search
main
0

Прекрасный дом без «почемучек». Им закрывают рты директора

Нехватка молодых педагогов – серьезная болезнь современной российской школы. Происходящие в ней процессы можно понять, только обратившись к специалисту.

Мы побеседовали с человеком, чей опыт работы в школе огромен, а вклад в дело воспитания детей неоценим. Это заслуженный учитель Российской Федерации, методист по географии Северного округа

города Москвы

Маргарита СМИРНОВА.

– Маргарита Владимировна, в чeм, по-вашему, основная причина данной проблемы?

– Конечно, в первую очередь – это низкая заработная плата. Ведь для любого человека материальное начало имеет огромное значение, без него невозможно существовать.

А что для учителя является ценностями? Это мир прекрасного, искусства, литературы, мир театра, кино, выставок. И все, к сожалению, упирается в деньги, ведь, к примеру, билеты на культурные мероприятия очень дороги. А доходы молодого учителя обеспечивают лишь покупку проездного билета на месяц и ежедневные завтраки. И это заставляет бить тревогу! Я вспоминаю свою первую зарплату в 1959 году, на которую смогла купить ковер в подарок родителям, а оставшихся денег вполне хватило на личные расходы. Сейчас молодой специалист восьмого разряда с 18-часовой ставкой получает 1499 рублей, девятого – 1667 рублей, десятого – 1853 рубля, одиннадцатого – 2057 рублей.

– А чтобы как-то увеличить доходы, приходится брать максимальную нагрузку?

– Да… Но это огромный труд, иной раз даже физически непосильный: смежные предметы, руководство сразу в нескольких классах, каждый из которых требует большого внимания. Рабочий день учителя, ценящего свою профессию, очень длинный. Приходя домой, надо готовиться к следующему дню, перечитывать массу литературы, чтобы чувствовать себя достойным педагогом, а это так важно для молодого специалиста. Нередко у начинающего педагога, стремящегося состояться на своем профессиональном пути, желающего творить, дерзать, выдумывать, не хватает времени на личную жизнь. Рвутся отношения, которые состоялись в студенчестве. А поскольку преподавательский состав большинства школ – это в основном женщины, то молодая незамужняя девушка из-за отсутствия мужчин в своем коллективе может просто обречь себя на одиночество.

– Как вы считаете, из-за чего мужчины не идут работать в школу?

– Главная причина опять же – материальная. Ведь молодой человек – кормилец семьи. Будучи учителем, ему приходится подрабатывать где-то на стороне.

– А ведь после окончания вуза молодой человек еще должен отслужить в армии…

– Будь моя государственная воля, я бы засчитала работу в школе как альтернативную службу. И тогда ребята смогли бы, может быть, втянуться в свою работу, влюбиться в нее по-настоящему.

– Маргарита Владимировна, а почему многие молодые преподаватели, придя работать в школу, надолго там не задерживаются?

– Часто причиной этому служат неудавшиеся отношения с начальством. Ведь в настоящее время опытных, демократичных директоров, глубоко понимающих школьную жизнь, почти нет. А начинающие педагоги порой смело и уверенно предлагают свои решения ряда вопросов, делают замечания, которые, к сожалению, остаются проигнорированными. Но нельзя игнорировать мнения молодых учителей, ведь они должны уметь восклицать и задавать вопросы, потому что это способствует их росту, совершенствованию. Они должны быть «почемучками», как маленькие дети, для того чтобы состояться. Но им не позволяют быть такими «почемучками» и вникать в школьную жизнь. Вот это большой минус. Сегодняшние руководители превращаются в сухих бюрократических чиновников, из-за которых учитель не имеет права голоса. Из своего директорского опыта могу сказать – нельзя зажимать человека. А если проявляется его не очень благоприятная сторона, нужно стараться исцелить ее, помочь коллеге преодолеть препятствие. Задача руководителей – чувствовать и видеть человека, открывать в нем таланты. Ведь педагоги имеют богатый творческий потенциал, но когда они попадают в ежовые рукавицы, то становятся примитивными исполнителями.

– Как вы думаете, влияет ли на желание молодого педагога работать по выбранной профессии уровень подготовки в вузе?

– Нужно говорить не об уровне подготовки… Он-то соответствует норме. Проблема в том, что сейчас в педагогические вузы приходят студенты, которые, я бы сказала, не чувствуют учительской профессии, не ощущают в себе призвания быть педагогом. И как бы их ни учили, это чувство насильно не привьешь.

– А в советские годы не было этой проблемы?

– В советские годы студентов после вуза распределяли на работу. Я вспоминаю, как уехала из Москвы на три года по распределению. И мне никогда не забыть то счастливое время моего становления. Сегодня нашему государству надо о многом задуматься… Необходимо обновление кадров, смена поколений в школах, разгрузка.

– Что вы могли бы пожелать будущим выпускникам педагогических вузов?

– Я бы хотела сказать ребятам – работать учителем необыкновенно увлекательно. Школа – это прекрасный радующий дом, который нужно построить своими руками. На педагогическом поприще можно прожить очень интересную жизнь, ведь ты одновременно и актер, и режиссер, и писатель, и художник, и врач, и психолог, и просто мудрый человек. Но чтобы стать таким, необходимо чувствовать и развивать в себе потенциал, стараться будоражить собственную мысль, ставить себе планку и стремиться через нее перепрыгнуть.

Мария ТИМАЧЕВА,

студентка

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте