search
main
0

Премиальные системы, вводимые в отдельных «продвинутых» школах, не смогут повысить привлекательность учительской профессии. Галина МЕРКУЛОВА, председатель Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Завершился августовский интернет-педсовет-2007. Самое активное участие в его работе принял Профсоюз работников народного образования и науки РФ. В адрес председателя профсоюза Галины Ивановны МЕРКУЛОВОЙ поступило множество вопросов от учителей, директоров школ и других работников отрасли. Наиболее активными оказались представители Красноярского края, Оренбургской, Архангельской, Московской, Владимирской, Кемеровской областей, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Астрахани, Екатеринбурга, Вологды, Республики Татарстан и Удмуртии. В список основных проблем, волнующих учителей, попали аттестация, назначение пенсий за выслугу лет и вознаграждение за классное руководство. Педагоги также интересовались жилищным законодательством, санаторно-курортным лечением, вопросами оплаты труда и, конечно, работой отраслевого профсоюза.

– Галина Ивановна, как бы вы сформулировали свое восприятие темы, заявленной интернет-педсоветом – «Учитель и его профессиональное самоопределение»?

– За последние 15-20 лет, буквально на глазах одного-двух поколений, профессия педагога достигла предельно низкого экономического уровня. Это обусловлено многими факторами, как внешними – неспособностью государства обеспечить достойное существование работникам бюджетной сферы в целом, так и внутренними, связанными с процессами, происходящими в самой профессиональной среде учителей.

Сегодня мы видим, что вслед за перестроечным периодом падения престижа и ценности образования в глазах населения начался обратный процесс. Значимость образования растет, начиная с дошкольного образования, как одного из механизмов повышения социальной мобильности и приобретения культурного капитала.

В связи с этим запрос на качественное среднее образование сегодня очень высок. Удовлетворяет ли современная школа этому запросу? Готова ли она, в первую очередь в лице преподавательского состава, отвечать тем требованиям, которые предъявляют к ней родители, обучающиеся? Государство и общество возлагают на школу определенные надежды, которые школа на сегодняшний день не оправдывает. Такое положение дел связано, прежде всего, с недостаточным финансированием школы, отсутствием форм дополнительного материального стимулирования учителей, перегруженностью педагогов. В настоящее время усилия государства направлены на существенное увеличение финансирования, обеспечение притока молодежи в эту профессию, повышение статуса учителя. Приведет ли это к изменению конкурентных преимуществ педагогического труда? На мой взгляд, предложенная российскому учительскому сообществу тема интернет-педсовета обнаружит, насколько сегодня учительский корпус готов к изменению профессиональной культуры и стиля педагогической работы. Я с огромным интересом буду следить за этой дискуссией. Однако не могу не отметить, что формулировка темы оставила за рамками обсуждения представителей более половины педагогического корпуса России: педагогов дошкольного, дополнительного образования детей, психологов, иных специалистов, чьи должности не связаны с названием должности «учитель».

– Условия, в которых живет массовая школа, за последние десятилетия кардинально изменились. У нее появились несвойственные функции, которые мягко распределяют между штатными единицами, значительно увеличивая нагрузку на работника, и без того немалую, при сохранении существующей зарплаты. Школа стала полноправным юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями. Однако штатное расписание формируется на основе инструкций, утвержденных еще Совмином СССР. Планирует ли профсоюзная организация заострить внимание министерства образования на этой проблеме? Может быть, нужно ввести в штатное расписание должность юриста, увеличить количество ставок педагогов дополнительного образования?

– Трудно с вами не согласиться. Всему педагогическому сообществу еще предстоит оценить перемены, произошедшие за последние десятилетия в сфере образования. Тем не менее следует отметить, что в соответствии со статьей 32 Закона РФ «Об образовании» утверждение штатного расписания в пределах средств, выделяемых образовательному учреждению на оплату труда работников, является компетенцией данного образовательного учреждения. Из этого следует, что образовательное учреждение при наличии производственной необходимости и финансовых возможностей вправе установить любую должность. К сожалению, чтобы реализовать эту норму в конкретной школе, руководителю образовательного учреждения сегодня приходится затрачивать значительные силы и время для обоснования такой необходимости.

