search
main
0

Предстоит учиться мне в университете

Кто не помнит слова этой незатейливой песенки о бедном студенте, отправляющемся на учебу за тридевять земель.
Сегодня они также актуальны, ведь согласно статистике около двух миллионов студентов, аспирантов и стажеров проходят обучение, стажировку в учебных заведениях разных стран мира. Как же осуществляется на практике процесс признания и установления эквивалентности документов об образовании с зарубежными государствами? Этот вопрос обсуждался на коллегии Министерства образования.
Выступающие – министр образования Владимир ФИЛИППОВ и заместитель начальника Управления международного образования Николай ЗВЕРЕВ – не скрывали, что эта работа еще только начинается. Но за нее взялись с энтузиазмом. Подогревают энтузиазм и недавнее решение Госсовета. На нем прозвучала цифра “полтора-два миллиарда долларов”. Именно столько сегодня можно заработать на российском образовании. Если, конечно, активно привлекать для обучения в наших вузах, техникумах и других учебных заведениях иностранных граждан. Однако в казне всего лишь 100 млн. долларов от таких образовательных услуг. В Америке же эта цифра составляет 17 млрд. долларов.
– Как это мы при нашем лучшем в мире образовании плетемся в хвосте? – недоумевал министр Филиппов. – Всего лишь одну стосемидесятую часть зарабатываем по сравнению с Америкой!
А дело вот в чем. За два года Российская Федерация ратифицировала пять европейских конвенций и заключила шесть межправительственных соглашений по вопросам взаимного признания документов. Конечно, этого мало. Из 36 стран Европы такие соглашения заключены лишь с 15 странами. В Латинской Америке мы “охватили” всего лишь пять стран, в Азии – одиннадцать. Да что дальние страны! У нас с соседями, бывшими союзными республиками, не все ясно. Ведь в большинстве двусторонних соглашений, действующих со странами СНГ, содержатся статьи о признании только отдельных документов об образовании и ученых степеней. Потому в каждом конкретном случае приходится ректорам вузов ломать голову. В Минобре, по словам Николая Зверева, можно открывать кунсткамеру документов об образовании. Тут и поддельные аттестаты, и купленные по сходной цене дипломы. Есть даже диплом о высшем образовании, подписанный двумя ректорами разных вузов. Ошибки при заполнении документов, фальшивки “всплывают” обычно при их экспертизе в Министерстве образования или в заграничном вузе. Кстати, специалистов, готовых провести экспертизу всех документов об образовании разных уровней и различных стран в России, раз-два и обчелся: в одном из выступлений на коллегии была названа цифра – 15-20 человек. Подготовка, повышение квалификации таких экспертов – насущная задача дня.
Другая проблема – отсутствие должной нормативной базы для признания и установления эквивалентности зарубежных документов об образовании. У нас нет даже каталога документов, дающих право иностранным гражданам поступать в российские вузы. Представитель Санкт-Петербургского университета продемонстрировал всем членам коллегии потрепанную книжицу на английском языке. Он буквально боялся выпустить из рук это драгоценное издание. Это единственное в вузе пособие для приемной комиссии, где даны образцы зарубежных документов об образовании.
Отсутствие должной информации о российских вузах, условиях приема, необходимых документах не способствует привлечению иностранцев к нам на учебу. На сайте в интернете содержатся лишь краткие сведения о названиях факультетов и специальностей.
К сожалению, на коллегии не прозвучало ответа на один существенный вопрос. Как в дальнейшем будет осуществляться процесс признания и установления эквивалентности документов об образовании? Будут ли этим заниматься сами вузы, как это происходит в Европе? Или вопреки европейской тенденции все вопросы возьмет на себя Министерство образования в лице соответствующего управления и соответствующих центров и служб? Аргументы “за” (первый – сохранение единого подхода к вопросам признания соответствия документов. Второй – отсутствие на местах подготовленных специалистов) лично мне кажутся малоубедительными. Ведь оперативная обработка всего потока документов об образовании в центре практически невозможна. Но пока этот вопрос остался открытым. Судя по рекомендациям коллегии, дело может ограничиться организацией в федеральных округах служб экспертизы документов об образовании. Во всяком случае это предложение на коллегии поддержали.
Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте