search
main
0

Преемственность – требование времени

​В 2007 году в Центре образования №2005 открылось дошкольное отделение. Тут же появилась необходимость в разработке и принятии программы преемственности между ДОУ и начальной школой.

Преемственность в системе образования – это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание – первое звено единой системы образования.Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, переход детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.В связи с разработкой концепции непрерывного образования слово «преемственность» приобрело новую актуальность. Однако что мы вкладываем в это понятие:    Стыковку программ?    Реализацию единого стиля общения с ребенком?    Представление о жизни ребенка как о некоем социально-психологическом целом?Чаще всего проблема преемственности возникает как проблема взаимопонимания между педагогами дошкольного образования и педагогами начальной школы. Чтобы избежать этого, мы определили цели, задачи и содержание осуществления преемственности, разработали механизм осуществления преемственности, ну и наконец, формы осуществления. Если в прошлом году педагоги начальной школы работали только с детьми и родителями подготовительной группы, то в этом году мы поняли, что начинать работу нужно со старшей группы. В течение всего учебного года работа по преемственности идет по 3 направлениям.Работа с родителямиНе секрет, что чаще всего родители к школе и к учителям относятся с большим уважением, а к детскому саду – как к чему-то проходному, незначительному, но при этом зачастую предъявляют претензии: дескать, в детском саду ребенка не научили считать, писать и читать. Поэтому перед нами сразу встала просветительская задача по отношению к родителям, нам нужно было дать им знания по психологии дошкольного возраста, научить грамотному общению с детьми, объяснить, в чем же именно заключается подготовка ребенка к школе. Говорить о «психологической готовности родителей» не менее целесообразно, чем о психологической готовности ребенка к обучению в 1-м классе.Во время проведения дня открытых дверей из года в год мы слышим один и тот же вопрос: «Как подготовить ребенка к школе?». И каждый раз мы видим удивление и недоверие, когда мы отвечаем, что ребенку полезно просто играть, ему нужно читать как можно больше, беседовать с ним о прочитанном, просто дать ребенку возможность отдохнуть летом, так как впереди его ждет новый жизненный этап.Работа с детьмиВыпускники дошкольного отделения намного легче и быстрее адаптируются к школе, так как совместные мероприятия педагогов ДО и начальной школы помогают детям легче ориентироваться в школе (экскурсии в школу знакомят детей со школьным музеем, библиотекой, актовым залом, спортивными залами, бассейном, кабинетом директора, столовой и своим будущим учебным кабинетом). Самое важное – к концу учебного года будущие первоклассники и их родители хорошо знакомы со своим будущим учителем.Работа с педагогамиФормы работы между педагогическими коллективами разнообразны:    совместное обсуждение и изучение программы 1-го класса и «Программы воспитания в детском саду», глубокое осмысление их преемственности;    ознакомление учителей с формами работы в подготовительной группе, а также уровнем знаний и умений, приобретенных детьми к концу старшего дошкольного возраста;    присутствие педагогов начальных классов на занятиях в детском саду, наблюдение за дошкольниками, индивидуальные беседы;    посещение педагогических совещаний, проводимых в детском саду по итогам работы в подготовительных группах;    наблюдение воспитателей за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе с целью выявления того, как они проявляют себя в новом коллективе, как усваивают программу 1-го класса, какие встречают трудности;    проведение совместного методического объединения в школе по итогам успеваемости учащихся первых классов;    совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по совместной подготовке детей к обучению в школе.В результате таких контактов педагогов детских садов и школ достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя в свою очередь глубже вникают в задачи, содержание и методы работы детского сада, что помогает нам установить преемственность в методах воспитательного воздействия. Связь между детьми подготовительной группы и школьниками поддерживается в течение учебного года.Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования, их задача – обеспечить качественное психолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолеть возникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Внимание к будущим первоклассникам со стороны работающих с ними педагогов, психолога детского сада и школьного психолога, которому предстоит оценить школьную зрелость выпускников детского сада и наиболее тесно взаимодействовать с проблемными детьми, позволяет предупредить отставание в обучении, отклонения в поведении.У многих современных дошкольников обнаруживаются признаки гиперактивности, мешающей полноценному усвоению новых знаний. Эти дети примерно с трех-четырехлетнего возраста отличаются повышенной возбудимостью, непоседливостью, непослушанием, им трудно сосредоточиться на выполнении дела, которое поначалу увлекало и вызывало интерес. Сочетание невнимательности с импульсивностью в старшем дошкольном возрасте мешает не только занятиям, но и приводит к частым конфликтам со сверстниками и взрослыми. В результате этого ребенок становится «неудобным» как для своих ровесников, так и для воспитателей. Гиперактивных детей в школе чаще всего ожидают неуспеваемость, конфликтное поведение с одноклассниками и учителями, агрессивность как способ защиты от нового социума. Столь негативный прогноз будущего гиперактивного первоклассника ставит перед дошкольным учреждением, школой, родителями и общественностью задачу осмысления этой социальной ситуации, поиска наиболее адекватных и эффективных путей преодоления психофизиологических, возрастных противоречий в развитии ребенка.В ЦО «Школа здоровья» №2005 существует преемственность в работе психологической службы детского сада и школы. Уже в течение лета и педагог-психолог, и учитель могут ознакомиться с картами готовности к школе и наметить для себя план работы с детьми. Безусловно, что там, где детский сад становится подразделением общего образовательного процесса, проблема преемственности если не решается полностью, то, конечно, сглаживается.За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогов образования произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Все это нашло отражение в создании новых подходов – деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем); учении, ориентированном на процесс, то есть на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющих непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни; в проектной работе. По сути, происходит переход от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) для выработки определенных решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реальной жизни; к сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.Фактически сегодня можно говорить об изменении парадигмы обучения – от обучения «знаниям, умениям, навыкам» и формирования компетентностей к парадигме обучения как формирования личности. Цель развивающего обучения состоит в углублении и расширении творческого потенциала человека путем создания оптимальной системы условий всестороннего гармоничного развития личности.Ольга ЦВЕТКОВА, заместитель директора по УВР,Ольга ЖЕВЛАКОВА, заместитель директора по дошкольному образованию

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте