Недавно на собственном опыте я убедилась, насколько важны для начальной школы уроки чтения. И какую ошибку совершают те, кто считает литературу необязательным «десертом».
Вначале расскажу предысторию.
В силу ряда обстоятельств моя семья переехала в другой регион посреди третьей четверти. В самый разгар учебного года внучке пришлось менять школу. В лицей рядом с новым местом жительства (по микроучастку) она не попала по причине его переполненности. Там учатся дети местного правительства, а куда конь с копытом, туда и рак с клешней. Нашли образовательное учреждение чуть подальше, оно тоже считается неплохим. Внучку взяли туда без проблем, что, признаюсь, нас немного удивило. Класс, куда она попала, оказался небольшой и очень неровный по росту (есть ученицы, которым на вид дашь 13 лет, а есть маленькие тоненькие девочки, выглядящие как второклассницы).
По списку всего 24 человека, хотя все остальные классы в параллели перегружены. Буквально на третий день учебы мы поняли, почему такой дисбаланс. В нашем классе собраны самые «сливки»: трудные дети с проблемным поведением, выведенные из других классов, и дети приезжих из других регионов, в том числе из Средней Азии. Первое, что поразило внучку, – мат используется в общении наряду с нейтральной лексикой даже в присутствии взрослых. В прежней школе она, конечно, нецензурщину уже слышала, особенно из уст старшеклассников, не стесняющихся в выражениях, но чтобы так, в открытую… Причем от сверстников!
Конечно, учительницу, которой достались такие дети, очень жаль. Опыта не слишком много, на вид ей не больше 35 лет. По словам внучки (это же подтверждается перепиской в родительском чате), учительница бьется над дисциплиной и на уроках, и на переменах, но, кажется, совершенно безуспешно. Внучка рассказывает, что педагог даже плачет при детях, бывает и такое!
Учителю, конечно, не позавидуешь. В первые дни, слушая рассказы внучки о том, как проходят уроки, я невольно вспоминала знаменитый французский фильм «Хористы». Трудные дети были всегда, во все времена, во всех странах… Найти к ним подход удается лишь исключительно талантливым и неординарным людям. Или очень искушенным и опытным. Но если учитель не обладает ни опытом, ни сверхталантом, ему остается только терпеть или уходить. Администрация мало чем помогает, у нее сейчас другие задачи… Поэтому я почти уверена, что наша учительница доработает год и уйдет на более благодарную и более оплачиваемую работу. Потому что терпеть такое унижение ежедневно (причем без надежды на изменение) – крайняя степень мазохизма…
Обо всем этом я думала в первые недели, но со временем мой взгляд на ситуацию несколько изменился. Я с тревогой стала замечать, что учительница с детьми совсем не читает. У детей за два месяца почти не было уроков чтения. На дом почти никогда ничего не задают ни читать, ни учить. Видимо, наш педагог сама читать не любит, не привыкла и не видит в чтении никакого смысла. Или же – вторая причина – ей не даются уроки чтения чисто методически. То есть она не может детей заинтересовать, завладеть их вниманием (это тоже нередко бывает у начинающих учителей), поэтому дисциплина на уроках чтения становится вообще из рук вон…
Так или иначе, но уроки чтения учительница с легкостью заменяет просмотром мультиков, классными часами (разборами полетов), встречами с инспекторами ПДН или «дорожной азбукой». А в преддверии 9 Мая дети на уроках чтения репетировали песню про войну: сначала учили слова, а потом вместо знакомства с произведениями литературы по школьной программе в течение нескольких уроков добивались стройного исполнения. Хорошо, что не маршировали.
Моя внучка начала читать рано, всегда читала и охотно слушала чтение взрослых, в прежней школе всегда добросовестно выполняла все, что задавала учитель (а она много задавала и читать, и учить наизусть, за что мы, родители, были ей очень признательны). Девочка наша не сомневалась, что чтение – один из главных школьных предметов, которым нельзя пренебрегать. Но сейчас ее убежденность в этом пошатнулась. Она с уважением, как и большинство учащихся начальной школы, относится к учителю, невольно перенимает ее слова, манеру общаться. И отношение к предметам ей тоже передается.
И если русский язык и математика, как и раньше, на почетном месте, то по отношению к чтению появилась легкая снисходительность. «Зачем читать, если не задали?», «Не стану я время на книгу тратить, какая от нее польза?» – эти и подобные сентенции из уст маленькой девочки меня и моих детей, заядлых любителей книг, пугают, приводят в отчаяние.
Конечно, мы пытаемся бороться за невинную душу: объясняем, еще больше читаем вслух, мотивируем и стараемся всячески заинтересовывать. Но как же это трудно без поддержки первого школьного учителя!
Я все думаю, почему ей, выпускнице педагогического колледжа или вуза (не знаю, что именно она окончила), не объяснили, что чтение учит рефлексии и стимулирует самопознание личности, что оно необходимо для взросления и духовного развития ребенка. Что без чтения душа застывает, не растет, человек не превращается в личность, а застревает на уровне личинки, которая живет только инстинктами и рефлексами – условными и безусловными. Мне стало понятно, почему сегодня вокруг так много не личностей, а личинок, не раскрывшихся вовремя, но уже увядших бутонов. Видимо, родители и первые учителя таких престарелых недорослей тоже не хотели заниматься «пустым» делом, время на книги тратить.
И понятно, что проблемы с поведением в классах будут со временем только возрастать. И ничто не поможет их решить – ни страх наказания, ни боязнь осуждения. Где нет чтения, там не бывает культуры, где нет культуры, там не будет взаимного уважения. Или возможны иные способы нравственного воздействия? Хотелось бы узнать, что думают по этому поводу читатели «Учительской газеты».
Лиля ВЕЛИЧКО
Комментарии