Центр развития ребенка – детский сад №1515 расположен в живописном районе Крылатское в непосредственной близости к природно-историческому парку «Москворецкий» – ландшафтному заказнику «Крылатские Холмы». Территория детского сада прекрасно озеленена, поражает многообразием растений: за 25 лет выросли лиственные и хвойные деревья, силами сотрудников и родителей разбиты цветники и клумбы. В 2005 году коллектив принимал участие в конкурсе «Московский дворик», награжден грамотой за благоустройство округа и дипломом 3-й степени в номинации «Лучший школьный и детсадовский двор».
Педагоги детского сада на протяжении 15 лет углубленно занимаются экологическим воспитанием дошкольников: оборудован экологический кабинет, выделена ставка педагога дополнительного образования (эколога), реализуется вариативная программа Натальи Рыжовой «Наш дом – природа». Региональный компонент программы предусматривает изучение детьми природы родного края и организацию их экологически ориентированной деятельности, формирование у маленького ребенка экологического мировоззрения. Воспитатели и педагог-эколог, опираясь на помощь родителей, с самого нежного возраста знакомят детей с природой, воспитывают бережное к ней отношение, организуют труд в уголке природы и на участке детского сада.
Круглый год проводятся наблюдения в природе, целевые прогулки, занятия по ознакомлению с растительным и животным миром, с неживой природой, экологические праздники. В группах организованы уголки природы, мини-лаборатории для детского экспериментирования, музей природы. У детей формируют также основы здорового образа жизни, поскольку человек – это часть природы, забота о собственном здоровье также часть экологического воспитания. Заведующая ЦРР – детским садом №1515 Н.Гурьева много внимания уделяет формированию здоровьесберегающей среды, которая влияет на качество здоровья и развития ребенка. Воспитатель по физкультуре регулярно проводит дни здоровья, организует походы и экскурсии, следит за соблюдением двигательного режима. Организация занятий, игр, досуга и других форм работы с детьми оценивается с точки зрения экологического подхода.
На современном этапе актуальна проблема повышения качества образования, в том числе и экологического. Одно из условий решения этой проблемы – преемственность формирования экологического мировоззрения ребенка на всех этапах его взросления. Задачи экологического воспитания – воспитание экологических ценностей, экологического сознания, экологической культуры – могут быть решены только при его непрерывности и преемственности от младенчества до старшего школьного возраста. Основа преемственности экологического образования – социальное партнерство детского сада, школы и образовательно-просветительская работа на особо охраняемых территориях. В Западном округе такая территория – природно-исторический парк «Москворецкий». Он ведет системную работу по экологическому просвещению населения. На территории парка работают кружки дополнительного экологического образования детей школьного возраста. С 2008 года детский сад №1515 сотрудничает с парком «Москворецкий» на договорной основе. Ежегодно составляется и утверждается план совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Работа с детьми организуется в природной среде, на региональном и местном историко-культурном и краеведческом материале, что обладает мощным воспитательным потенциалом. Сотрудник ПИП «Москворецкий» – главный специалист по эколого-просветительской деятельности О.Королева – частый гость детского сада, она знакомит детей с животными и растениями парка, с правилами общения человека с природными объектами, организует презентации, беседы, конкурсы, экологические акции, разрабатывает маршруты походов и экскурсий по Крылатским Холмам. В декабре педагоги детского сада и сотрудники парка организовали экологическую акцию «Покормите птиц зимой», в рамках которой состоялся мастер-класс по изготовлению кормушек, конкурс на лучшую кормушку, изготовленную детьми и родителями, развешивание кормушек на близлежащей территории парка. Успешно прошла также акция «Елочка – зеленая иголочка», венцом которой стал конкурс искусственных елочек, изготовленных из бумаги, фольги, пряжи, теста и даже карамелек. В конце марта дети детского сада отмечали день прилета птиц, лепили из теста жаворонков, зазывали весну и вешали скворечники. Во время одного из походов воспитанники обратили внимание на большую кучу мусора, оставленную в парке жителями Крылатского. Это послужило толчком к развертыванию долгосрочного проекта «Планета без мусора». Дети с педагогом-экологом И.Коротич изучали виды мусора, провели экологический эксперимент, выясняющий, как долго разлагается мусор (осенью закапывали разные виды мусора в землю, а весной выкапывали и сравнивали), была проведена экологическая акция «Чистая планета»: педагоги совместно с родителями и детьми организовали сбор бытового мусора на территории природно-исторического парка, дети на основе собственных исследований и выводов составили правила поведения в природе, изготовили экологические знаки, запрещающие мусорить, и разместили их в парке. Всем запомнился конкурс поделок из бросового материала «Нужное из ненужного», в котором приняли участие родители и дети. Также успешно реализован в нашем детском саду проект «Моя прекрасная клумба». Дети изучали садовые растения, наблюдали, рисовали и конструировали цветники, осенью сажали луковичные растения, а весной из семян выращивали однолетники, высаживали их на клумбу. Украшая территорию своего участка, наши воспитанники вносят свой посильный природоохранный вклад в общее дело.
С сентября 2009 года коллектив ЦРР – детского №1515 начал работу в режиме окружной экспериментальной площадки по преемственности экологически ориентированной деятельности дошкольных и общеобразовательных учреждений на базе ПИП «Москворецкий» (научные руководители – А.Захлебный, Е.Дзятковская, лаборатория экологического образования РАО). Цель эксперимента – разработка модели преемственности экологического воспитания в детском саду, школе и особо охраняемой территории как социальных партнеров на системно-деятельностной основе. Мы предполагаем не только проведение совместных со школой экологических акций и проектов, взаимопосещение занятий и уроков, мастер-классов, конференций, проведение совместных конкурсов и праздников, для нас представляются очень важными вопросы преемственности развития детей – интеллектуального, эмоционального, личностного и коммуникативного. Педагоги надеются, что зерна «разумного, доброго, вечного», посеянные в детском саду, непременно прорастут в школе.
Т. КОСТРОВА, старший воспитатель ЦРР – детского сада №1515
Комментарии