search
main
Топ 10
Сергей Кравцов: увеличится количество часов истории в основной школе Победителей конкурса «Флагманы образования» назвали в Екатеринбурге Медаль ордена «Родительская слава» вручили многодетной семье в Королеве В некоторых регионах отменяют занятия в школе из-за непогоды Итоговое сочинение в 2023-24 учебном году: даты проведения, темы, критерии оценки Владимир Мединский предположил, что в будущем будет ЕГЭ по истории с элементами обществознания Названы регионы, которые готовят наибольшее число победителей ВсОШ ОБЖ, география, физика и история: четыре Открытых урока пройдут в конце ноября В СПбГУ открыли памятник министру народного просвещения Сергею Уварову Дефицит педагогов: в Вологодской области открыты 255 учительских вакансий Форма современного школьника: какой она должна быть Ректор МГИМО рассказал о работе над школьными учебниками истории Десятиклассник из Астрахани разрабатывает «Умный гараж» Институт воспитания проведет очередное Всероссийское открытое родительское онлайн-собрание Финал конкурса «Флагманы образования» для управленцев и педагогов стартовал в Москве Налоговый вычет: можно ли вернуть часть денег за оплату репетиторов Финал премии «Студент года» объединил 400 учащихся колледжей из 60 регионов России Студент Калужского госуниверситета создал настольную игру по истории родного края Все дети, поступающие в школы РФ, должны знать русский язык, заявили в СПЧ Для родителей школьников предлагают ввести выплаты к началу учебного года
0

Преемственность – связь нового со старым

Анна БОТНЕВА, директор Северного окружного методического центра, заслуженный учитель РФ: – Одним из важнейших приоритетов в управлении образовательными инновациями сегодня стало соблюдение преемственности. Преемственность понимается в современной науке как связь нового со старым, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы.

В обществе это означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, а также всю совокупность действия традиций и сохранения их в процессе развития.

Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, то есть в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, когда связь между звеньями и ступенями школы тоже вид преемственности.

Идеальной ситуация преемственности быть не может: слишком много разноплановых составляющих включается в это понятие. Но понять и попытаться построить хотя бы векторные связи, позволяющие несколько нивелировать расхождения, смягчить адаптационные процессы вполне возможно.

Признаки преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей:

– опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе;

– перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника, связь в процессе развития, то есть генетическая связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами);

– целенаправленность – процесс преемственности управляется деятельностью педагога;

– коммуникативность – воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности;

– селективность, избирательность, удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей.

Такие позиции и содержание образования выводимы только из природы человека, его потребностей, интересов, возможностей и из той культурной среды, которую вокруг него удается создать. Такое образование опирается на три априорных условия: инновационность (обновляемость, осовременивание), преемственность и непрерывность.

Использование только известного, пусть даже лучшего, исключающее преобразование и новаторство, приводит к механическому копированию, трафарету, штампу, и, наоборот, новаторство, отрицающее преемственность, создает трудности при усвоении совершенно нового.

Требование преемственности – одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере.

Введение инноваций в процесс обучения должно опираться на тщательно разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Инновационный процесс – процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности.

Нововведения в школе не должны приводить к отрицательным последствиям. Например, к поверхностному отношению к детям с разной психической восприимчивостью к сложности обучения.

Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель – ученик» в модель «человек – человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать.

Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.

Инновации выращиваются только на добротной почве традиционности. Опыт показывает, что в настоящее время наиболее оправданным становится создание инновационно-экспериментальных образовательных площадок на базе образовательных учреждений. Это могли бы быть и ресурсные центры по направлениям деятельности, а именно по проблеме «Преемственность и управление инновациями». Выстраиваемая модель сетевого взаимодействия РЦ, МЦ с образовательными учреждениями и другими социально-образовательными структурами обеспечивает координацию совместной деятельности, мониторинговое сопровождение, сохранение целостного образовательного пространства как по горизонтали, так и по вертикали «выравнивания» инноваций на основе ориентации на стабильность и традиционные достижения в образовании.

Оптимальным мог бы считаться вариант, когда принцип преемственности закладывается не только в УМК, но и в целом в образовательные предметные программы ДОУ, школы и вуза. Но о стыковке программ на сегодняшнем этапе говорить не будем (это, по-видимому, проблема нерешаемая). Однако школа в ракурсе преемственности может рассмотреть творческий потенциал ребенка – это реальное поле преемственности. «Образование через всю жизнь» (ЮНЕСКО) – эта мысль должна в сознании ребенка, подростка, молодого человека ассоциироваться с его будущей успешностью, высоким социальным статусом и, естественно, материальным благополучием.

Следует вывести попытки объединить все социокультурные факторы в единую образовательную среду за рамки стихийной вариативности на уровень разработки «технологии преемственности». Особенно это актуально в аспекте новшеств и инноваций в сегодняшней образовательной ситуации, когда необходимо выработать алгоритм взаимопонимания и взаимодействия всех образовательных и социокультурных сред, структурировать их вокруг ребенка для сопровождения и поддержки на весь период его взросления.

Инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. «Инновации могут оказаться более вредными, чем традиции», – считал В.Лизинский.

Именно поэтому требование преемственности – наиважнейшее условие успешности любых нововведений в образовательной сфере, в этом контексте должна выстраиваться и управленческая составляющая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте