Анна БОТНЕВА, директор Северного окружного методического центра, заслуженный учитель РФ: – Одним из важнейших приоритетов в управлении образовательными инновациями сегодня стало соблюдение преемственности. Преемственность понимается в современной науке как связь нового со старым, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе его некоторые элементы.
В обществе это означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, а также всю совокупность действия традиций и сохранения их в процессе развития.
Суть преемственности в обучении состоит в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, то есть в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, когда связь между звеньями и ступенями школы тоже вид преемственности.
Идеальной ситуация преемственности быть не может: слишком много разноплановых составляющих включается в это понятие. Но понять и попытаться построить хотя бы векторные связи, позволяющие несколько нивелировать расхождения, смягчить адаптационные процессы вполне возможно.
Признаки преемственности в освоении школьниками нравственных ценностей:
– опора на положительный, достигнутый уровень освоения на предыдущем возрастном этапе;
– перспективность, нацеленность на будущее в развитии личности школьника, связь в процессе развития, то есть генетическая связь между этапами развития личности, компонентами процесса освоения школьниками нравственных ценностей (целями, содержанием, формами, методами);
– целенаправленность – процесс преемственности управляется деятельностью педагога;
– коммуникативность – воздействие школьников друг на друга в процессе преемственности;
– селективность, избирательность, удержание и развитие лучшего в освоении школьниками нравственных ценностей.
Такие позиции и содержание образования выводимы только из природы человека, его потребностей, интересов, возможностей и из той культурной среды, которую вокруг него удается создать. Такое образование опирается на три априорных условия: инновационность (обновляемость, осовременивание), преемственность и непрерывность.
Использование только известного, пусть даже лучшего, исключающее преобразование и новаторство, приводит к механическому копированию, трафарету, штампу, и, наоборот, новаторство, отрицающее преемственность, создает трудности при усвоении совершенно нового.
Требование преемственности – одно из категоричных условий успешности нововведений в образовательной сфере.
Введение инноваций в процесс обучения должно опираться на тщательно разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Инновационный процесс – процесс непрерывный, не имеющий четко определенной завершенности.
Нововведения в школе не должны приводить к отрицательным последствиям. Например, к поверхностному отношению к детям с разной психической восприимчивостью к сложности обучения.
Инновации в образовании начинаются с уважения к индивидуальности ученика и трансформации традиционной модели отношений «учитель – ученик» в модель «человек – человек», что накладывает своего рода табу на представление о ребенке как сосуде, подлежащем наполнению, как «совокупности психических процессов», которые предстоит развивать.
Инновационная технология предполагает организацию урока в форме самостоятельного проектирования учебного материала, который в дальнейшем структурируется и моделируется в определенной форме: графической, знаковой или символической. Эти процессы направлены на увлеченное овладение учащимися изучаемым материалом, развитие у них потребности в познавательной деятельности и уверенности в своих познавательных возможностях.
Инновации выращиваются только на добротной почве традиционности. Опыт показывает, что в настоящее время наиболее оправданным становится создание инновационно-экспериментальных образовательных площадок на базе образовательных учреждений. Это могли бы быть и ресурсные центры по направлениям деятельности, а именно по проблеме «Преемственность и управление инновациями». Выстраиваемая модель сетевого взаимодействия РЦ, МЦ с образовательными учреждениями и другими социально-образовательными структурами обеспечивает координацию совместной деятельности, мониторинговое сопровождение, сохранение целостного образовательного пространства как по горизонтали, так и по вертикали «выравнивания» инноваций на основе ориентации на стабильность и традиционные достижения в образовании.
Оптимальным мог бы считаться вариант, когда принцип преемственности закладывается не только в УМК, но и в целом в образовательные предметные программы ДОУ, школы и вуза. Но о стыковке программ на сегодняшнем этапе говорить не будем (это, по-видимому, проблема нерешаемая). Однако школа в ракурсе преемственности может рассмотреть творческий потенциал ребенка – это реальное поле преемственности. «Образование через всю жизнь» (ЮНЕСКО) – эта мысль должна в сознании ребенка, подростка, молодого человека ассоциироваться с его будущей успешностью, высоким социальным статусом и, естественно, материальным благополучием.
Следует вывести попытки объединить все социокультурные факторы в единую образовательную среду за рамки стихийной вариативности на уровень разработки «технологии преемственности». Особенно это актуально в аспекте новшеств и инноваций в сегодняшней образовательной ситуации, когда необходимо выработать алгоритм взаимопонимания и взаимодействия всех образовательных и социокультурных сред, структурировать их вокруг ребенка для сопровождения и поддержки на весь период его взросления.
Инновации в образовании должны осуществляться не как самоцель, они должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей. «Инновации могут оказаться более вредными, чем традиции», – считал В.Лизинский.
Именно поэтому требование преемственности – наиважнейшее условие успешности любых нововведений в образовательной сфере, в этом контексте должна выстраиваться и управленческая составляющая.
Комментарии