search
main
Топ 10
Частичная мобилизация студентов: кому положена отсрочка, кого могут призвать Каким должен быть педагог XXI века: профессии учителя посвятят следующее занятие «Разговоры о важном» Студентов частных вузов с госаккредитацией освободят от частичной мобилизации Ограниченно годный к военной службе учитель из Петербурга получил повестку о мобилизации Мобилизованный учитель из челябинского Снежинска возвращается домой 2 октября в России отмечается День среднего профессионального образования В Башкирии мобилизовали лауреата конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы - 2022» На конкурсе «Учитель года России – 2022» названы победители в специальных номинациях У московского учителя отозвали повестку до его явки в военкомат В Тюмени объявили имена пяти призеров конкурса «Учитель года России» - 2022 Учителям и воспитателям детских садов увеличивают зарплату «Учитель года России – 2022»: 1 октября станут известны имена пяти призеров конкурса На конкурсе «Учитель года России – 2022» вручили специальный приз «Учительской газеты» Пятого октября в Кремлевском дворце состоится концерт ко Дню учителя Акцией «Скажи педагогу спасибо!» в России начинается Большая учительская неделя Погибшую в ижевской школе учительницу наградили знаком «Отличник просвещения» России Ко Дню учителя более 45 тысяч педагогов Самарской области получат выплаты В Новосибирских школах больше не будут работать охранники без специальной подготовки Пятеро студентов-очников из Тульской области, которых мобилизовали до указа, вернулись домой Как выбрать ручку и прописи для первоклассника
0

Преемственность – связь нового со старым

Анна БОТНЕВА, директор Северного окружного методического центра, заслуженный учитель РФ: – Одним из важнейших приоритетов в управлении образовательными инновациями сегодня стало соблюдение преемственности. Преемственность понимается в современной науке как связь нового со старым, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы.

В обществе это означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, а также всю совокупность действия традиций и сохранения их в процессе развития.

Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, то есть в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, когда связь между звеньями и ступенями школы тоже вид преемственности.

Идеальной ситуация преемственности быть не может: слишком много разноплановых составляющих включается в это понятие. Но понять и попытаться построить хотя бы векторные связи, позволяющие несколько нивелировать расхождения, смягчить адаптационные процессы вполне возможно.

Признаки преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей:

– опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе;

– перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника, связь в процессе развития, то есть генетическая связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами);

– целенаправленность – процесс преемственности управляется деятельностью педагога;

– коммуникативность – воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности;

– селективность, избирательность, удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей.

Такие позиции и содержание образования выводимы только из природы человека, его потребностей, интересов, возможностей и из той культурной среды, которую вокруг него удается создать. Такое образование опирается на три априорных условия: инновационность (обновляемость, осовременивание), преемственность и непрерывность.

Использование только известного, пусть даже лучшего, исключающее преобразование и новаторство, приводит к механическому копированию, трафарету, штампу, и, наоборот, новаторство, отрицающее преемственность, создает трудности при усвоении совершенно нового.

Требование преемственности – одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере.

Введение инноваций в процесс обучения должно опираться на тщательно разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Инновационный процесс – процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности.

Нововведения в школе не должны приводить к отрицательным последствиям. Например, к поверхностному отношению к детям с разной психической восприимчивостью к сложности обучения.

Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель – ученик» в модель «человек – человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать.

Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.

Инновации выращиваются только на добротной почве традиционности. Опыт показывает, что в настоящее время наиболее оправданным становится создание инновационно-экспериментальных образовательных площадок на базе образовательных учреждений. Это могли бы быть и ресурсные центры по направлениям деятельности, а именно по проблеме «Преемственность и управление инновациями». Выстраиваемая модель сетевого взаимодействия РЦ, МЦ с образовательными учреждениями и другими социально-образовательными структурами обеспечивает координацию совместной деятельности, мониторинговое сопровождение, сохранение целостного образовательного пространства как по горизонтали, так и по вертикали «выравнивания» инноваций на основе ориентации на стабильность и традиционные достижения в образовании.

Оптимальным мог бы считаться вариант, когда принцип преемственности закладывается не только в УМК, но и в целом в образовательные предметные программы ДОУ, школы и вуза. Но о стыковке программ на сегодняшнем этапе говорить не будем (это, по-видимому, проблема нерешаемая). Однако школа в ракурсе преемственности может рассмотреть творческий потенциал ребенка – это реальное поле преемственности. «Образование через всю жизнь» (ЮНЕСКО) – эта мысль должна в сознании ребенка, подростка, молодого человека ассоциироваться с его будущей успешностью, высоким социальным статусом и, естественно, материальным благополучием.

Следует вывести попытки объединить все социокультурные факторы в единую образовательную среду за рамки стихийной вариативности на уровень разработки «технологии преемственности». Особенно это актуально в аспекте новшеств и инноваций в сегодняшней образовательной ситуации, когда необходимо выработать алгоритм взаимопонимания и взаимодействия всех образовательных и социокультурных сред, структурировать их вокруг ребенка для сопровождения и поддержки на весь период его взросления.

Инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. «Инновации могут оказаться более вредными, чем традиции», – считал В.Лизинский.

Именно поэтому требование преемственности – наиважнейшее условие успешности любых нововведений в образовательной сфере, в этом контексте должна выстраиваться и управленческая составляющая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте