search
main
0

Представим, что вы нашли деньги. Причем большие. Глаза у нас, взрослых, теперь разгораются. Дух захватывает. Что же купить своему орущему чаду? Думаю, мама купит что-нибудь мягкое, яркое, большое. Например, игрушку в рост своего наследника или Барби в комплекте с супругом, домом и машиной. А папа, конечно, предложит что-то техническое. Он, папа, понимает толк в игровых телеприставках.

И вот игрушки дома. Мама не нарадуется огромному бархатному льву (или мишке, Мики-Маусу).

А папа даже ночью не идет спать, сражается, играет, стреляет. Хорошо, что электронная приставка с такими игровыми программами…С такими…не выговорить даже.

А что же наследник (наследница)? А они похвастались, повоображали перед другими детьми игрушками и покупательскими способностями своих родителей. И – быстро к подаркам остыли. Хотя нет, к приставке сын и папа, что называется, прикипели. Если папа на работе – сын приклеен, если папа приходит, сына – в кровать, пора спать.

Ладно, оставим родителей в покое. А то мы уже начали подозревать их в том, что они для себя игрушки покупают. Для того чтобы пыль в глаза соседям пустить, откупиться от ребенка.

Не обижайтесь, дорогие мамы и папы, вы, конечно, купили игрушку с единственной целью, чтобы ваш малыш лучше развивался, становился здоровее и умнее час от часу! А эти игрушки по замыслу их создателей для того и предназначены.

Начнем с Барби. Она очаровала весь мир взрослых и детей. Еще бы! Копия с известной манекенщицы. А какой муж! А детки! Ваша девочка любит с ними играть, разговаривать. Целые диалоги-сцены разыгрывает, как в будущей семье. Чем не подготовка к семейной жизни, к достатку и счастью?!

К тому же и психологи, западные, конечно, первые, а отечественные – за ними, определили, что образ будущего супруга и модель семейных отношений девочка выбирает уже с пятилетнего возраста. С пяти до восьми лет у нее формируется представление об избраннике сердца. И дочка влюбляется, ревнует. Часто влюбляется в папу и ревнует…к маме. Родители всерьез, конечно, это не воспринимают. Смеются, а напрасно. Мамы, вспомните свою любовь в детском саду или в первом классе. Значит, Барби с семьей выбрана верно? Отчасти. Обратите внимание, не слишком ли увлечена ваша девочка одной темой? Не слишком ли заинтересованно смотрит на экран, где похожие на Барби и ее мужа актеры постоянно раздевают друг друга? А вас не утомили ли требования купить семье Барби еще и еще – платьев, мебели, посуды, машин?.. Так и должно быть. Создатели куклы уже заложили в нее психологический механизм растущего потребительства, желания выколачивать деньги из родителей.

Но может быть и другой вариант. Ваша дочь, играя с Барби, научилась заботиться (словесно) о семье Барби, как бы о своей. А о вас?

Прервем эту тему. Меня очень порадует, если какая-то мама научила владелицу Барби шить самостоятельно кукле платья, готовить для ее семьи обеды и денежки-бумажки подсчитывать на расходы и поездки семейные. А если и вы принимаете участие в играх дочки в семью и разумно советуете как подруга с большим семейным стажем, как руководить детьми, мужем, бюджетом, учите, как готовить, шить, стирать, – это замечательно!

А если и в самом деле откупились от ребенка игрушкой? Тогда не удивляйтесь, что девочка-подросток “вдруг” мужа себе найдет, только уж – настоящего. И очень-очень в нем разочаруется. И он в ней. Мечты и реальность столкнутся. Ведь подготовка к семье была в фантазиях на основе мыльных опер и мыльных Барби.

А чем мне не по вкусу огромный, теплый, яркий Мики-Маус или мишка? Сейчас сами поймете. Наверное, вы уже обратили внимание, что ваш ребенок уже забросил такую игрушку. Потому что он неудобен, излишне ярок и не вписывается в игрушечную мебель. Трехлетке хочется управлять предметами, игрушками, быть взрослым. Он часто говорит: “Я сам, я сам”. Он желает помогать нам по хозяйству, принимать участие во всех взрослых делах на равных. А вы игрушку ему в руки – и пусть сидит. Сам красивый и игрушка – тоже. Сразу два украшения в доме. Конечно, вам не нравится, что ребенок тянется к воде, песку, камням. Хочет строить, переставлять, пересыпать, стирать, резать. Еще, не дай Бог, мягкое чудо порежет, если ножницы не спрятать. А я считаю, что это замечательно. То есть пусть не игрушки режет, а с ножницами выучится обращаться исправно. Ребенок хочет научиться обслуживать себя. Хочет сейчас. Не упустите время! Позже он не захочет уже этого делать. Так что выбирайте. И игрушки выбирайте такие, чтобы с ними можно было работать, как взрослому. Вы сейчас удивитесь, но самые лучшие игрушки, по-моему…на кухне, в ванной, в мастерской. Чем раньше рука малыша обучится разнообразным действиям, тем умнее будет его голова, недаром философ Кант называет руку выдвинутым наружу головным мозгом. И физиолог Сеченов еще в прошлом веке говорил о щупальцах мозга – органах чувств. Через предметные действия у ребенка развивается причинно-следственное мышление.

Значит, игрушки разные. В том числе и “строительные материалы”, конструкторы, мозаики, тележки. Все, с помощью чего малыш может познавать себя, свои возможности. Развивать зрение, слух, обоняние, осязание, мышцы. Но самое главное, ко всем этим игрушкам нужны вы. Без вашего внимания, без вашего участия никакие самые полезные игрушки ребенку ничего не дадут. (Можно перефразировать слова Высоцкого: “Лучше родителей могут быть только родители”). А компьютерные игры, конечно, очень даже полезны. И прекрасно, что мы можем дарить своим детям электронные игрушки. Быстрая реакция в системе рука – глаз – это прекрасно. Обучающие программы – великолепно. Но часто ребенок занят не ими, а стрельбой, уничтожением цели. Меткость вырабатывается, а вот глаза очень устают, да и сидеть в одной позе по часу, а то и два-три очень вредно, ведь физические движения – основа жизни и развития ребенка. А еще вы заметили, что сыну стало труднее общаться с ровесниками? Они ему как бы уже и не нужны. И мама даже с гордостью делится с приятельницами, что сын такой умный стал – только с компьютером общается. И в доме чистота, порядок. Уверяю вас, что мама скоро будет спрашивать у знакомых, не знают ли они какого экстрасенса или целителя, чтобы “снять порчу с ребенка”. Очень уж замкнулся. А ведь “порчу навела” игрушка. Точнее, чрезмерное увлечение ею. Наверное, вы слышали, что на Западе у компьютерщиков обнаружена особая форма болезни, которая выражалась в уходе в себя, в отсутствии желания общаться с людьми. Семейные люди, мужчины в цвете лет, даже не хотели идти домой. Они оставались на работе, у своих машин. Общение с людьми вызывало у них трудности. А это уже симптом психической болезни, и очень опасной.

Я не пугаю, просто хочу предостеречь: следите за тем, чтобы компьютер не заменил приятелей, родителей и радость творчества. Ведь отравил же нашу жизнь телевизор! Многие из нас с вами стали…приставками к телевизору. Подходишь к человеку, а отходишь – от “приставки”. Кроме переживания телепрограмм, он ни на что и не способен. А если и читает, то выбирает “чтиво”, которое идет по ТВ, экранизировано. Футурологи, ученые бьют тревогу: человечество переходит на эрзацы, на допинги. Дошли до того, что и любовь вот-вот заменят таблеткой и экраном. Выпиваешь таблетку, нажимаешь кнопку – и ты в об’ятиях любой суперзвезды. Зачем, спрашивается, после этого влюбляться, страдать, детей рожать, наконец? Но ведь так и род человеческий прекратится! Вот до чего я договорилась. Но признайтесь себе честно: а не воспитываете ли вы уже сейчас такого потребителя кайфа, после которого никого не останется на земле? Если не хотите такого – дайте ребенку возможность творить, созидать. Поверьте, ему важнее получить опыт заботы о ком-то, чем пользоваться этой заботой. Не зря же самыми первыми игрушками в истории человечества были уменьшенные орудия труда. Рудольф Штайнер, философ, педагог и психолог, писал, что “игрушка может быть благодетелем или врагом телесного и духовного здоровья”. Игрушка – друг, если она дает возможность ребенку образовывать и преобразовывать. И тогда идет внутреннее накопление сил и фантазии. Красивые же, “законченные” игрушки ничего не могут добавить к фантазии ребенка.

Вы знаете, наверное, что в мире существует методика лечения с помощью игрушки и игр. Якоб Леви Морено – автор метода психодрамы. С 30-х годов она распространилась сначала в Америке, а затем – по всему свету. В 1968 году в Ленинграде А.И.Захаров, психиатр, врач, психотерапевт, открыл кабинет лечения детских неврозов изготовлением игрушек и ролевыми, театрализованными играми. Существует даже такая профессия – игровой психотерапевт. А вальдорфская педагогика использует театрализованную игру как средство обучения и лечения. Мы часто не имеем возможности обратиться к психотерапевту, поэтому сами должны исцелять своих детей, мастеря с ними игрушки и играя. Занимаясь куклотерапией.

А если у вас нет денег и в доме остался один хлам? Вот это и есть прекрасный материал для игрушек! Не выбрасывайте ни хлама, ни даже коробок из-под хлама. Из них такое можно сделать! Мягкую мебель для кукол из старых пальто, коляски из старых ситцевых платьев, ковры, пледы из кусочков, обрезков ткани. Между прочим, самая модная – “технология заплаток” во всем мире.

Галина ЛЮБИНА,

пединститут, кафедра

методик дошкольного воспитания

Брест

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте