2023 объявлен Годом педагога и наставника. Именно поэтому сегодня с со страниц газеты о прогнозах на будущее говорят не только постоянные эксперты «УГ», но и инженеры душ человеческих – наши замечательные учителя. В фокусе внимания педагогов оказался тот аспект образовательного процесса, изменения в котором они сочли наиболее значимыми.
Анзор МУЗАЕВ, глава Рособрнадзора
Держим руку на пульсе
В прошлом году вступили в силу изменения в законодательстве по лицензированию и государственной аккредитации. И если раньше нас ругали, что образовательным организациям периодически приходится готовить кипы бумаг для прохождения этих процедур, то теперь выработана новая модель – аккредитация стала пожизненной. И в этом смысле 2023 год станет для всех нас знаковым. Мы собираемся проводить регулярный аккредитационный мониторинг, чтобы держать руку на пульсе.
По каждому уровню образования определены показатели, в сумме дающие определенное количество баллов. Если их меньше, у нас появляются вопросы к организации. Это один из индикаторов риска, на основании которых у нас будет право выходить конкретно туда, где мы увидим наихудшие результаты.
В первую очередь нас интересуют вузы. Для них разработаны 8 показателей аккредитационного мониторинга, куда входят средний балл ЕГЭ, дополнительные испытания (для творческих вузов), трудоустройство выпускников, качество профессорско-преподавательского состава и т. д. В принципе тут ничего нового, все знакомо. Однако нас в первую очередь интересуют программы, по которым обучают студентов. Потому что именно это влияет на качество образования.
Всю прошлую осень мы проводили апробацию, в которой участвовали 60 вузов. Был проведен тренировочный мониторинг, в декабре подведены результаты. Оказалось, что предложенные нами показатели всех устраивают. Более того, сначала сами вузы предложили около 40 показателей, но мы настояли на том, чтобы количество было снижено.
Что же касается уровня школ и ссузов, то там апробация еще не закончена, поскольку есть некоторые вопросы по отдельным показателям. Могу точно сказать: в сентябре 2023 года абсолютно все школы, ссузы и вузы будут участвовать в аккредитационном мониторинге. Мы узнаем, где либо в целом все плохо, либо плохо по каким-то программам.
Общая методика сбора информации по показателям и расчетам итоговой цифры будет готова к 1 марта. Каждая образовательная организация в своем личном кабинете на отдельном портале сама сформирует массив данных по всем требуемым показателям. Если же кто-то начнет поставлять нам недостоверную информацию, завышать показатели… Значит, у нас появится еще один параметр для оценки, тем более что мы по другим каналам обязательно все сопоставим и выясним.
Раньше за год до прохождения аккредитации весь коллектив образовательной организации работал на то, чтобы создать кубометры документации. Сейчас для этого нужны всего лишь заявление и 3-4 бумажки, которые надо заполнить. А дальше все очень просто: мы выезжаем на место, нам предоставляют оценочные материалы, на основе которых специалисты Рособрнадзора формируют контрольно-измерительные материалы. Затем учащиеся в определенный день пишут работу и проходят оценку по этим КИМам. Если средний балл по шкале освоения программы оказывается выше 60, считается, что организация аккредитована. Если нет, можно уже через месяц попробовать пройти аккредитацию еще раз (пока количество «подходов» не ограничено).
Вроде бы все стало гораздо проще, согласитесь. Одно дело – немыслимые кипы документов, которые раньше собирал целый коллектив организации, другое – всего несколько бумаг и, по сути, обычный срез знаний учащихся. Но апробация выявила довольно странную вещь: отказов в аккредитации по-новому стало в пять раз больше. Потому что студенты, как оказалось, не подтверждают тот уровень знаний в рамках обозначенных программ, который сама же образовательная организация заявляет.
И вот как раз над решением этой проблемы всем нам придется работать ближайшие годы.
Еще одна историческая инновация, которая переходит из 2022-го в 2023-й год, связана с исполнением приказа Министерства просвещения РФ от 21.07.2022 №582. Это касается перечня документов, обязательных для заполнения педагогами. Если раньше любое ведомство могло потребовать от школы предоставления самых разных сведений, а у нее не было никаких законных оснований отказаться, то теперь можно просто заявить: вот документ, в котором сказано, что конкретно мы должны делать. И все, что сверх этого, незаконно!
Но, несмотря на то что система образования уже полгода живет в новых реалиях, опрос более 17 тысяч человек показал: все отнюдь не так радостно, как могло бы казаться. Например, 73,4% отмечают, что документационная нагрузка так и не снизилась. 87% прекрасно знают о приказе Минпроса, но при этом 59,1% признаются: им, как и прежде, приходится осуществлять подготовку иных документов (в том числе вносить сведения в информационных системах), не указанных в перечне.
