Образовательная система – фабрика массовых талантов. Это предел мечтаний или действующая реальность? Правда ли, что врожденные задатки детей могут сравниться со способностями нобелевских лауреатов? Почему бесполезно «догонять и обгонять» природу? Завесу тайн в эксклюзивном интервью «Учительской газете-Москва» приоткрыл кандидат экономических наук, государственный советник II класса, предприниматель-эксперт Михаил ФЕДОРЕНКО.
– Михаил Владимирович, вы являетесь разработчиком ряда образовательных проектов для малого и среднего бизнеса. А можно ли, по вашему мнению, уже на школьной скамье разглядеть будущих бизнесменов? Какими качествами должен обладать молодой предприниматель? За счет и с помощью чего (кого) он может и должен развивать свои деловые навыки?
– Вопрос фундаментальный – краеугольный камень системы образования. Когда Сергей Кужугетович Шойгу был губернатором, я был министром госуправления Московской области, и у меня была задача – реформа органов исполнительной власти в субъекте Федерации. Тогда я понял, что изменения структуры министерств, ведомств, регламентов упираются не только в сложность процессов и объем накопленных проблем, но прежде всего в людей, их мышление и характеры. Предприниматель – тот, кто может из разрозненных ресурсов собрать продукт, продать его, извлечь прибыль. Однако без соблюдения этических норм можно породить систему, в которой люди будут выкачивать из общества все его ресурсы. Поэтому предпринимательство не только умение зарабатывать, но и этика, и масштаб мышления. Чтобы реформировать систему власти, нужны не только высококлассные, но и этичные специалисты, которые в ней работают. Они должны не использовать власть для обеспечения личных интересов, а видеть и понимать государственные. Глобальная задача госуправления – сформировать таланты и сделать их этичными. Решать ее предстоит системе образования.
Мы задумались и о том, может ли система образования выпускать много предпринимателей, которые не просто умеют зарабатывать, а обладают особым типом мышления. Предпринимателем может быть и сотрудник госслужбы, способный создавать продукт, находить нестандартные решения. Позднее мы отметили популярный за рубежом тренд, согласно которому каждый человек – предприниматель, даже уборщица в компании или журналист, они продают свой труд.
По статистике, 3-5% людей в современном обществе склонны к предпринимательству – к созданию и ведению бизнеса. Можно смириться с этой статистикой и принять как факт, что мы не выжмем больше из системы образования, и поставить задачу разглядеть этот небольшой процент детей с предпринимательскими задатками. Но для решения задач развития государства необходим массовый поток талантов, поэтому возникает вопрос: можно ли создать технологию, сформировать систему массового раскрытия предпринимательского потенциала и талантов в целом, с тем чтобы их обладатели могли применить результаты своих способностей в разных сферах деятельности? Мы стали анализировать этот вопрос с 2010 года. В основном в мире принят селективный подход для реализации предпринимательского потенциала. Мы допустили, что проблема заключается в особенностях школьного образования. Дело в том, что практически все дети способны к предпринимательству: они любознательны и мыслят нестандартно, стремятся действовать и создавать новое. Когда мы стали вникать в проблематику, пришли к известному исследованию «Контрольная точка и дальше». Кен Робинсон, известный английский эксперта в сфере образования, неоднократно его комментировал. В исследовании эксперты указали, что на входе в систему образования почти все дети обладают дивергентным мышлением – способностью на одну задачу находить множество решений. После начальной школы, к 12-13 годам, дивергентным мышлением обладают 5-7% детей. На входе в школу для решения одной задачи ребенок находит порядка 200 вариантов, что сравнимо с потенциалом мышления нобелевского лауреата (например, для применения карандаша или скрепки), к концу начальной школы – 15-20 вариантов. Начало предпринимательского мышления – умение видеть тот потенциал, который не видят другие, эта способность возникает за счет дивергентного мышления. Мы стали работать с методами развития дивергентного мышления и даже добились определенных успехов.
Практически все передовые страны мира озадачены вопросом эффективной реформы образования, ни один педагог или директор не может сказать, что будет через десять лет. Реальность меняется очень быстро. Работая на стыке экономических, социальных процессов, с малым, средним, крупным бизнесом и органами власти, экспертным сообществом, мы пришли к выводам, что на выходе из системы образования у ребенка должно быть минимум 5 базовых основ, на которых можно достраивать любые знания. Это своего рода материнская плата современного образования. Как в компьютере, без нее невозможна качественная установка любой программы, системы знаний. Первая – дивергентное и кросс-дисциплинарное мышление. Вторая – способность из идеи создавать готовый продукт, проектное мышление. С проектной работой в современном образовании все менее трагично. В том же театре дети проживают все стадии – от идеи до демонстрации продукта клиенту. Третья – активная жизненная позиция. Система продуцирует людей, которые не знают, чего хотят, или жаждут легких результатов. Четвертая – гендерный фактор. Поправки в Конституцию приняли не просто так: к тому, что семья – союз мужчины и женщины, привязано психическое взросление ребенка. В системе госуправления есть формула, что «государство – это мужчины, женщины и их семьи», интересно, что на это ссылалась в свое время Маргарет Тэтчер. Обеспечение экономического базиса, воспитание следующего поколения – задачи традиционной семьи. Разрушение семьи – один из первых шагов к дестабилизации государства. Качественные отношения построены на принципах ответственности, уважения, любви. Нет права осуществлять реформу, благодаря которой ребенок не сможет сформировать понятия «семья», «семейственность», «участник качественных семейных отношений». Пятая – ценностный аспект. Если система продуцирует людей-разрушителей, готовых использовать близких как ресурс, то система гособеспечения и стабильности страны тоже разрушается.
Я не претендую на роль эксперта в области образования, я мыслю с позиций госуправления. Для государства это база. Если система образования не продуцирует эти пять столпов, государство теряет потенциал своих юных граждан и в долгосрочном периоде закладывает значительные риски дестабилизации экономики и общества в целом вплоть до потери суверенитета.
– На форуме «Территория смыслов» в августе 2016 года вы говорили о том, что для успешной реализации проекта необходимо набрать команду единомышленников, «людей, которые четко знают, зачем пришли, и чье понимание цели совпадает с пониманием остальных участников». Как вы полагаете, в педагогике дело обстоит точно так же? Чем чревато для юных умов и душ попадание в школьную среду педагога, который пришел в профессию не по призванию?
– Никто не хочет видеть таких педагогов в системе, но система таких педагогов приводит. На Востоке, в Китае, учитель – высшая ипостась социальной лестницы. После него идет император, за ним все остальные. Учитель создает будущее и общество, в котором император будет создавать экономику и политику. Педагог – это ключ для открытия дверей в будущее, создатель этого будущего. Нужно осознать это и придать учителю соответствующий статус. Я бывал во многих корпоративных вузах, сам веду некоторые предметы и являюсь научным руководителем корпоративных университетов. Я понимаю, какие ресурсы тратятся, какие кампусы строятся. С моей точки зрения, условия обучения педагогов должны быть лучше, чем у самых крутых корпораций. Количество пединститутов сокращается, их обеспечение оставляет желать лучшего. Я знаком с сотнями педагогов, замечательных энтузиастов, которые сопереживают системе образования, продолжают работать с детьми во внеучебное время. Мы с коллегами организуем Всероссийский конкурс молодых лидеров для школьников. Педагоги участвуют в этом конкурсе с Всероссийской общественной организацией «Здоровая Россия – общее дело». Трудятся от зари до зари, а мы ищем способы их поощрения. Если же учитель не заинтересован в своей работе – пришел на урок, как отсидел номер, а мы будем думать, что у нас получится качественный продукт в результате, то это ерунда, чудес не бывает.
– В каком возрасте, с вашей точки зрения, человек может осознанно формировать цель своей жизни, когда у него складывается достаточно устойчивое мировоззрение? Если следовать сказанному вами в интервью «Об искусстве постановки целей, совести и любви к Родине», это происходит в период от 25 до 35 лет, а университет вчерашним школьникам надо выбирать в 17-18, колледж – и того раньше – в 14-15. Может ли такой выбор быть осознанным? Что нужно сделать, чтобы избежать массового ухода студентов из университетов после первого курса ввиду разочарования в обучении и в специальности?
– Спросите в системе образования у любого педагога, что такое осознанность или смысл. В большинстве случаев по глазам увидите: люди на ходу придумывают ответ. Примерно в 12-13 лет у ребенка возникает вопрос: «Что такое я и взрослая жизнь?» До этого времени родители и педагоги размышляют, на что ребенок способен, на чем сфокусировано его мышление, к чему более склонен. Генетический потенциал, вектор развития понятен уже с 4-5 лет. С этого возраста можно и нужно искать, куда отдать ребенка, чтобы помочь его природным задаткам стать талантами. По нашим наблюдениям, следующий кульминационный период – как раз 12-13 лет. Родительское сообщество, с которым я постоянно контактирую – примерно 300 человек, тоже считает, что в этом возрасте можно уже по-взрослому обсудить с ребенком, кем он хочет быть. Моя дочь имеет склонности к рисованию и рукоделию. Я поговорил с профессионалами из сферы производства мультфильмов, чтобы ее поучили рисовать различных героев. Ближайший год она в хорошей экспертной среде получит первые профессиональные навыки, возможно, станет участником рынка труда, эти навыки востребованы. Это не значит, что дочь автоматически пойдет учиться в вуз этой специальности, и данная сфера деятельности станет ее окончательным выбором, скорее это предпрофессия. Мы ввели это понятие в своей среде как своего рода переходный хаб от школьной жизни к активному миру профессий, рынкам труда. Соприкасаясь со взрослой экономической средой, ребенок должен сопровождаться яркими профессионалами, которые уже чего-то добились в этой области, чтобы почувствовать, посмотреть, протестировать сферу, попробовать на вкус. Если педагоги говорят: «Мы дружим с таким-то университетом, возим детей туда на экскурсии, приглашаем лекторов», это очень важно, полезно, но в сегодняшних условиях зачастую этого мало. Школа и рынки труда, вузы должны дружить более плотно, по сути, сливаясь в адаптивных формах уже с 8-9‑го класса, а может, и раньше. Дети должны видеть «химию» происходящего: как университетский преподаватель горит своим делом, как тянутся к нему студенты. Система образования обязана создавать хабы предпрофессий, и если ребенок в школе пройдет такие 3-6‑месячные программы по разным направлениям и специальностям, это даст ему возможность осознанного выбора дальнейшего пути и значительно усилит его потенциал самореализации.
Что касается возраста 25-35 лет, я говорил о философском, мировоззренческом переосмыслении жизни. Это как читать «Войну и мир» в школе, а затем перечитывать во взрослом возрасте. Совершенно иные впечатления и ощущения.
– Для выпускников ваших проектов («Самолет», «Команда») вы организуете экспедиции по России, а также являетесь членом попечительского совета Всемирного фонда дикой природы WWF. Чему, по вашему мнению, человек может научиться у природы? А чем он сам должен и может отплатить за ценные уроки?
– Я активно использую экспедиции в своих образовательных проектах. Экспедиции – это исследования: себя и окружающего мира, явлений, его законов и целостности, а также развитие коммуникаций и профессиональной зрелости. Что касается уроков природы, их число безгранично. Возьмем обыкновенный листик, чему он учит? Во-первых, эффективности. Минимальное количество потребляемых ресурсов – колоссальный результат. Птица потребила горсть зерен и летит сотни километров. Геометрия птицы, строение крыла, система восстановления сил – в технологическом плане мы и рядом не стоим с этим. Чему учит муха? Ее тело – хитиновое покрытие. Хитин – биополимер. Никакой химический аналог по ряду параметров с ним несопоставим. Природа может создать новые продукты, не разрушая себя, в отличие от человека. Трава способна разломать камень благодаря концентрации усилий в одной точке. Росток четко «знает» с первого этапа, в какое дерево растет. Дубовый саженец не размышляет о том, что он, возможно, береза. В человеке также уже заложен его базовый потенциал, важно вовремя его понять, разглядеть. В системе образования главный вопрос: какого человека мы хотим сформировать? В школе на стене должен висеть чек-лист, в котором подробно написаны характеристики человека, которого она растит. И это не должно быть фантазией педагогов, а результатом глубокого исследования самого явления «человек», его психической, биологической и даже философской сути. К сожалению, мы плохо себя изучили, у нас нет убедительных ответов, кто такой человек, каков тот самый чек-лист, который мы должны сегодня обсуждать в школе. Но при этом мы с легкостью играем в трансгуманизм, стремясь технологиями развивать человеческий потенциал, рискуя потерять его окончательно, так и не поняв. В ХХ веке человечество возгордилось и посчитало, что покорило природу. На самом деле все, что нас окружает, гораздо эффективнее всего, что создано людьми. Поэтому гении пытались прикоснуться к природе и понять ее. Все гениальное в природе уже есть. Надо только открыть это, как Менделеев свою таблицу. Если люди начнут учиться у природы, многое изменится к лучшему. XXI век – век признания своей технологической несостоятельности, смирения и возвращения к природе, к своей истинной сути и через это открытие принципиально нового технологического и социального потенциала.
– «Само по себе доминирование не является нарушением. Ты можешь доминировать, но не злоупотребляй положением» – ваше кредо в рамках деятельности ФАС (Федеральной антимонопольной службы). Если экстраполировать утверждение на образовательную сферу, не считаете ли вы подобного рода злоупотреблением полномочиями увольнение педагогов, директоров, советников в области образования без объяснения причин? Что, с вашей позиции, необходимо изменить, чтобы работники образовательной сферы чувствовали себя более защищенными?
– Я бы не пошел в комментарии по увольнениям. Права трудящихся защищает наш Трудовой кодекс, один из лучших в мире, просто мы не хотим им пользоваться. А вот как быть качественным педагогом, что делать, если невероятно сильного педагога выдавливает система? Вот над этим вопросом нужно размышлять. Я за то, чтобы педагоги получали самое современное, лучшее образование в мире, лучшее, чем в любом корпоративном университете, ведь образование педагога – это потенциал наших детей. Педагоги должны обладать пакетом значимых социальных гарантий и оплаты труда. Кроме того, нужно чтобы они были сообществом, делали совместные кросс-дисциплинарные проекты, дружили в кампусах, развивали свои компетенции в этой среде. Если это качественное, профессиональное сообщество, а не просто люди, отбывающие номер в классах, если это яркие таланты, которых знает мир, экспертная среда, – это сила. Таких людей так просто не выбросишь на улицу, за них будут держаться обеими руками.
– «Нам нужно понять, что наравне с тем, как мы хорошо знаем экономику, мы знаем, может быть, какие-то научные сферы, математику, физику, мы развиваем технологии, вот такой же большой интеллектуальный капитал, такой же большой вклад должен быть в создание знаний в сфере созидания», – отметили вы в интервью журналистам «Аллатра ТВ». Уточните, пожалуйста, какие конкретные меры по внедрению, масштабированию этих знаний вы предлагаете? Считаете ли вы сами себя альтруистом, а ныне существующую в России социально-экономическую систему – гуманистической? Какую разновидность навыков считаете ключевой для развития образовательной сферы в частности и гармоничного общества производителей, а не потребителей в целом?
– Зачем люди друг другу? Чтобы строить отношения. Созидающие или разрушающие? Есть люди, которые думают, что созидают себя, но при этом разрушают других. Случается и наоборот. В современном мире, где растет психологическое давление на людей, увеличивается объем стресса, растет неудовлетворенность людей собственной жизнью. Когда я говорил о ценностном воспитании, я учитывал, что есть созидающие и разрушающие ценности (многие тираны считали, что они несут созидающие ценности, но при этом разрушали мир вокруг себя, таких подмен нельзя допускать в современном обществе и системе образования). По-хорошему по вопросам созидающих ценностей надо создавать научно-исследовательские институты и методически прорабатывать вопрос. Существует такая тема, как индустрия героев. К примеру, в конфуцианской парадигме модели человеческого поведения «зашиты» в Пятикнижие, они вписаны и включены в жизнь общества через сказки, песни, стихи сообразно возрасту человека. У нас пока нет системного подхода к ценностям созидания, есть понятийный подход: «Хочу, чтобы дети уважали друг друга, ценили старших». Но за этим «хочу» должна быть выстроена система по всей линии взросления, воспитания человека. Это тематика не только школы, но государства в целом. Это формирует качество общества. Этика созидания – это общество или сообщество взаимной заботы. Среди животного мира тема уничтожения и подавления друг друга не такая яркая, как нам кажется. На рубеже XIX-XX веков князь Кропоткин по итогам научного исследования написал книгу «Взаимопомощь среди животных и людей». Почти все наши братья меньшие строят коммуникацию на основе взаимной поддержки. Превратить желание заботы и поддержки в систему воспитания людей, «упаковать» в образы героев для детей и взрослых – большая задача системы образования.
Юлия ЕМЕЛЬЯНОВА
Комментарии