search
main
0

«Прекрасное есть жизнь». Тема «Красота»

Цель: показать преимущества жизни человека, заботящегося о своей внешней и внутренней привлекательности и не подвергающего ее воздействию факторов риска; развить представление о возможности совершенствования каждым человеком своей внешней и внутренней красоты; развивать способность моделировать ситуацию выбора и прогнозировать ее последствия; помочь понять учащимся, что в философских рассуждениях не может быть однозначных ответов.

Основные понятия: прекрасное, красивое, изящное, безобразное, возвышенное, низменное.

Оборудование: фрагменты фильмов «Дюймовочка», «Аленький цветочек».

Ход урока

Вводное слово учителя

Во все времена люди во всех уголках земли стремились быть красивыми. Для этого они чернили зубы и просверливали в них дырочки, оттягивали мочки ушей до самых плеч, украшали кожу орнаментами из рубцов и насечек, протыкали губы бамбуковыми палочками, в носу укрепляли большие блестящие кольца, а на ноги надевали специальные колодки, которые не давали расти ноге и делали ногу (по мнению китайцев) более изящной. Многое из этого сегодня кажется нам не очень привлекательным, а зачастую и просто ужасным.

Красота – это один из главных объектов внимания, которые представляют структуру ценностей школьника подросткового возраста. Подростки все больше времени проводят перед зеркалом. Их начинает волновать вопрос: насколько привлекательным является каждый из них для окружающих сверстников. Начинаются первые эксперименты: у девочек с косметикой, а у мальчиков с использованием в лексиконе сленговых слов.

Дети получали опережающее задание – найти в словарях определение красоты.

Ребята, давайте посмотрим, какое определение красоты дают словари и другие умные книги, и решим, насколько оно совпадает с нашим представлением о красоте (ученики отвечают, обсуждают, спорят).

Посмотрите, как много определений и какие они все разные. Пусть это количество вас не пугает, ведь они не противоречат друг другу. Они дополняют друг друга, показывая таким образом многогранность понятия красота (здесь и природа, искусство, число…). Но сегодня мне хотелось бы обратить ваше внимание на человеческую красоту.

Мы провели социологический опрос (определили «шкалу мнений»), и в результате стало понятно, что красивыми вы считаете людей с привлекательной внешностью (демонстрируются результаты опроса), да и те рисунки, которые вы нарисовали, показывают, насколько важным для вас является внешнее проявление красоты. Поговорка: «Встречают по одежке …» пришлась вам по вкусу.

Красиво все то, на что мы смотрим с любовью (дискуссия)

Красота. Внешняя: лицо, одежда; внутренняя: тело, душа.

Все ли народы имеют одинаковое представление о красоте?

(Видеосюжет из мультфильма «Дюймовочка» Г.Х.Андерсена. Ребята отвечают на вопрос) Почему насекомые не приняли Дюймовочку? Чем она им не понравилась? От чего зависит наше восприятие красоты?

На красоту оказывают влияние природа, мода, страна, исторический период.

Посмотрите, как менялась мода в разные исторические эпохи.

Следуя моде, люди стараются обмануть природу (косметика, макияж…), стараются подражать идеалу, а значит, красота социальна. Стремление к внешней красоте, к совершенству – это хорошо, если человек при этом не теряет собственное «я».

Но только мода влияет на наше восприятие человека? Попробуем выполнить следующую работу: дать характеристику внешности человека по его портрету. (Каждая группа получает один и тот же портрет, а установки разные: олимпийский чемпион, серийный убийца и физик, лауреат Нобелевской премии)

Ребята зачитывают свои характеристики.

Почему же характеристики такие разные, ведь портрет один?

Что еще влияет на восприятие внешности человека?

1. Установка, которая дана заранее.

2. Дело, которым занимается этот человек.

3. Поступки, которые он совершает.

А теперь давайте послушаем, что говорит народная мудрость о красоте. Пословицы и поговорки.

Ученики зачитывают.

Обратите внимание, в поговорках чаще всего присутствует другая красота – внутренняя. Как же ее можно разглядеть?

В улыбчивости, жизнерадостности, отзывчивости…

(Видеосюжет из мультфильма «Аленький цветочек»). За что полюбила героиня такого страшного зверя-человека?

А теперь вспомните сказку «Цветик-семицветик» Катаева. Какими были желания девочки? Как они менялись?

Люди чувствуют себя красивыми, когда они счастливы и когда счастливы те, кто рядом с ними.

Итог. Наш урок подходит к концу, и мне очень хотелось бы, чтобы вы сейчас подумали и сказали, какой след оставил в ваших душах этот урок, что каждый из вас открыл для себя нового. Пусть эта свеча, переходящая из рук в руки, станет символом доверия и понимания.