В общем, система слишком неповоротлива, чтобы изменить ее в одночасье. Причем проблема тут заключается не только в руководителях, которые продолжают требовать от подчиненных заполнения каких-то планов и отчетов «на всякий случай», не только в чиновниках, которым лень взять информацию в их же собственном ведомстве и проще по привычке потребовать школу предоставить ее «завтра, а лучше сегодня». Проблема, увы, еще и в самих педагогах, которые за долгие годы работы настолько привыкли что-то писать и заполнять, что теперь делают это сами, без принуждения, хотя от них этого уже и не требуется.
Со своей стороны, мы планируем уже с января сделать выборку по 2-3 школам во всех регионах и начать отслеживать почту, которая приходит к ним за полгода. Важно понять, от кого же именно исходят эти требования отчетов, и уже потом работать с конкретными лицами и организациями.
Тех руководителей, которые и дальше будут напрягать педагогов необоснованными требованиями и излишней отчетностью, мы намерены призывать к ответу самым решительным образом, вплоть до увольнения. Поэтому мы просим всех педагогов сообщать о случаях несоблюдения введенных ограничений на адрес электронной почты горячей линии stop_nagruzka@obrnadzor.gov.ru, указав при этом свои регион, школу и удобный способ обратной связи.
А весной мы предоставим карту регионов с указанием наиболее забюрократизированных территорий. И уже после этого будем разговаривать с губернаторами, которым вряд ли понравится такое «лидерство».
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук
Ожидания vs реальность
Главное, что произошло в 2022 году, – изменение стратегических ориентиров и оснований для принятия решений. Некоторые процессы, казавшиеся неприкосновенными, были остановлены. В апреле Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Белоруссии во всех структурах. Web of Science, глобальная база цитирования научных публикаций и журналов, отключила доступ российским вузам.
Работы в новых научных журналах перестали оцениваться. Правительство России в свою очередь приостановило до конца года учет индексаций публикаций российских ученых в международных базах данных и объявило, что введение бакалавриата и магистратуры не улучшило уровень подготовки выпускников. В общем образовании не проводилось международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся PISA. В этой диагностике Россия участвовала с 2000 года. Также не проводилось исследование уровня подготовки учителей TALIS.
Многие из этих изменений совпали с ожиданиями общественности и профессионалов. Еще в 2014 году эксперты ОНФ обращались к президенту на форуме «Качественное образование во имя страны» с просьбой вернуть обучение по непрерывным программам специалитета хотя бы для инженеров и педагогов.
Резко усилилось внимание к вопросам воспитания и работы с молодежью. В этом году создано Российское движение детей и молодежи, одним из учредителей которого стало Российское движение школьников. Появились новые инструменты для реализации единого образовательного пространства. Со следующего года учителя начнут преподавать по единым федеральным общеобразовательным программам. Школы будут применять их по ряду обязательных предметов. Право на разработку собственных образовательных программ сохранилось, но по уровню они должны быть не ниже федеральных. Задача повышения качества образования никуда не исчезла, уровень развития компетентностей школьников теперь оценивается по общероссийской модели, основанной на методике PISA. Своя федеральная программа появится и для дошкольного образования. Кроме того, будут разработаны федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы. Они будут включаться в основные общеобразовательные программы.
В качестве мало обсуждавшегося публично, но крайне важного достижения хочется отметить принятие Министерством просвещения концепции развития психологической службы в общем и профессиональном образовании. Ее цель – формирование единого пространства психологического сопровождения. Должны быть разработаны стандарты оказания помощи участникам образовательных отношений и выравнены возможности ее получения независимо от места проживания. Важность этой работы трудно переоценить. Согласно опросу ОНФ и Фонда «Национальные ресурсы образования» половина подростков испытывают потребность в психологической помощи и поддержке, но не знают, куда обратиться. Чаще всего их волнуют будущее (53%), самооценка (52%), панические состояния (44%), любовь (37%) и дружба (32%). Очень тревожит, что дети, обращающиеся в нашу программу «Я могу», рассказывают о «моде в школе на селфхарм и суицидальное настроение». Ребята соревнуются в причинении себе вреда и делятся советами, как скрыть это от взрослых. К сожалению, не все специалисты в школе знают, как вести себя в таких случаях. Кроме того, по нашим оценкам, до 85% педагогических работников сами испытывают симптомы эмоционального выгорания. Его профилактика и предупреждение профдеформации педагогов также обозначены как одна из задач развития психологической службы.
