Юлия БАБАЕВА, старший научный сотрудник факультета психологии МГУ, кандидат психологических наук, член рабочей группы «Одаренное поколение»:
– Проблема диагностики выявления и отбора одаренных должна быть включена в целостную и развернутую систему по выработке стратегии, форм и тактики работы с детьми, которых мы считаем талантливыми. Опасно, когда отбор является самоцелью, в то время когда мало кто задумывается, какие печальные последствия бывают, если на человека навешивают ярлык одаренности или неодаренности.
Цели выявления одаренных детей – это, как правило, их дальнейшее развитие, создание благоприятных условий для реализации способностей, помощь и поддержка, причем не только финансовая, что в свою очередь предполагает существенное расширение круга диагностируемых параметров, совершенно другие технологии и тончайшие личностные методики. Прежняя работа с одаренными детьми велась в достаточно узком кругу: мир детства, школы, околообразовательное пространство, система дополнительного образования. Ни потенциальная, ни скрытая одаренность никому не интересна…
Мне хочется остановиться на проблеме реализации одаренности. В рамках своей программы школа может предложить немногое: участие в олимпиадах, блестящее образование. Это много с точки зрения развития ребенка, но мало в более глобальном плане. Что дальше? Отсутствие преемственности при работе с одаренными. Ребенок приходит в институт, а там вовсе могут не признать школьного гения за способного. Начинаются споры: кто виноват? То ли школа – плохо продиагностировала, то ли вуз, который погубил талант. Мне кажется, дело именно в отсутствии преемственности; мало вырастить талант и сказать: а дальше, дорогой, ты решай сам. Нельзя его бросать на полдороге. Возникает проблема долгосрочной стратегии работы с одаренными детьми.
Не все так уж плохо. В мировой практике намечаются позитивные тенденции: признается качественное своеобразие видов одаренности (нельзя всю одаренность сводить к высокому интеллекту), которое требует своих методов диагностики, развития и реализации. Мы начинаем понимать, что нельзя судить об одаренности человека по одному параметру, даже такому как IQ, и по одной методике. Не нужно склеивать портрет одаренной личности из разрозненных показателей одаренности. Это все равно, что попытка рассмотреть свое отражение в зеркале, разбитом на маленькие кусочки. В этом плане стратегию диагностики отбора необходимо сменить на стратегию диагностики развития. Я не противник тестов, но необходимо учитывать влияние социокультурных факторов, например социальных и социокультурных стереотипов, которые очень большое влияние оказывают на идентификацию креатива. Нужно ориентироваться на развитие потенциальных возможностей, особенно когда речь идет о детях. При этом на первый план выступает динамика развития одаренности. Необходимо сосредоточить свое внимание на выявлении психологических механизмов развития одаренности. Мы должны понимать, как это происходит, выявлять психологические преграды, которые мешают развитию таланта. Тогда мы сможем помочь одаренному человеку, и тут важен поиск конкретных средств такой помощи. Мне кажется, что диагностика одаренности должна быть базой для разработки индивидуализированных стратегий обучения и развития, которые способствуют росту и развитию одаренности.
Если мы говорим о программах, то каждая из них должна открывать перспективы. При масштабах нашей огромной страны требуется координация усилий, иначе мы неизбежно будем дублировать результаты, изобретать велосипед, распространять уже ненужный опыт. Хорошо говорить о преемственности, но вот как передать ребенка из школы в вуз, да так, чтобы он стал действительно высокопродуктивным человеком? Необходимо финансирование разных мероприятий и идей. Его нужно получать не только от государства (что само по себе приятно), но и из других источников: бизнес, наши соотечественники за рубежом и так далее. Еще важна проблема подготовка кадров – не только тех, кто работает с одаренными детьми, но и тех экспертов, которые призваны определять одаренность.
Комментарии