– Почему не оплачивается классное руководство во время замещения учителя, проходящего аттестационные курсы?

– Если на учителя, который замещает другого педагога, находящегося на курсах повышения квалификации, возложена функция классного руководителя, то эта работа должна оплачиваться с учетом вознаграждения за классное руководство, поскольку любая работа, возложенная на работника, должна оплачиваться.

– Многие учителя школ страны неоднократно проходили аттестацию. Так ли необходимо учителю подтверждать свою квалификационную категорию строго через 5 лет? Все педагоги растут по-разному. Как вы относитесь к тому, чтобы учитель проходил аттестацию только на повышение категории (звания)?

– Начиная с 2000 года, аттестация педагогических и руководящих работников проводится в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (приказ Минобразования России от 26.06.2000 №1908).

Министерство образования и науки РФ планирует в ближайшее время внести изменения в действующее Положение о порядке аттестации, в том числе и с учетом предложений аттестуемых. Коснутся ли эти изменения сроков действия квалификационных категорий, пока неизвестно.

– Может ли директор школы ежегодно перераспределять между учителями учебную нагрузку по своему усмотрению, а также передавать часть часов вновь принятым учителям? Директор утверждает, что нагрузка устанавливается только на один учебный год, а потому он имеет право ее изменять. Прав ли директор?

– Конечно же, директор школы действует неправомерно, нарушая установленный порядок распределения учебной нагрузки среди учителей. Основные положения, определяющие этот порядок, и случаи, когда учебная нагрузка может быть уменьшена по инициативе работодателя без согласия учителя, предусмотрены пунктом 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года №196 (с последующими изменениями и дополнениями).

Определено, что объем учебной нагрузки учителям устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

Учебная нагрузка, объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с согласия работника.

Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации (работодателя), за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращения количества классов.

При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность предметов в классах.

Объем учебной нагрузки, установленный в текущем учебном году, на следующий учебный год может быть уменьшен по инициативе администрации (работодателя) также только по основаниям, связанным с уменьшением количества часов по учебным планам и учебным программам, сокращением количества классов.

Учебная нагрузка на новый учебный год (то есть ее конкретный объем по сравнению с установленной нормой часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющей 18 часов в неделю для учителей V-XI классов) устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом (а не только с председателем профсоюзной организации) до окончания учебного года и ухода работников в отпуск. При этом должны соблюдаться указанные выше правила и принципы распределения учебной нагрузки, предусмотренные в пункте 66 типового положения.

Участие профсоюзного органа в распределении учебной нагрузки на новый учебный год может осуществляться в различных формах: непосредственное участие в процедуре распределения, обсуждение на профкоме предложенного директором проекта приказа и т. п. Однако во всех случаях необходимо, чтобы по данному вопросу профком как коллегиальный орган выразил свое мнение в виде решения, принятого на специальном заседании и оформленного соответствующим протоколом.

Такое предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год проводится также с целью соблюдения сроков, за которые работник должен быть предупрежден о возможном изменении в ее объеме.

При проведении тарификации на начало нового учебного года объем нагрузки каждого учителя (с учетом ее предварительного распределения в конце учебного года) устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения также по согласованию с профсоюзным органом. Согласование профкомом конкретного объема учебной нагрузки вновь оформляется протоколом.

Законом РФ «Об образовании» (п.6 ст.55) и статьей 333 Трудового кодекса РФ предусматривается, что объем учебной нагрузки оговаривается в трудовом договоре. Это означает, что работник при заключении трудового договора принимает на себя обязательства работать с оговоренным объемом учебной нагрузки, а работодатель (на все время действия трудового договора) обязан обеспечивать учителю предусмотренный в договоре объем учебной нагрузки.

Если объем учебной нагрузки учителя не оговорен в письменной форме трудового договора, то учитель считается принятым на тот объем учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу.

В соответствии со статьей 74 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 года №90-ФЗ, который вступил в силу с 6 октября 2006 года (статья 73 в прежней редакции), в трудовой договор без согласия работника могут быть внесены изменения (в том числе касающиеся объема учебной нагрузки) только по причинам, связанным с изменением в организационных или технологических условиях труда.

Такими изменениями в образовательных учреждениях являются уменьшение количества часов по учебным планам и учебным программам или сокращение количества классов, которые влекут за собой изменение учебной нагрузки, а следовательно, размера оплаты труда.

В других случаях любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) учебной нагрузки учителя, а также изменение ее характера возможно только по взаимному согласию сторон.

Учебная нагрузка на определенный срок, например, только на учебный год, может быть установлена лишь в том случае, если преподавательская работа будет выполняться вместо работника, находящегося в отпуске по уходу за ребенком или отсутствующего в связи с длительной болезнью, либо до приема на работу постоянного сотрудника, если учебная нагрузка учителю была предоставлена в связи с увольнением работника, который выполнял ее раньше. Временно преподавательская работа может выполняться также на условиях почасовой оплаты в связи с заменой отсутствующего работника не более 2 месяцев. По истечении 2 месяцев вносятся изменения в тарификацию и оплата производится с учетом общего объема учебной нагрузки.

– В нашей школе учителям отменили доплаты за вредные и опасные условия труда, поскольку не была проведена аттестация рабочих мест. Правомерно ли это?

– Отмена доплат за вредные и опасные условия труда в данном случае неправомерна. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса РФ производится в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

Пока аттестация не проведена и не дано заключение аттестационной комиссии образовательного учреждения о том, что данное рабочее место полностью соответствует требованиям и нормам охраны труда, работники имеют право на повышенную оплату, а работодатель обязан ее производить, поскольку условия труда работников не изменились и на них по-прежнему действуют вредные производственные факторы.

В этом и подобных случаях профсоюз обязан защитить права работающих и с помощью своей правовой и технической инспекции труда подготовить мотивированное обоснование в прокуратуру или исковые заявления для обращения работников в суд.

– Может ли учитель работать на две ставки? Существуют ли нормативные документы, ограничивающие это право?

– Статьей 333 Трудового кодекса РФ определено, что для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Однако Типовое положение об общеобразовательном учреждении не предусматривает ограничение верхнего предела учебной нагрузки учителя.

– Полагается ли преподавателям техникумов и ПТУ вознаграждение за классное руководство в размере 1000 рублей в месяц, как учителям школ?

– Вознаграждение за осуществление функций классного руководителя, установленное учителям школ за счет средств федерального бюджета, на преподавателей учреждений начального или среднего профессионального образования не распространяется.

В случае возложения на преподавателей учреждений начального или среднего профессионального образования дополнительных обязанностей по руководству группами (либо классному руководству) им должна устанавливаться доплата, размер которой определяется образовательным учреждением самостоятельно в пределах средств, предусмотренных на оплату труда.

– Какие формы работы применяет профсоюз для защиты социально-трудовых прав учителей и других педагогических работников? Насколько это действенно?

– Основываясь на многолетней практике и значительном опыте работы, профсоюзные организации используют как традиционные формы правовой защиты, совершенствуя и развивая их с учетом происходящих изменений в обществе и законодательстве, так и привносят новые формы.

К числу наиболее распространенных и востребованных работниками форм относятся, конечно же, разъяснения и консультации по правовым вопросам, которые профсоюзные юристы дают как на личном приеме, так и по телефону, а также с использованием ресурсов сети «Интернет». В последние годы в ряде регионов активно развиваются такие новые формы, как кружки правовых знаний, нацеленные на повышение правовой грамотности членов профсоюза, «правовые неотложки» с выездом юристов на места.

Значительную роль в последние годы играет представительство и защита прав членов профсоюза в судах и комиссиях по трудовым спорам. При этом существенное значение имеет тот факт, что необходимая квалифицированная юридическая помощь оказывается членам профсоюза бесплатно, тогда как другие работники вынуждены обращаться в соответствующие организации и платить за юридические услуги немалые средства.

Яркий пример совершенствования традиционной формы профсоюзной правовой работы – складывающаяся практика проведения в тесном взаимодействии с государственными органами надзора и контроля общепрофсоюзных тематических проверок в образовательных учреждениях в масштабах всей страны. Их проводят профсоюзные юристы – правовые инспектора труда с участием государственных инспекторов труда.