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Нас ждет большое количество мероприятий по повышению престижа профессии и развитию педагогического профессионализма, от которого зависит качество образования детей. Сегодня школа имеет дело с новыми задачами. Это работа с «цифрой» в непростой информационной среде, метапредметные результаты, функциональная грамотность, формирование эмоционального интеллекта.
Важным инструментом решения этих задач я вижу систему квалификаций в образовании. СПК в сфере образования создает механизмы, которые пересобирают систему подготовки кадров. Квалификация педагога подтверждается в ходе профэкзамена. Задания основаны на профстандарте. Он создается профессиональным сообществом и проходит несколько стадий общественного обсуждения. Это ориентир для образовательной организации, который учитывается при разработке учебной программы. Программа проходит профессионально-общественную аккредитацию. А объединение процедур ГИА и независимой оценки квалификации позволяет профессиональному сообществу в еще большей степени влиять на качество подготовки кадров. В образовании этот опыт оказался крайне успешным. В апробации участвовали 21 студент Псковского госуниверситета и 46 студентов из 7 педколледжей Свердловской области. Экзамен точно определяет дефициты в подготовке педагогов. Самый главный вывод для нас – использование модели ГИА-НОК открывает путь к постоянной актуализации образовательных программ. Когда этот инструмент будет внедрен не только в высшее образование и СПО, но и в дополнительное профессиональное образование, мы сможем определять уникальный компетентностный профиль учителя и планировать траекторию его развития, позволяющую отвечать на задачу повышения качества образования.
Наталья ВОЛКОВА, заместитель директора по инновационной работе лицея №144, публичное лицо экспертно-аналитического проекта «Обучение ПРО», член Всероссийского экспертного педсовета при Минпросвещения РФ от Санкт-Петербурга:
Подвох в подготовке
Одними из главных событий 2022 года стали внесение изменений в ФЗ-273 «Об образовании в РФ», которые касаются снижения отчетной документации учителей, утверждение приказом министра просвещения требуемого перечня документов. Таким образом, федеральные органы власти подготовили законодательную базу, которая позволит решить проблему высокой документационной нагрузки преподавателей – одну из самых трудных в системе образования. Дело даже не столько в ведении документов, сколько в подготовке разного рода отчетов и заполнения мониторингов.
Команда «Обучение ПРО», Наталья Алтынникова (директор по развитию ГК «Просвещение»), партия «Единая Россия» через профессиональные сообщества учителей (Всероссийский экспертный педагогический совет, сообщество форума классных руководителей, подписчиков канала «Обучение ПРО») запустили анкету об исполнении закона о снижении документарной нагрузки.
Анкетирование прошли более 18 тысяч человек, а результаты действительно удивили и порадовали: 90% учителей знают о своем законном праве не заполнять документы сверх установленного списка, у 65% учителей внесены изменения в должностные инструкции, которые касаются их права относительно документационной нагрузки, четверть педагогов фиксируют снижение документарной нагрузки.
Эти результаты позволяют быть уверенными в том, что в предстоящем 2023 году совместными усилиями мы сможем решить задачу снижения документарной нагрузки на педагогических сотрудников всех уровней образования.
В данный момент уже идет разработка номенклатуры дел школы, за пределами которой также будет запрещено что-то запрашивать. А также ведется работа по снижению документарной нагрузки на педагогов дошкольного образования. В текущем учебном году мы ожидаем приказ от министра просвещения о перечне документов, требуемых от воспитателей.
Все в наших руках, коллеги!
Алексей ОВЧИННИКОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2011, учитель биологии школы с. Баловнева, Липецкая область:
Поддерживать гомеостаз
Так сложилось, что в последние годы систему образования с пугающей регулярностью посещают «черные лебеди» – резкий переход в онлайн, дистанционное обучение, исключение России из международных исследований качества образования, возможный отказ от Болонской системы и т. д. Новые вызовы дают новые возможности и направления развития, но, если их количество становится критическим, система теряет свою устойчивость. Если появление непрогнозируемых явлений предсказать невозможно, то перспективы развития процессов, которые уже запущены, можно оценить достаточно реально.
Предполагаю, что в следующем году продолжится развитие воспитательной составляющей образовательного процесса, детских и молодежных организаций. Хотелось бы, чтобы эти процессы шли не только в направлении «сверху вниз», но и наоборот, чтобы у непосредственных участников образовательного процесса – детей и педагогов – была возможность реализовывать собственные инициативы, а не служить исключительно объектом выполнения государственной политики.
Скорее всего, продолжится развитие негосударственного сегмента образования, который в последние годы, несмотря на различные сложности, активно расширялся. Это свидетельствует о постепенном снижении государственной монополии на образование и создает вариативность в получении образования детьми, которые по каким-либо причинам не имеют возможности обучаться в государственных образовательных организациях.
Буквально на днях приняты поправки в Закон «Об образовании в РФ», регламентирующие механизм передачи школ с муниципального уровня на региональный. Не уверен, что данный процесс будет носить массовый характер, но интересно будет посмотреть на то, как изменится жизнь школ, перешедших в прямое подчинение региональным министерствам.
Не хотелось бы, чтобы непростая политическая и экономическая обстановка в стране привела к сжатию системы образования. В этом случае в первую очередь пострадают сельские школы, особенно малочисленные, находящиеся в сложных социально-экономических условиях.
Марина ЗЕЗКОВА, призер конкурса «Учитель года России»-2019, главный специалист отдела образования администрации Центрального района Санкт-Петербурга:
Сложности – точки роста
Перед Новым годом и сразу после праздника и у детей, и у взрослых настроение приподнятое: искренне веришь, что все будет по-новому и к лучшему. Впереди Год педагога и наставника, и поэтому хотелось бы ощутить реальную поддержку, внимание и уважение от государства и общества. Или увидеть значимые шаги в этом направлении. Пусть мероприятия будут актуальными и значимыми, а не формальными. Пусть меры поддержки (законодательные, материальные, социальные, а также касающиеся организации рабочего процесса) продемонстрируют готовность защитить и поддерживать учительство.
Предстоит большая работа, чтобы и дальше наше образование отвечало новым образовательным и воспитательным вызовам. Поэтому предполагаю, что в новом году нас ждет достаточно всего действительно нового. Но главное – понимать, что для всех нас это точки роста и развития.
Андрей ЕЛИСОВ, заслуженный учитель РФ, лауреат конкурса «Учитель года России»-2012, почетный работник общего образования, учитель истории и обществознания Саваслейской школы Кулебакского городского округа Нижегородской области:
Лицом к педагогу
2023 год станет годом поворота к учительскому сословию со стороны государства, ибо уже на уровне Президента РФ он станет периодом, когда наставничеству откроется зеленый свет с перспективой на долгие годы вперед. Наставник и молодые учителя – это дорога с двухсторонним движением, так как, развивая одно, мы не можем обойти стороной другое. Поэтому в стране пройдет целый комплекс мероприятий, повышающих роль авторитетного учителя в жизни молодых педагогов и детей. Мы увидим в информационном поле героев нашего педагогического искусства, которые как истинные наставники остаются в тени, молча выполняя свою роль независимо от того, отражают СМИ их работу или нет. Подлинный наставник всегда живет в своих учениках, не требуя яркого освещения своей персоны. Очень надеюсь, что этот год откроет новых творцов гуманной педагогики, таких как Амонашвили, Выготский и Сухомлинский.
Возможно, появится и профессиональный конкурс, где рядом окажутся наставники и их подопечные. В 2023 году начнется эра новых образовательных программ под федеральным началом, вероятно, появятся первые единые учебники для страны. Обязательно будет дискуссия о лучших учебниках по предметам, и профессиональное учительское сообщество найдет в них свои достоинства и недостатки. Однако это будет шаг к объединению национальной системы образования под единые подходы и содержательные материалы. Единый государственный экзамен еще более усовершенствуется, появятся новые задания, ориентированные на практические вопросы, адаптированные к жизни. 2023 год станет временем исторических юбилеев, таких как 800‑летие битвы на реке Калке, 410‑летие начала династии Романовых, 210‑летие Заграничных походов русской армии против Наполеона, 80‑летие завершения Сталинградской и Курской битв в Великой Отечественной войне, а это значит, что мы снова попытаемся осмыслить уроки истории и как победители сделаем выводы о том, что патриотическое воспитание стоит на духовных смыслах, которые нужно открывать нашим ученикам.
Так как Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о защите традиционных ценностей в уходящем 2022 году, в образовании будет много методик, нацеленных на реализацию этих задач. Поэтому появятся новые проекты, такие как «Многодетные семьи России», «Идеальный отец – кто он?», «Семейная летопись в каждый дом». Пушкинская карта станет более востребована, и обучающиеся захотят расширить диапазон поездок по стране, чтобы побывать в ее лучших местах. Поворот к семье отразится и в информационном поле. Появятся новые художественные фильмы, а детское кино станет полем деятельности для режиссеров, чтобы появились новые фильмы, подобные таким, как «Лошадка для героя». Образование 2023 года продолжит линию оттачивания тем «Разговоров о важном» с патриотической и гуманистической направленностью. В школах расширятся музеи, где появится информация о новых героях военных действий, так как многие выпускники школ в 2022 году стали настоящими защитниками Отечества.
Комментарии