Что нужно человеку? Понимание и принятие его.

Если мы хотим, чтобы люди вокруг нас были счастливы, состоялись в этом мире, нашли свое место, нам нужно научиться понимать и принимать их.

Но для начала мы должны научиться понимать и принимать самого себя. После честного и непредвзятого осознания своих истинных мотивов и побуждений, своих плюсов и минусов, после установления доверия к себе и к миру. Это даст нам силы доверять человеку, его природе, его божественному, а не греховному началу. …Это даст соответствующие плоды – уверенных, открытых, думающих, счастливых людей.

(Ребята берут свечу и, высказывая свое мнение, передают ее из рук в руки, не только ученикам, но и гостям.) Исполняется песня «Наши дети».

Ресурсы урока:

Всякая всячина

Путь к совершенствованию мира и человека бесконечен. Ведь именно неудовлетворенность жизнью, самим собой, дисгармоничность бытия рождает в человеке стремление изменить мир, преобразовать существующую действительность в соответствии с избранным идеалом, с представлением о том, что должно быть. И чем сложнее окружающий мир, чем разнообразнее связи с ним каждого человека, тем драматичнее, динамичнее жизнь, тем больше усилий требуется от человека, чтобы определить свою позицию, принять то или иное решение, сделать тот или иной выбор.

На жизненном пути не раз приходится сворачивать с большака, пробираться узкими тропками, оступаться, падать, возвращаться назад, чтобы вновь идти вперед. Жизнь без риска, опасностей, борьбы может показаться унылой и бесцветной. Однообразие, пресыщение комфортом, отсутствие трудностей и преград ведут к духовному оскудению, ожесточают сердце, утомляют волю, рождают скуку и безразличие к судьбе других и своей собственной. Чем сложнее и разнообразнее жизнь, тем богаче становится человек, тем сильнее в нем жажда самостоятельности, независимости, свободы.

Если все это так, то и свобода не может быть конечной целью жизни человека. Но она – необходимое условие его деятельности. Свободу нельзя «подарить», нельзя преподнести на блюдечке, ибо невыстраданная свобода оказывается тяжким, ненужным бременем или оборачивается произволом.

Категории эстетических отношений

Категории эстетических отношений необходимы для анализа эстетического богатства действительности и искусства.

ПРЕКРАСНОЕ – категория эстетики, характеризующая явления с точки зрения совершенства, как обладающие высшей эстетической ценностью. Предметы, явления можно считать прекрасными, когда они выступают как общественно-человеческие ценности, воплощающие утверждение личности в мире. Восприятие прекрасного вызывает состояние радости, бескорыстной любви, чувство свободы, подтверждает и обогащает эстетические идеалы.

В определенные исторические периоды мыслители по-разному трактовали понятие «прекрасное».

По Платону, прекрасное – вечная, божественная идея. Фома Аквинский рассматривал источник прекрасного в Боге.

По мнению Юма, «прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах; оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого человека усматривает иную красоту».

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что данная категория, так же как категория «эстетическое» менялась и зависела от исторического периода и философского направления.

Когда мы переживаем прекрасное, то сливаются личные и общественные интересы, человек ощущает себя лично причастным к общественному значению. И то, что является прекрасным в действительности, может отображаться в искусстве. Но и само искусство – прекрасно, художественно ценно тогда, когда в нем отражается жизнь во всех своих эстетических проявлениях сквозь призму гуманистических идеалов, когда выражается духовное богатство личности, воплощенное в совершенной форме.

Очень часто мы употребляем слова «прекрасное» и «красивое» как синонимы, но в эстетической науке они, хотя и не очень разнятся, имеют некоторое различие.

КРАСИВОЕ – разновидность прекрасного, определяющая красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты как во внешнем, так и во внутреннем выражении, то красивое характеризует только внешнюю сторону явлений. Поэтому, мы называем красивыми, но не прекрасными, черты лица человека, его тело, одежду.

Отсюда может возникнуть противоречие между внешней красотой явления, человека и его нравственной, эстетической сущностью, поэтому существует парадокс: человек красив, но не прекрасен; и прекрасен, но не красив. (Сравните, например, персонажей романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» – Квазимодо и Феб).

Говоря о красивом, прекрасном, необходимо дать определение изящному.

ИЗЯЩНОЕ – разновидность прекрасного, характеризующая красоту очертания предметов, линии, отточенность формы, элегантность внешнего вида, грациозность движений. Изящное – есть эстетическая характеристика внешней стороны прекрасных явлений, их вида, движения, поведения, определяющая также своеобразие внешности человека (изящное сложение, изящные руки).

В произведениях искусства изящное чаще всего воплощается: в рисунках, в скульптуре и архитектуре малых форм, в небольших стихотворениях, рассказах, музыкальных произведениях, пьесах, в движениях во время танца и т.д.

БЕЗОБРАЗНОЕ – категория эстетики, противоположная прекрасному, выражающая негативную эстетическую ценность. Безобразное воплощает ценностные характеристики таких природных и общественных явлений, которые при современном уровне развития общества, хотя и имеют отрицательное общественное значение, но, как правило, не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в них силы освоены человеком и подчинены ему.

Безобразное – антипод прекрасного, тем не менее оно связано с ним множеством переходов. Еще древние египтяне, постигая развитие этих категорий, отмечали, что в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным.

Проблему парадоксального взаимоотношения двух вышеуказанных категорий в искусстве впервые выдвинул Аристотель. Поэтому эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения.

ВОЗВЫШЕННОЕ – категория эстетики, характеризующая эстетическую ценность предметов и явлений, которые обладают большой положительной значимостью, но в силу своей колоссальной мощи и масштабов не могут быть сразу полностью освоены обществом, личностью, таят в себе огромные потенциальные силы. По отношению к этим непокоренным, порою грозным силам человек несвободен. Если прекрасное – сфера свободы, то возвышенное – сфера относительной несвободы личности. В этом смысле возвышенное выражает превосходство объекта по отношению к воспринимаемому его индивиду.

НИЗМЕННОЕ – эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные явления, имеющие отрицательно-общественную значимость и таящие в себе угрозу для человека, так как на данном этапе развития общества они еще не освоены и не подчинены человеческой воле. Низменное – сфера несвободы человека, негативная эстетическая ценность, крайняя степень безобразного и ужасного.

Как низменные обычно воспринимаются и характеризуются явления действительности, таящие в себе грозную опасность для отдельных людей, народов, человечества в целом, например тирания, войны, фашизм и т.д., а также беспринципные, антигуманные человеческие поступки и характер тех, кто способен их совершить.

Отражение низменного в искусстве осуществляется через создание образа зла. Например, в художественной литературе, театре, кино низменное предстает как в сказочных, мифологических, так и в реальных образах, олицетворяющих отрицательные природные и общественные силы (Медуза Горгона, Баба Яга, Кощей Бессмертный, Плюшкин, Гобсек,…).

Различны и представления народов о красоте. Бушмены, малайцы, маори красивыми считали приплюснутые носы, и матери искусственно прижимали их у своих детей. В Китае когда-то длина ногтей свидетельствовала об аристократическом происхождении, и обладатели длинных ногтей даже носили для их защиты особые серебряные футляры. Древние майя считали косоглазие признаком красоты и, чтобы достигнуть цели, делали для этого особые приспособления. Европейцы, африканцы, жители Южной и Западной Азии всегда считали большие глаза красивыми. А китайские послы при дворе русской императрицы Анны Иоанновны, восхищаясь внешностью цесаревны Елизаветы Петровны, заявляли, что она просто губила бы людей своей красотой, если бы ее глаза были поменьше да поуже.

Понятие «внутренний мир»

Внутренний мир – это прежде всего отображение мира внешнего в виде знаний.

Условно можно сказать так: внешний мир входит во внутренний мир, ставит последний в зависимость от себя. В то же время внутренний мир отличен от внешнего. На основе одних знаний люди как бы пытаются создать другие, не обращаясь к реальности. Они создают идеализации, то есть такие объекты, которых нет в реальности. К тому же у людей есть мнения и верования, о которых трудно сказать, чему же они соответствуют. Отличие внутреннего мира от внешнего еще более усиливается, если учесть другую составляющую сознания – внутренние чувства, являющиеся важнейшим компонентом человеческих верований, мнений и убеждений.

Всем этим внутренний мир воздействует на мир внешний.

Внутренний мир влияет на логику рассуждений. Конечно, есть объективная логика рассуждений, но есть и субъективная логика хотения. Более того, чувства обладают своими формами связи, не вполне понятными рассудку. Скажем, в музее утерян стол, за которым работал великий писатель. По чертежам и фотографиям сделан точно такой же стол. С позиции рассудка все в норме: познавательная задача решена. С позиции логики чувств потеря невозвратима. Давно заметили, что существует закон переноса чувств. Так, у царедворцев чувства, которые у них вызывал монарх, переносятся на его трон, одежду, вещи. Подобно этому подлинные вещи великих людей вызывают у их почитателей те же чувства, что и они сами. Другой формой связи чувств является закон перехода чувств. Так, чувство нежности вызывает сострадание, а чувство любви – доброту. Поэтому человек, казавшийся недобрым, жадным, вдруг становится иным. Человек часто не понимает самого себя, когда чувство радости переходит в страдание, восторга – в равнодушие, а на месте чувства любви появляется ненависть. За всеми этими переменами скрывается закон альтернативного действия чувств.

Во всяком случае существенные различия в суждениях людей зависят не только от их умственных способностей, но и от шкалы ценностей. А отступление от объективной логики часто означает действие в соответствии с логикой чувств.

О вещая душа моя…

«Возможно ли любить отвлеченную суть человеческой души независимо от присущих ей свойств?»

Так вопрошал Блез Паскаль, пытаясь понять, в чем проявляется и какую имеет ценность его индивидуальность. Он пришел к выводу, что хрупкость и бесконечное разнообразие, богатство и утонченность, неповторимость и непостоянство человеческой души не могут быть выражены одной формулой. Понять это загадочное и противоречивое существо – человека можно только одним способом: изучая его жизнь и поведение.

Однако что составляет жизненный мир личности? Уже опыт Паскаля подсказывает нам, что в него входят и телесное самоощущение, и наша зависимость от мнения окружающих, и те нравственные принципы, которые проявляются в наших деяниях. Помните, у Гете: «Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

Получается, что вопрос о сущности своего «я» порождает цепочку других вопросов, каждый из которых так или иначе связан с внутренней потребностью быть личностью. Кто я? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Зачем мне жить? Зачем что-нибудь делать? Зачем чего-нибудь желать? Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?

Это происходит потому, что факт физического рождения не совпадает с рождением и смертью личности. Мы появляемся на свет как биологический индивид, человеческая особь, личностью мы становимся. Мы рождаемся с набором определенных психофизиологических черт и особенностей, личностью мы делаем себя сами в общении с другими людьми, внутри определенной культуры и конкретной исторической ситуации. Личность – это, если хотите, второе, духовное рождение человека.

Понимание противоречивого характера человеческого существования буквально выстрадано в истории. Само появление личности было качественным скачком в становлении ее нового измерения. Как птенец разбивает мертвую скорлупу, которая, защищая его от внешнего мира, одновременно не дает ему жить, так и человек постепенно рвет путы общинной жизни, внутри которой он только частица органического целого, немыслимая отдельно от него. Становление личности – это становление автономности отдельного человека, притязающего на индивидуальное, т. е. особенное, бытие.

В древние времена индивидуальность называлась душой. Стремясь к совершенству внутреннего мира, человек должен не потерять себя, свою индивидуальность, но сможет ли тогда мир людей, в котором он живет, принять его таким, какой он есть?

Мое «я» – это не просто привилегия на наличие внутреннего лица, не только осознание своей особенной сущности, а скорее утверждение собственной позиции в сплетении нитей моего общения с другими. Я есть отношение «я и ты», «я и мы», «я и другие». Именно общение – обязательное и необходимое условие для нашего самопонимания и самоутверждения. Но подлинное общение возможно только между подлинными личностями там, где есть отношение человека с человеком.

Нетрудно заметить, что история человеческой личности богата не только победами и открытиями, но и трагическими коллизиями. Наличие у нас самосознания, интимного внутреннего мира, душевного строя, безусловно, усложняет человеческую жизнь. «Как разобщает людей их внутренний мир!»- с горечью написал А. Сент-Экзюпери в «Планете людей» и добавил к этому в «Маленьком принце»: «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения». За нашу уникальность и неповторимость нам подчас приходится расплачиваться непониманием и глухотой окружающих.

Подлинная индивидуальность меньше всего есть оригинальничанье, стремление быть ни на кого не похожим. Неповторимость личности, как говорил Людвиг Фейербах, «вовсе не в праве каждого быть дураком на свой манер». Тайна индивидуальности связана с искусством быть самим собой. Не об этом ли у Б. Пастернака?

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь

пространства,

Услышать будущего зов.

Не стоит думать, что умение быть собой есть просто потакание своим капризам и желаниям, независимо от их содержания и направленности. Быть самим собой – значит быть ответственным за себя, делать свою собственную историю жизни. Индивидуальность – это настолько же творчество и свобода, насколько бесконечное самопреодоление, борьба с самим собой.

С самим собой мирюсь и снова

в бой вступаю,

Себя себе продав, себя я покупаю.

И мой заклятый враг

в сей призрачной войне

То валит с ног меня, то поддается мне…

Я сам – свой друг и враг…

(Пауль Флемминг)

Да, человек противоречив и неоднозначен. Бояться этого не следует. Еще Платон заметил, что быть хорошим, т. е. постоянно хорошим, невозможно. Стать же хорошим можно. Вот почему личность – это жизненный путь, который всегда неповторим и оригинален. Указать другому его жизненный путь, раскрыть смысл его жизни нельзя. Это значило бы прожить вместо него эту жизнь. Каждый должен изучить себя сам. Можно только попытаться помочь другому глубже понять себя и окружающий мир, открыть и реализовать то лучшее, что заключено в нем.

Прочитайте размышления Д.С. Лихачева и подумайте, о каких важных функциях художественного творчества он говорит:

«Искусство родилось из преодоления хаоса, безобразного, потому что безобразное страшило и раздражало. Искусство – борьба с хаосом, попытка внести в хаос какой-то порядок. Когда боль от хаоса становилась особенно затяжной, длительной, а попытки упорядочивания не приводили к заметным результатам, возникала потребность освободить хаос, дать ему волю на некоторое время. Страдающие большой болью знают это стремление.

Искусство всегда живет рядом с безобразным. Первые картины Пикассо-протест против примитивной красивости, против борьбы с хаосом, сладеньким нивелированием отдельных резкостей хаотического мира. Поэтому Пикассо впускал хаос в свои произведения и стремился найти в хаосе какую-то свою хаотическую оправданность».

Искусство как проявление красоты

Представим себе на минуту, что в мире исчезла музыка. И мы никогда не сможем услышать, как

Раскат импровизаций нес

Ночь, пламя, гром пожарных бочек,

Бульвар под ливнем, стук колес,

Жизнь улиц, участь одиночек.

Так ночью при свечах, взамен

Былой наивности нехитрой

Свой сон записывал Шопен

На черной выпилке пюпитра.

(Б. Пастернак)

Не существует живописи. И нам никогда не увидеть, как

Художник нам изобразил

Глубокий обморок сирени

И красок звучные ступени

На холст, как струпья, положил.

(О. Мандельштам)

Безгласны поэтические уста, и некому воскликнуть:

Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

(Н. Заболоцкий)

Для чего искусство? Для чего душе художественный образ? Однозначный ответ на этот вопрос, по-видимому, невозможен.

И может быть, прав Д.Лихачев в своем предположении, что искусство родилось от страха и попытки нейтрализовать опасность, таившуюся в окружающем неведомом мире: «Когда пугало обширное пространство русской равнины, человек ставил на самых высоких местах, на крутых берегах рек и даже среди болот высокие церкви. Церкви населяли обширный мир. Это подавляло страх одиночества. Протяжная песня покоряла пространство… Нос ладьи корабельщики загибали высоко кверху и вырезали на нем страшилище. Страшное море, страшные волны надо было в свою очередь устрашить, подняться над волнами».

Бесспорно одно – искусство представляет собой важную часть человеческого отношения к миру. Причастное миру духовному, оно действует в соответствии с законами нашей психики, «работает» с материалом влечений и желаний, способно расшифровать потаенное в нас. И если понимание искусства – результат художественной «сформированности» личности, то само существование искусства – главное доказательство присутствия художественного начала во всей человеческой природе.

Волшебство воздействия искусства заключается в том, чтобы добиться максимальной глубины сопереживания, заставить прочувствовать судьбы героев как свои собственные, увидеть в их страстях свои страсти, как бы выйти на дорогу познания своего собственного нутра. Узнавая о других, вскрывать правду о себе. В этом вымышленном мире человеческая душа живет как в мире настоящем. Тут не помешает, более того, непременно нужна известная доля наивности, способность принять вымысел за правду, при этом оставаясь в рамках понимания того, что это вымысел. В этой связи характерно поведение ребенка, сидящего на спектакле в театре. Он весь там, на сцене, ему хочется рвануться вперед, помочь доброму герою, наказать злого. Он понимает, что это игра, но чувствует себя как в настоящей жизни.

Но искусство всегда остается действием. Оно воздействует на человеческую душу, чего-то требует он нее, возбуждает, будоражит, заставляет страдать или радоваться.

И художник, настоящий, подлинный художник, живет среди своих героев реальной жизнью, печалится и переживает, воскресает и умирает, горюет или страшится вместе с ними.

Возможно ли разрешение конфликта между творческой личностью и окружающими людьми.

Русский поэт Вл. Ходасевич писал: «Дело пророков – пророчествовать, дело народов – побить их камнями. Пока пророк живет и, конечно, не может ужиться среди своего народа

Ирина КОРЕНЬКОВА, учитель истории и общественных дисциплин школы №67, Брянск

необходимы для анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте