний храм София Киевская (1037) – немой свидетель лихолетий и славы Государства Русского. Он пережил века, выстоял и сохранил для нас целый мир высокого искусства давно ушедших времен. Его полное библейское название – храм Софии Премудрости Божией. Когда Бог сотворял мир, говорится в одной из притч, то Премудрость участвовала в сотворении и “была при Нем художницею”. Вот почему так прекрасен нерукотворный мир, созданный Творцом.
Храм Софии – рукотворен. Премудрость Божия воплотилась в конкретном произведении искусства как в едином целом, сотворенном прежде всего душами и сердцами художников. С помощью Божественного озарения они соединили в храме земное и небесное, увековечив свой высокий духовный труд.
Приказал построить тринадцатиглавую святыню киевскую князь Ярослав Мудрый – сын Владимира Красное Солнышко, крестившего Русь. Число тринадцать – символ Иисуса Христа и 12 апостолов – учеников Его. Храм начали ставить перед торговой площадью. Задуман он таким большим, чтобы вместить огромное количество народа. Ярослав сам следил за работой мастеров своих и византийских, хотел, чтобы храм получился величественным, да и внутри не хуже Софии в Константинополе. Не зря звали Ярослава Мудрым: Киев при нем разбогател, торгуя со многими странами мира, расцвел и украсился стараниями ремесленников и художников. Желая жить в мире и согласии с другими странами, Ярослав выдал замуж дочерей своих и сына женил так, что старшая дочь Елизавета стала королевой Норвегии, Анастасия – королевой Венгрии, Анна – королевой Франции, сын – мужем принцессы Кинегунды, дочери короля Швеции (показ фрагмента фильма “Ярославна – королева Франции”. Посещение Ярославом собора, находящегося в стадии росписи).
Если мы войдем внутрь храма, то увидим большую семью Ярослава изображенной на стенах в росписях. Из легкого полумрака перед нами как бы выплывают степенно и величаво человеческие фигуры, написанные во весь рост и облаченные в богатые, красивые одежды. Этот семейный портрет – первое произведение портретной живописи на Руси.
Мы видели с вами семейные портреты, написанные известными художниками в более позднее время. В чем же особенность изображения семьи Ярослава? Верно. Оно сделано прямо на стене. Прежде чем расписать, стену покрывали штукатуркой, а потом “облицовкой”, приготовленной из очищенной извести, чтобы стена была ровной и гладкой. Вот послушайте, какое наставление дает опытный художник начинающему, неискушенному: “Приготовь лестницу и, налив воду в ушат, смачивай стену, поливая ее ополовником. Смочи стену водой и штукатурь. В зимнее время штукатурь вечером, а утром накладывай известковую облицовку, дабы она держалась”. Пока стена сырая, наносили рисунок и сразу начинали писать красками. Вы, наверно, уже представили себе кисти, которыми работали художники, похожими на ваши. “Знай, – говорит наставник, – что стенные рисовальные кисти делаются из гривы осла, из щетки вола, из прямых козьих волос. А приготовляй их так: связав волосы в пучок, вставь его в орлиное перо”.
Да, настенные росписи хранят много тайн мастерства тех, кто создавал их. Такие росписи водными красками по сырой штукатурке называют фресками. Фресковой живописью покрыты стены русских православных храмов. “Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере глядя на стены, читали то, что не могли прочитать в книгах”. О каких же книгах здесь идет речь? Конечно, это священные книги – Библия и Евангелие. Сюжеты из них и писали художники.
Фреску нельзя снять со стены, как картину. Она прочно связана с архитектурным сооружением, с монументом. Поэтому ее называют монументальной живописью.
Пойдем дальше, туда, где за столбами открывается пространство, освещенное центральным куполом. Наши взгляды устремляются вверх. Мы видим изображение Христа Вседержителя. Оно сделано в круге – символе вечности. Христос как бы парит над всем пространством храма, правой рукой благословляя, а левой держа закрытое Евангелие. Христа окружают четыре архангела с полуопущенными крыльями. В барабане между окнами изображены 12 апостолов. Все эти изображения выложены из маленьких кубиков цветного непрозрачного стекла – смальты. Такие изображения называют мозаичными или мозаиками. Оттенков одного цвета здесь можно найти так много, а каждый кусочек смальты – словно мазок в картине. За это многообразие оттенков мозаику тоже причисляют к живописи. Смальту или камешки укладывают по сырой штукатурке стены по нанесенному рисунку. Все мозаики в храме как бы искрятся. Это потому, что уложены они особым образом, под разными углами наклона. Падающий свет отражается в них, создавая удивительный эффект мерцания.
Мозаики и фрески – это часть убранства не только храмов, но и современных общественных сооружений: вокзалов, театров, дворцов культуры и спорта. Многие станции Московского метрополитена – “Маяковская”, “Белорусская”, “Павелецкая” – украшены мозаиками. Одна из самых красивых и торжественных – “Комсомольская”: восемь мозаичных композиций, по 30 кв.м. каждая, созданы знаменитым художником Павлом Кориным. Блистая золотой смальтой, они выглядят живописными вставками на потолке, окруженные причудливым лепным обрамлением. Что же изображено на мозаиках? Выдающиеся полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Минин и Пожарский, Суворов и Кутузов, маршал Жуков, принимающий Парад Победы. Через образы этих великих людей художник как бы проводит нас по историческому пути борьбы за свободу и независимость нашего Отечества. И поэтому торжественный, парадный зал станции вместе с мозаиками можно считать памятником воинской славы русского народа.
Когда видишь такие красивые мозаики, то невольно с благодарностью вспоминаешь имя великого ученого Михаила Ломоносова. Ведь это он заново открыл секрет изготовления смальты. Рецепт был утрачен, забыт, и мозаика на много веков ушла из храмов. Когда Михаил Васильевич увидел привезенные из Италии мозаичные картины, они так понравились ему, что он решил во что бы то ни стало разгадать тайну смальты. Долгая работа увенчалась успехом, в 1752 году первая смальта была сделана. Он сам был несказанно рад, совершив такое открытие. Ему захотелось выложить из смальты красивую работу. Сначала Ломоносов выложил портрет Петра I, потом большую картину “Полтавскую баталию” и наконец – портрет императрицы Елизаветы Петровны, которая помогала и поддерживала ученого, понимая значение его деятельности для развития науки. Работы Ломоносова убеждают нас в том, что ученый был еще и прекрасным художником. Палитра его включала 112 тонов и свыше 1000 оттенков.
Насколько красивой может получиться мозаика и как увлекательна техника ее кладки, вы почувствуете, выполняя эскиз мозаики “Каменный цветок”. Так называется мудрая сказка Павла Бажова о замечательном, вдумчивом и глубоком художнике Даниле-мастере. Хотел открыть он красоту живую в цветке каменном. Сколько терпения и упорства понадобилось ему, сколько творческих мук он пережил, разбивая сделанное и начиная работу заново! И только во владениях Хозяйки Медной горы, где спрятаны от глаз человека тайные сокровища природы, он вобрал в себя всю силу красоты, рожденной Премудростью Божией, и сделал свой цветок каменный словно живым. Засиял цветок, потоки света вырвались из глубины его. И ожил камень в облике прекрасного цветка в руках Данилы-мастера.
Рассмотрим мозаичные растительные орнаменты Софии Киевской, выполненные в сочетании зеленого, синего, желтого, белого и красно-коричневого цветов; основные элементы орнаментов (листья, бутоны, цветы) и технический прием – кладку смальты по форме.
Эскиз мозаики выполняется гуашью. Карандашом делается набросок крупного цветка без прорисовки деталей. Затем “укладывается смальта” – прямоугольные или квадратные мазки рисующим цветом по форме лепестков. Выбор рисующего цвета зависит от тонального решения всей композиции (светлый цветок на темном фоне или темный на светлом фоне). Главная задача в работе – показать, что мозаика – это вид живописи, поскольку в нее вводятся разнообразные оттенки цветов.
Эту задачу труднее решить, работая с цветной бумагой, так как в ее наборах ограниченное количество цветов, а тем более оттенков. Дети же должны почувствовать и понять, почему мозаика – живопись.
После просмотра и обсуждения работы можно сгруппировать в два-три панно.
Светлана ТРОФИМОВА,
учитель изо 1263-й средней школы
Москва
Комментарии