search
main
0

Предвидеть – значит управлять

На повестке дня сегодня разнообразные темы для обсуждения: начиная от введения новых стандартов и завершая проблемами реорганизации учебных заведений. Однако немаловажной, хотя и меркнущей в потоке насущных дел, стала задача становления кадрового потенциала сегодняшней школы.

Речь не об учителях – существуют педагогические вузы, основная цель которых подготовка будущих педагогов (не буду затрагивать нюансы этой темы); проблема в квалифицированных кадрах, грамотно выстраивающих жизнедеятельность школы, речь об управленческом ресурсе: руководителях образовательных учреждений и их заместителях.К сожалению, многие считают, что для управления симфоническим оркестром под названием «педагогический коллектив» достаточно только нескольких взмахов палочкой у дирижерского пульта. Однако чтобы на публике все вышло легко и непринужденно, чтобы показать лучший результат, необходимы ежедневная работа и знание науки управления.Сегодня система образования находится в процессе реформирования. Положительным или отрицательным будет результат – судить потомкам, но нельзя отрицать факт необходимости изменений. Как говорил К.Э. Циолковский, «нельзя вечно оставаться в колыбели», необходим творческий поиск нового, более подходящего требованиям времени. Меняются взгляды на многое, в частности и на личность руководителя.Происходит смена эпох. Старшее поколение доверяет своим младшим современникам результаты работы не одного десятка лет. В лидеры выходят коллеги в возрастной категории до 40. Безусловно, это активные, творческие люди, смело принимающие на себя ответственность за результат управления. Под их началом будет складываться новый облик системы образования. Каким он будет? Меркантильным и бескомпромиссным или творческим и вариативным? В любом случае необходимо ориентироваться на социальный заказ и действовать в рамках нового финансово-юридического пространства.Проблема в подготовке такого уровня специалистов и умелом сочетании теории и практики. Не существует единственно правильного алгоритма управления всеми учреждениями. Школа – это три стороны – участницы образовательного процесса: учащиеся, родители и педагогический коллектив, то есть трехсторонний человеческий фактор.Кто в этих условиях директор школы? Это специалист, отслеживающий последние изменения содержания образования; руководитель, ориентирующийся в новом правовом поле (возможно, участвующий в формировании нормативной базы) и прогнозирующий изменения социального заказа общества.В настоящее время в сети образовательных учреждений города ярко наметился разрыв в уровне. С прошлого года одной из составляющих рейтинга стал выбор учреждения родителями будущих первоклассников. Школ, у которых была сложность с комплектованием первого класса, не единицы. Это говорит о необходимости изменения общей концепции развития образовательных учреждений. Решение новых задач старыми способами неэффективно.Создание комфортной информационно-образовательной среды для школьников, соблюдение правил преемственности – эти общеизвестные принципы актуальны. В скором времени понятие «общее образование» дополнится еще одной ступенью – дошкольным образованием. Таким образом, вновь созданным образовательным организациям необходимо выстроить траекторию развития ребенка от 3 до 18 лет. Идеальный вариант, если ребенок, поступив в три года на дошкольную ступень, получает аттестат об основном общем образовании или об основном (полном) общем образовании в этой же образовательной организации. За это время можно не только обучать, воспитывать и развивать ребенка, но и провести правильную профориентационную работу для его дальнейшего развития и осознанного выбора предстоящей специальности.Мир стремительно меняется, а жизнь образовательного учреждения – это жизнь социума, и следование духу времени сегодня не основная цель, а обязательное условие существования.Екатерина ГРЖИБОВСКАЯ, директор школы №104

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте