Общественность, и прежде всего родители, работодатели, муниципалитеты, становится активным участником в формулировании заказа образовательных компетенций будущих выпускников школ, техникумов через разрабатываемый Отрадненским управлением образования проект «Общественный мониторинг соответствия результатов образовательной деятельности учреждений округа запросам социума».
В 2002 году поставленные задачи необходимо было решать новыми современными подходами, выстраивая систему открытой информации о деятельности образовательных учреждений, которая бы объединяла ОУ, повышала управляемость всей системы образования, а также качество предоставляемых образовательных услуг.Окружной проект «Рейтинговая система оценки деятельности ОУ», разработанный Отрадненским управлением, смог решить поставленные задачи.Рейтинговая система оценивания отличается от существующих систем, таких как аттестация школ, мониторинг знаний учащихся, ЕГЭ, тем, что она предполагает общий подход к оценке деятельности учреждений образования, предполагает максимальную полноту информации, открытость, прозрачность и объективность данной оценки. Разрабатывая рейтинговую систему, исходили из понимания эффективности как большей действенности, большей результативности.Эффективность нами рассматривается в двух аспектах – учебном (качество подготовленности учащихся) и социальном (реализация задач и функций, выдвигаемых обществом перед школой как социальным институтом). Нашу модель рейтинга используют в других территориальных управлениях образования, а также в системе образования Мурманска, Республики Хакасия, Казахстана.Рейтинг – это не столько база данных, которая отображает реальную деятельность, сколько средство управления. Рейтинговую систему в дальнейшем предполагалось дополнить позициями, в которых отражен заказ:- от родительской общественности в плане предоставления каких-либо дополнительных образовательных услуг, создания определенных условий обучения детей; – от муниципальных структур в плане участия учреждений образования в определенных социальных программах;- от бизнеса в плане заказа будущей модели выпускника.Первый этап проекта «Общественный рейтинг образовательных учреждений», разработанный в 2002 году, реализовывался в течение 10 лет и создал единую информационную базу развития каждой школы и каждого детского сада по 186 показателям их деятельности за столь продолжительный период. Благодаря открытости системы результаты деятельности каждого образовательного учреждения доступны общественности округа.Второй этап проекта «Общественный рейтинг…» направлен на создание системы оценивания соответствия результатов образовательной деятельности образовательных учреждений округа запросам социума. И 17 сентября 2012 года в конференц-зале Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области состоялось заседание Комитета по разработке критериев нового этапа «Общественного рейтинга образовательных учреждений». В работе комитета приняли участие представители муниципалитетов, администраций образовательных учреждений, родительской общественности, бизнеса и СМИ. Из числа участников комитета сформированы одноименные рабочие группы – представители муниципалитетов, администраций образовательных учреждений, родительской общественности, бизнеса и СМИ. В процессе работы групп обсуждаются и формируются запросы социума к системе образования округа и разрабатываются критерии оценки деятельности самих образовательных учреждений по реализации запросов. По итогам проведенной работы были сформулированы определенные пожелания к образованию в школе от целевых групп.Какими умениями и качествами хотели бы обладать учащиеся по окончании школы? Вот некоторые из них: умение находить выход из любой ситуации; умение выстраивать отношения с любыми людьми; умение формулировать цель относительно себя и строить пути достижения цели; умение строить для себя разные образы будущего; социальная устойчивость; социальная ответственность; предприимчивость; овладение хорошей базой современных академических знаний; владение новыми технологиями, которые осваиваются в процессе обучения как средства обучения.Что ожидают видеть в своих детях родители учащихся: эрудированность; культурность/этичность; умение формулировать собственную точку зрения, ее предъявлять и отстаивать; умение ставить перед собой цели; умение работать в команде; коммуникативность (умение общаться); владение современными информационными технологиями; умение оценивать свои ресурсы, находить необходимые недостающие ресурсы для достижения цели; способность проявлять инициативу и реализовывать задуманное; умение противостоять плохому влиянию со стороны; способность к управлению своим состоянием, здоровьем и т. д.Относительно устройства образовательного процесса: возможность самостоятельного действия (уровень проб и ошибок в образовательном процессе); уровень сложности образовательного процесса адекватен индивидуальным возможностям ребенка; учет желаний и возможностей ребенка; ориентация на индивидуальность, самостоятельность и т. д.Бизнес предъявляет к выпускникам следующие требования: умение работать в команде; умение проводить рефлексию деятельности; умение планировать; умение учиться; знание современных технологий; умение принимать решения; умение самопрезентоваться; ответственность за выполнение работы; креативность; знание иностранных языков; мобильность. Требования представителей муниципалитетов: высокое гражданское самосознание; гражданская активность; политическая грамотность; патриотизм; нацеленность на здоровый образ жизни; спрофилированность на экономику территории проживания; умение пользоваться современными электронными услугами; высокая культура поведения; умение адаптироваться к любым жизненным ситуациям; толерантность.Мониторинг предполагается проводить путем анкет-опроса представителей сообществ и соотносить с показателями самооценки образовательного учреждения по единой разработанной шкале оценок. Ольга ЛАРИОНОВА, начальник отдела развития образования Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области, координатор проекта
Комментарии