Сегодня в ведущих странах мира развитие \”Технологии\” как предметной области реализуется посредством достижения метапредметных результатов, а устойчивая аббревиатура STEM (естественные науки, технология-инженерия, математика) динамично трансформируется в STEAM (добавляется искусство).
Считавшиеся редко встречаемыми в школьных учебных программах предметы \”Программирование\” и \”Робототехника\” в школах Англии осваиваются, например, уже на уровне начального образования. Во Франции также в начальной школе изучаются простые механизмы, электрические схемы, производство энергии и производство в общем виде. Учащиеся здесь заняты выполнением небольших проектов с применением компьютеров, а в средней школе осваиваются методы производства, маркетинга, применение компьютерных программ САD/САМ. В Китае же предметная область \”Технология\” включает освоение практических навыков использования компьютерных технологий и механических устройств с микроконтроллерами, микросхемами, цепями управления и программными средствами.
Структура и принципы формирования программ и учебных планов в системах образования развитых стран во многом имеют общую идею – необходимо подготовить учащихся к жизни в быстро изменяющемся технологическом мире, научить выявлению технологических проблем и их решению проектным методом, результатом которого является планирование, изготовление и внешняя оценка продукта.
Для России развитие технологического образования становится особенно актуально в силу необходимости форсированного перехода на высокотехнологичные отрасли экономики.
7 мая опубликован новый указ Президента России \”О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года\”. Указом Правительству Российской Федерации поручается обеспечить решение одной из ключевых задач в сфере образования: речь идет об обновлении содержания и совершенствовании методов обучения в предметной области \”Технология\”.
Решению этой задачи уделяется внимание и в главе \”Новое технологическое образование в школе и СПО\” доклада \”12 решений для нового образования\”, представленного профессиональному сообществу Центром стратегических разработок и Высшей школой экономики. Данный доклад предлагает, в частности, обновление технологического образования в школах и колледжах, включая модернизацию содержания образовательных программ по естественным наукам, информатике и непосредственно технологиям, создание современных технологических мастерских, использование сетевых форм с участием вузов и колледжей, детских технопарков, внедрение новых форм оценки результатов технологического образования, включая олимпиады и профильные ГИА и ЕГЭ.
Показательным является тренд на запрос учителей на обновление содержания применительно к технологическому образованию. Педагоги технологии порядка шестисот школ из различных регионов России, участвовавшие в опросе, отметили, что под содержательным обновлением предмета \”Технология\” они понимают освоение тем, связанных с цифровыми прикладными средствами: компьютерная графика, анимация, изготовление изделий на 3D-принтерах, программирование робототехнических комплексов. Именно в этих видах деятельности педагоги испытывают дефицит методической подготовки, программного, технического и инфраструктурного обеспечения.
Авторами доклада \”12 решений для нового образования\” рассмотрено три сценария реализации расходов на образование. Наиболее приемлемыми являются оптимальный (требует роста доли расходов до 4,8% ВВП и дает максимальный эффект для страны) и базовый сценарии (потребность в дополнительных бюджетных средствах 4,57 трлн. руб. на шесть лет). При реализации этих сценариев в российских школах будет развиваться технологическое образование, отражающее задачи и приоритеты технологического развития экономики страны. Предметная область \”Технология\” будет интегрировать содержание образования из ряда предметов, в том числе, математики, информатики и естественных наук. Она станет местом формирования компетенций XXI века, в том числе предметных, метапредметных, гибких и цифровых, реализации современных образовательных методик, включающих проектные и исследовательские подходы.
Начиная с начальной школы на базе предметной области \”Технология\” в таком случае будет создана образовательная среда формирования общих и продвинутых технологических компетенций (включая всеобщее освоение навыков программирования, анализа данных, цифровой грамотности, конструирования), организовано проведение олимпиад школьников по \”Технологии\” в формате, приближенном к решению реальных прикладных задач; внедрение моделей \”технологических практик\” для школьников (погружение в технологически насыщенную среду, профессиональные пробы); разработка и внедрение новых форм аттестации и оценивания по предмету \”Технология\” (сертификаты по компетенциям, портфолио, комплексные экзамены). Новая учебная программа предмета \”Технология\” будет содержать учебно-методические модули, разработанные в сотрудничестве со специалистами образования и производства при участии колледжей, учреждений дополнительного образования, технопарков (например, сети Кванториумов) и других заинтересованных структур в регионах страны. Эти модули будут проходить апробацию и входить в общую федеральную базу. У образовательной организации будет возможность создать собственный курс с учетом локальных потребностей и потребностей региональной экономики.
Очевидно, что результатами получения необходимых практических навыков будут умение работать в программах компьютерной графики и промышленного дизайна, 3D-моделирования, прототипирования; использование методов технологий цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивных технологий; освоение приемов программирования робототехнических комплексов и систем автоматического управления. В этой связи тематика предметной области \”Технология\” будет содержать, в частности, такие темы, как \”Инженерный дизайн CAD\”, «Прототипирование\”, \”Электроника\”, \”Электроэнергетические технологии\”, \”Лазерные технологии\”, \”Интернет вещей\”, \”Ландшафтный дизайн\”, \”Мультимедийный дизайн\” и др. В этом случае обучающиеся будут иметь возможность сформировать собственную образовательную траекторию с набором компетенций с учетом международных лучших практик, в том числе, Ворлдскиллс, и сформировать портфолио накопленных профессиональных квалификаций уже на уровне обучения в школе.
Об авторе:
Никитин Игорь Михайлович – ведущий эксперт Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ
Читайте также:
Александр Асмолов: «Указ – это стратегический веер возможностей»
Борис Старцев. Не реформа, а новое качество образования
Комментарии