Я работаю в одном из кабинетов, которые относятся к предметной лаборатории «Обществознание». Предметная лаборатория – новая форма поддержки школ, которые реализуют инновационные программы, способ дать им дополнительный стимул, толчок в своем развитии через использование современных технологий и нового современного оборудования, приобретенного на средства национального проекта «Образование». Это с одной стороны. А с другой, предметная лаборатория – это возможность для распространения передового педагогического опыта.
Когда мы получили грант на создание лаборатории, изначально мы свою цель видели в том, что она должна стать средством повышения эффективности работы с одаренными детьми через использование ИКТ-технологий, то есть через использование того оборудования, которое и пришло в школу. Но впоследствии мы поняли, что эта наша внутренняя цель обязательно «выйдет» на внешние связи и что предметная лаборатория – понятие более широкое, это больше уже внешние связи (имеются в виду и город, и область). Лаборатория должна стать ресурсным центром и для других. Иначе говоря, цели преследуются параллельные: с одной стороны, повысить эффективность обучения своих учеников, а с другой – стать центром для детей и педагогов со стороны. Сегодня не реже чем раз в месяц мы принимаем у себя слушателей курсов повышения квалификации по общественным дисциплинам, проводим обучающие семинары. В первую очередь к нам приезжают сельские учителя. Мы проводим мастер-классы. При этом работаем в разных ракурсах – каждый раз предлагаем какую-то новую модель работы с учителями области. Предположим, в октябре мы показывали «Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми». И каждый учитель, работающий на базе лаборатории, а нас пятеро, показывал мастер-класс (теоретический курс) по какой-то узкой проблематике. Я рассказывала о работе интерактивного оборудования, другой учитель – об ИКТ-технологиях в целом в преподавании истории и обществознания и в частности о компьютерной презентации по истории. Третий учитель рассказывал о специфике использования тестов и ситуационных задач при подготовке к олимпиадам по праву. Четвертый – о культурологическом подходе в преподавании обществознания. В течение дня учителя могли прослушать, посетить три мастер-класса. После теории в ноябре мы показывали им уроки, практические, живые учебные занятия с детьми. То есть шли от теории к практике.
Предметная лаборатория дала возможность в принципе изменить саму систему повышения квалификации. Когда наша гимназия стала ресурсным центром, учителя из других школ (особенно сельских) получили шанс приходить к нам, в реальное учебное заведение, чтобы реально все потрогать, побывать на настоящих хороших уроках и самим многому реально научиться! А не сидеть в стенах ИПКРО… Наши открытые уроки – не конкурсные, не показные, не срежессированные. Они реальны.
Мария СОНИНА, учитель обществознания и экономики гимназии №23, учитель высшей категории, почетный работник общего образования России, обладатель гранта губернатора, Челябинск
Комментарии