В Ивановской области работы по внедрению ИКТ в практику управления образовательным учреждением были начаты задолго до формального начала действия проекта ИСО – на этапе оформления конкурсной заявки.
Во время подготовки заявки нашими специалистами были разработаны критерии отбора образовательных учреждений для участия в проекте:
• наличие парка современных компьютеров на рабочих местах;
• наличие достаточного количества сотрудников, обученных применению ИКТ;
• заинтересованность администрации образовательного учреждения во внедрении ИКТ в практику управления образовательным учреждением.
Впоследствии на основании этих критериев при непосредственном участии Департамента образования Ивановской области был произведен отбор трех муниципалитетов и подведомственных им образовательных учреждений – отделов образования городских округов Кохмы и Тейкова, а также Управления образования города Иванова. Помимо этого в список вошел Департамент образования Ивановской области, который представил региональный уровень системы образования Ивановской области.
В ходе подготовки к проекту мы приняли решение о создании на базе одного из муниципалитетов экспериментальной площадки для апробации и корректировки методики внедрения программного обеспечения с учетом региональных особенностей и отработки модели передачи данных с уровня образовательных учреждений на муниципальный уровень. В качестве такой пилотной площадки было выбрано муниципальное образование городского округа Кохмы. Оно имеет четыре подведомственные школы с достаточным количеством современной компьютерной техники и подготовленных сотрудников, к тому же территориально граничит с городом Иваново. Все это позволило в короткие сроки отработать полностью законченное решение по внедрению программных продуктов и с учетом его результатов продолжить работы в остальных муниципальных образованиях.
До проекта ИСО в образовательных учреждениях Ивановской области неоднократно предпринимались попытки автоматизации административной деятельности. Большинство из них закончились неудачей по следующим причинам:
• слабо выраженный комплексный подход к внедрению программного обеспечения, включающий в себя установку, обучение, адаптацию к региональным условиям, помощь в создании баз данных, консультационную и методическую поддержку пользователей;
• отсутствие во внедряемом программном обеспечении четкого распределения функциональных обязанностей и прав доступа по категориям пользователей. Это приводило к тому, что весь процесс информатизации в образовательном учреждении «взваливали» на одного грамотного человека (часто учителя информатики), который был не в состоянии «тянуть» этот объем работ;
• в большинстве случаев – невозможность работы программ в сетевом режиме;
• нестабильность работы, ошибки и недочеты во внедряемом программном обеспечении, что приводило к подрыву интереса пользователя к используемому программному продукту. Как правило, это выглядело так: первая реакция – «Как замечательно!», через несколько дней после начала работы – «Я не буду (не могу) этим пользоваться!».
Учитывая этот опыт, мы заранее при участии Федерального разработчика программного обеспечения ООО «Хронобус» на базе МОУ лицей №21 Иванова провели тестирование комплексов, отобранных для проекта ИСО, – «1С:ХроноГраф Школа 2.5» и «ХроноГраф 3.0 Мастер». В целом получены хорошие отзывы, а самое главное – подтверждена возможность корректной работы этого программного обеспечения в образовательном учреждении. Также был составлен список пожеланий, которые учтены при выпуске новых версий программного обеспечения.
Одновременно с этим во всех образовательных учреждениях, предполагаемых для участия в проекте, был проведен мониторинг на предмет возможности создания условий для полноценного функционирования программного обеспечения.
Чтобы охватить максимальное количество категорий пользователей в образовательном учреждении и избежать перекладывания обязанностей по работе с программами на одного человека (например, учителя информатики), программа «1С:ХроноГраф Школа 2.5» должна работать в сетевом режиме. Для этого необходимо наличие в образовательном учреждении локальной вычислительной сети и выделенного сервера баз данных.
В качестве файл-серверного хранилища как вариант можно использовать компьютер на одном из рабочих мест, но в этом случае возникает множество других проблем. Самые основные из них – невозможность обеспечить сохранность базы данных и защитить ее от несанкционированного доступа. Кроме того, при выключении этого компьютера (порой людям сложно объяснить, что теперь их машина является сервером и ее нельзя выключать) работа с базой данных других пользователей будет невозможна.
Анализ образовательных учреждений показал: здесь практически отсутствуют серверы баз данных и общешкольные локальные вычислительные сети (а если они и есть, то лишь внутри компьютерных классов и в бухгалтерии).
Поэтому мы направили в Департамент образования Ивановской области предложение о выделении денежных средств на создание компьютерной инфраструктуры образовательных учреждений в качестве дополнительного вклада региона в проект ИСО.
Было предложено:
• установить на рабочие места представителей администрации (директор, секретарь, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ИКТ), а также в учительской необходимые для работы программы;
• организовать административную компьютерную сеть;
• закупить компьютеры для организации файл-серверного хранилища баз данных во всех образовательных учреждениях, участвующих в проекте.
Для интеграции информационных потоков школьного уровня с муниципальным и региональным предложено объединить образовательные учреждения, подключенные к сети «Интернет» в рамках ПНП «Образование», в единую региональную внутреннюю сеть передачи данных. Это позволит создать на территории Ивановской области единое информационное образовательное пространство.
Что же мешает удачной реализации проекта? Как правило, нежелание некоторых руководителей образовательных учреждений менять устоявшуюся систему работы, загруженность персонала и перекладывание обязанностей по ведению базы данных на учителя информатики. Эти проблемы предложено решить разработкой комплекса мер по мотивации персонала образовательного учреждения к работе с программным обеспечением. Комплекс мер предполагает не только материальное стимулирование и административные меры, но и грамотное распределение обязанностей персонала образовательных учреждений по заполнению баз данных. Лучшая мотивация к использованию программного обеспечения – реальное облегчение работы всего персонала при организации делопроизводства, ведении личных дел учеников и сотрудников, а также при подготовке отчетности.
Одна из задач проекта ИСО – повышение качества общего образования за счет выработки управленческих решений всех уровней, основанных на эффективном и рациональном мониторинге системы школьного образования. Для решения этой задачи необходимо, чтобы анализу подвергались не только результаты итоговой аттестации, но и текущие оценки: полугодовые, четвертные, а в идеале – ежедневные. Для этого нужно, чтобы учитель-предметник имел возможность оперативного внесения новой информации в школьную базу данных.
К сожалению, в школах города Иваново и Ивановской области недостаточно компьютеров на рабочих местах преподавателей-предметников, а поставить их весьма затруднительно по причинам высокой стоимости и сложности в обслуживании.
В связи с этим организовать использование программного обеспечения в части регулярного контроля уровня обучения, успеваемости и дисциплины учащихся довольно сложно. С другой стороны, для ведения электронного журнала полноценный персональный компьютер и не нужен, для этого не требуются ни вычислительная мощь компьютера, ни большой экран. Кроме того, стационарный компьютер не обеспечит высокий уровень мобильности электронного устройства. Хорошей альтернативой в качестве рабочего инструмента преподавателя-предметника будет использование программно-аппаратного комплекса, включающего карманные персональные компьютеры (КПК) с установленным на них программным обеспечением, а также программный сервер, обеспечивающий сбор данных с КПК и их последующую обработку.
Работа предполагается следующим образом: в программе «1С:ХроноГраф Школа 2.5» формируются списки учеников классов/групп, списки преподавателей и расписание. На основе этих данных автоматически создаются журнальные страницы всех классов, по всем предметам, у всех учителей. Преподаватели-предметники получают эти журнальные страницы на свои КПК и пользуются ими в дальнейшем вместо обычных журналов. Для использования электронной версии журнала на КПК нужен простой программный интерфейс, который будет не только во многом повторять обычный бумажный журнал, но и иметь дополнительные сервисные возможности, помогающие преподавателю выбрать ученика для опроса, определить количество отсутствующих во время прохождения той или иной темы
По окончании рабочего дня преподаватель-предметник посредством стандартного радио-интерфейса bluetooth или wi-fi производит синхронизацию с базой данных программы «1С:ХроноГраф Школа 2.5», перенося туда поставленные оценки, темы проведенных уроков и домашние задания. Находящиеся в базе данные доступны административным работникам, начиная с классных руководителей и заканчивая директором школы. Это позволяет следить за успеваемостью, посещаемостью занятий, более полно и оперативно управлять учебным процессом, а также формировать необходимые отчеты в контролирующие органы.
Таким образом, использование КПК в повседневной деятельности преподавателя-предметника позволит сделать еще один шаг на пути к полнофункциональному использованию программного обеспечения автоматизации деятельности образовательного учреждения.
Алексей НАЗАРОВ, начальник отдела Информационных систем ООО «Ф-Центр», Иваново
Комментарии