С проректором по научной работе и информационным технологиям Академии социального управления Московской области Ларисой Николаевной ГОРБУНОВОЙ мы встретились на Московском международном салоне образования, который недавно проходил на ВДНХ. Как и другие участники, АСОУ представила здесь свои самые передовые разработки и проекты, один из которых связан с созданием эффективной системы электронного повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Уникальность системы электронного повышения квалификации педагогов Московской области состоит в том, что она ориентирована на передовой педагогический опыт как основу повышения квалификации.
– Академия социального управления – многофункциональный вуз, на базе которого в течение года проходят обучение более 20000 педагогов Московской области, – рассказывает Лариса Николаевна. – Подмосковье – очень большой субъект Федерации, поэтому неудивительно, что мы решили всерьез заняться электронным обучением. Несмотря на то что у наших учителей предусмотрены специальные педагогические дни, когда их освобождают от работы для поездок к нам, людям порой бывает очень жалко тратить несколько часов на дорогу, к тому же они нуждаются в динамичном общении, в современных методах с использованием ИКТ. И мы предлагаем как раз то, что им нужно, такие формы, которые удобно реализовать в любое время и в любом месте, где есть доступ в Сеть.Использование технологий дистанционного обучения позволяет охватить практически все категории учителей-предметников, школьных администраторов, воспитателей. Более того, появляется возможность гораздо более оперативно реагировать на те или иные запросы конечных потребителей. В АСОУ работают мастера провайдинга, которые способны удовлетворить просьбы даже малого количества учителей. При этом стоит заметить, что на повышение квалификации и переобучение педагогов в бюджете региона предусмотрена немалая сумма. Как известно, по закону учитель может бесплатно обучаться раз в 3 года 16 часов. В Московской же области каждому педагогу оплачиваются 216 часов на 5 лет. – Чем же наши разработки отличаются от уже существующих? – спрашивает Лариса Горбунова и сама же отвечает: – Действительно, электронных курсов уже разработано огромное количество, однако мы сделали ставку не на теоретизированные, а на практико-ориентированные курсы. Любая школа, как правило, работает, словно отлаженный механизм, и если мы постоянно будем туда приходить и приводить на уроки группы педагогов, то неминуемо нарушим работу этого механизма. К тому же, даже когда организуются стажировки с выездами в образовательные учреждения, люди далеко не всегда понимают, зачем конкретно их туда привезли. Поэтому необходимо предварительно ознакомиться со школой. А чтобы сделать это максимально наглядно и доступно, мы придумали виртуальные стажировки. Открытые интернет-ресурсы – прежде всего сайты школ, личные сайты учителей, странички в социальных сетях, группы, блоги и т. д. – позволяют получить достаточно полное представление о том, кто и чем занимается, кто на что способен. Повышение квалификации, как правило, всегда происходит через приобщение к опыту других людей. Но, чтобы сделать это, мало просто изучить его. Также недостаточно взять чужие наработки и применить их в своей работе. Гораздо важнее понять, почему данные идеи, методики, разработки столь эффективны именно в этой школе. А для этого нужно понять, как работает педагогический коллектив образовательного учреждения. Все эти тонкости сотрудники Центра дистанционного образования АСОУ учитывают при выработке рекомендаций по оформлению и наполнению школьных и учительских сайтов, чтобы те, кто виртуально изучает их опыт, получили полное представление о системе их работы.- Мы сначала думали, что можно просто взять любой открытый ресурс, скажем, сайт какой-нибудь продвинутой школы или блог учителя-мастера, и там любой желающий может найти все, что нужно, – вспоминает проректор АСОУ. – Но очень быстро стало понятно, что мы по-разному видим одни и те же проблемы, а главное – преследуем разные цели. Например, вот эта школа славится тем, что в ней очень хорошо организована система внеурочной деятельности. А другая школа отлично наладила работу с отстающими или одаренными детьми. Но, когда мы заходим на их сайты в надежде понять, как им удалось достичь столь внушительных успехов, нас нередко ждет разочарование – того, что нам нужно, там нет. Собственно, тогда мы и решили работать со школами, которые являются нашими академическими площадками. И теперь все их сайты выстроены в полном соответствии с нашими требованиями, настроены на обучение стажеров, чтобы им легче было получить нужную информацию. В Московской области также создана своя собственная площадка – интранет-портал правительства МО https://intranet.mosreg.ru/, где есть место всем, в том числе учителям. Преимущества использования данного ресурса в том, что он обслуживается исключительно профессионально, защищен от несанкционированного доступа и вирусных атак. На интранет-портале уже зарегистрированы все школы области и все педагоги региона, поэтому там очень легко найти друг друга. Есть своя группа и у Академии социального управления, равно как и у всех академических площадок, с которыми она сотрудничает. Впрочем, по словам Ларисы Николаевны, очень не хотелось бы всех загонять в одни рамки, на какой-то один, пусть даже и трижды идеальный, ресурс. Важно уметь договариваться с людьми, понять, кому что удобно. В конце концов у каждого педагога есть право выбора, на интерактивной карте отмечены школы, имеющие инновационный опыт, можно зайти на сайт любой из них и ознакомиться с опытом. У реализуемого АСОУ проекта уже есть весьма интересные и довольно неожиданные результаты. Например, было с самого начала понятно, что по окончании обучения возникнет проблема посткурсового периода, когда люди, получив огромный массив информации и мощный заряд творческой энергии, внезапно теряют контакт со своими кураторами и испытывают коммуникационный голод. Так вот выяснилось, что люди упорно не желают покидать группу и продолжают общаться с теми, кто их учил и с кем они проходили курсы. И это притом, что никто из сотрудников АСОУ не планировал сопровождать группы в дальнейшем, поскольку на подходе новые команды стажеров. Тем не менее было решено все-таки сохранить доступ к группам для всех, кто когда-либо их посещал, и продолжить их кураторство даже по окончании курса. Так или иначе, а говорить о стопроцентно дистанционном повышении квалификации даже в такой мотивированной среде пока не приходится. Виртуальные стажировки всегда в самом начале предполагают очную встречу, на которой происходит знакомство, информирование о том, как будут проходить занятия, а также даются ответы на вопросы. Дальше идет дистанционное изучение лучших практик, методик, технологий, ознакомление со сценариями уроков, методическими рекомендациями, наработками, выложенными на сайты. Сначала стажер набирает все, что его заинтересовало, в корзину, затем изучает ее содержимое, а потом, в ходе очного общения, идет обсуждение, что и как лучше использовать для достижения тех или иных целей.- Как госучреждение мы бесплатно обучаем 16000 человек в год, все это оплачивает Минобрнауки, – говорит Лариса Горбунова. – Но бывают и особые задачи, которые не вписываются в рамки бюджетного финансирования. Когда на рынке образования появляется какой-нибудь новый инструмент или технология, многие учителя моментально желают этому научиться. Но сделать это на начальном этапе мы можем только за дополнительные деньги, так как ничто не обязывает нас заниматься этим «в промышленных масштабах». А потом, вполне возможно, данные курсы станут оплачиваться из бюджета. фото автора
Комментарии