В 2005 году была проведена проверка по теме «Соблюдение гарантий по размерам и условиям оплаты труда работников образовательных учреждений с 1 января 2005 года», а в 2006 году темой масштабной проверки стало «Соблюдение трудового законодательства при заключении, изменении и расторжении трудовых договоров с работниками образовательных учреждений». Целью проведения этих проверок является не только выявление и оперативное устранение нарушений прав работников, но и предупреждение нарушений через процесс обучения и налаживания конструктивных отношений социальных партнеров.

– Профсоюз – главная опора рядового учителя. В этом году мы ощутили весомые результаты деятельности этой организации. По каким направлениям профсоюз планирует работать в 2007-2008 учебном году?

– Спасибо вам за высокую оценку нашей деятельности. Мы и впредь постараемся всегда быть там, где трудно, там, где нужна помощь учителю.

В новом учебном году профсоюз продолжит заниматься вопросами перехода на новые системы оплаты труда работников образования, индексации и повышения заработной платы в отрасли.

Значительное внимание будет уделяться вопросам социального партнерства, правовой работе, вопросам охраны труда. В поле зрения профсоюза, как и всегда, будут проблемы высшей школы, студенчества.

В связи с тем, что готовятся выборы в Государственную Думу, профсоюз будет участвовать и в этом процессе.

Что касается конкретных мероприятий в новом учебном году, то их очень много. Сегодня в ЦК Профсоюза, республиканских, краевых и областных комитетах разработаны целевые программы, текущие планы работы, где предусмотрены различные меры и мероприятия, направленные на защиту социально-трудовых прав учителей и других работников образования.

– Администрация школы обязала меня исполнять функции классного руководителя в двух классах, но платили мне только 1000 рублей, ссылаясь на то, что больше не положено. В одном классе было 28 учеников, а во втором 27. Правомерно ли поступила администрация?

– Нет, неправомерно. В соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года (с изменениями, внесенными в него постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. №854), установлено, что на педагогического работника с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе.

Исходя из этого, на учителя не может быть возложено исполнение функций классного руководителя без его согласия и без установления за эту работу дополнительной оплаты (вознаграждения), а тем более – исполнение функций классного руководителя в двух классах с количеством обучающихся 28 и 27 человек без установления вознаграждения за оба класса.

Одновременно обращаем внимание на то, что наполняемость класса, составляющая 28 или 27 человек, не соответствует требованиям, установленным пунктом 26 Типового положения об общеобразовательном учреждении, а также пунктом 2.3.1. Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила – СанПиН 2.4.2.1178-02), в соответствии с которыми наполняемость классов в количестве 25 человек является предельной.

– Как бы вы охарактеризовали перспективы учительства, что сможет удержать в школе успешных, результативных учителей и привлечь молодежь?

– В международной статистике для оценки относительного размера оплаты труда педагогов используется такой индикатор, как соотношения заработной платы учителя с ВВП на душу населения, который нивелирует национальные различия в системах оплаты, формах налогообложения и позволяет проводить достаточно корректные сопоставления. В России соотношение оплаты труда в образовании и подушевого ВВП составляет 0,64. То есть, грубо говоря, в нашей стране профессия учителя в два с лишним раза менее уважаемая, чем в развитых странах, и в четыре раза – чем в бедных. Размер заработной платы является определяющим фактором учительского самочувствия и низкой привлекательности профессии. Совершенно очевидно, что премиальные системы, возникающие сегодня, не решают проблемы, поскольку для общественного сознания и для учительского самочувствия принципиальными являются систематичность выплат и их относительная доступность для массы учителей. Более того, премиальные системы, вводимые в отдельных «продвинутых» или «экспериментальных» школах, не смогут повысить привлекательность профессии, потому что позволяют решать проблемы этих конкретных школ. В связи с этим, конечно, надо повышать уровень оплаты труда в образовании, несмотря на значительные увеличения бюджетных расходов, и профсоюз продолжит последовательную работу в этом направлении.

Следует иметь в виду, что повышение зарплаты не сделает ее конкурентоспособной на уровне начинающих молодых специалистов. Сложившаяся заработная плата особенно жестока по отношению к начинающим педагогам. В связи с этим особенно ценны усилия отдельных регионов по повышению заработной платы и решению жилищных проблем молодых специалистов. Стимулирование государством на федеральном уровне целевых региональных программ кадрового обеспечения в сфере образования, безусловно, может привести к значительным изменениям.

Важнейшим шагом в построении перспектив для педагогов и учителей могут быть нереализованные до сих пор возможности системы аттестации педагогических работников. Действующая на федеральном уровне система квалификационных категорий обеспечивает не только дифференциацию оплаты труда педагогических работников, но и остается единственным механизмом, сохраняющим единое образовательное пространство в России. В условиях изменения государством миграционной политики это приобретает еще большее значение. На федеральном уровне необходимо искать пути увеличения числа квалификационных категорий, присваиваемых педагогам по результатам аттестации, и обеспечить рост дифференциации между ними.

– Если учитель работает на 0,5 ставки, засчитывается ли этот срок работы в педагогический стаж?

– Время работы учителем в школе засчитывается в педагогический стаж. Если же речь идет о стаже, учитываемом при досрочном назначении трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, то следует обратить внимание на то, что работа в должности учителя начальных классов и работа в должности учителя в сельской местности засчитывается в специальный стаж без каких-либо условий. Работая учителем в городской школе, необходимо иметь учебную нагрузку в объеме не менее нормы часов за ставку заработной платы, чтобы время работы было засчитано в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

– Галина Ивановна, скажите, пожалуйста, для чего необходима аттестация рабочих мест?

– Основная цель аттестации – это защита прав работников на здоровые и безопасные условия труда. Каждый работник должен знать, какие вредные и опасные производственные факторы влияют на его здоровье на конкретном рабочем месте, к каким последствиям они могут привести. И как уменьшить или исключить их вредное воздействие. Там, где сделать это на данный момент не представляется возможным, работнику должно быть гарантировано право на компенсацию частичной утраты здоровья в виде повышенной оплаты труда (доплаты) за работу во вредных и опасных условиях.

– Российские учителя в большинстве своем – женщины. Как учесть интересы и женщин, и мужчин, решая проблемы учительства?

– Очень важный вопрос. Это тоже необходимо обсуждать на форуме. Проблема существует давно и сегодня еще более обостряется, поскольку в России не проводятся исследования качественного состава учительского корпуса. В результате при рассмотрении вопросов, связанных с учительством, на всех уровнях власти эта проблема пока не находит решений.

Приведу один пример. Мы долго говорим о необходимости привлечения мужчин в школу. В начале девяностых наблюдался определенный приток инженеров и военных в сферу образования. В настоящее время этот приток фактически иссяк. Вместе с тем очевидно, что например, освоение современных технологий (включая информационные технологии) требует совершенно новых учителей. Имеет смысл привлекать соответствующих специалистов из «реального сектора», вводя соответствующие стимулы. Сегодняшний уровень заработной платы учителя в школе не учитывает интересы мужчин, на которых лежит материальное благополучие семьи, особенно молодой. Необходимо признать, что размер заработной платы является определяющим фактором в решении данной проблемы.

Существует целый комплекс проблем у женщин-учителей. В России они составляют в городских школах 91% педагогического корпуса, а в сельских – 82%. Наиболее важной остается проблема, связанная с нагрузкой учителя, которая включает и проверку домашних заданий, и другие работы. Сегодня среднестатистический учитель – пожилая женщина, обремененная заботами и вынужденная думать не о новых образовательных технологиях и требованиях к образованию, а о том, как обеспечить семью, детей. Общеизвестно, что в российской школе работает много подвижников, отдающих детям все свое свободное время. Они регулярно проверяют огромные домашние задания, проводят кружки и готовят учеников к олимпиадам, ходят с ними в походы и на экскурсии, организуют спектакли.

Вот почему мы предлагаем обсуждать вопросы заработной платы вместе с вопросами нагрузки. В этой связи очень позитивным является шаг в рамках национального проекта по введению оплаты за классное руководство, выполняемого учителем во внеурочное время. Надеюсь, что при введении новых условий оплаты труда в 21 субъекте РФ будут определены новые стимулирующие параметры организации учительского труда, которые станут основанием для повышения заработной платы учителя.

Полная версия ответов Галины Ивановны МЕРКУЛОВОЙ на вопросы участников Всероссийского интернет-педсовета доступна на сайте http://pedsovet.org

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте