Сама мысль о законности и правомочности наших – учительских – обязанностей кажется крамольной. Ведь на чем всегда строилась успешная деятельность педагога? На принципе: кто, если не я? Наверное, это и есть то самое ценное зерно в личности преподавателя, которое делает его не просто работником сферы образования, а Человеком, Педагогом и Мастером. Именно эта позиция обязывает оставаться после уроков, жить интересами детей…
У меня в школе учителя работают без каких-либо предложений и просьб. Большинство, но не все. Если лозунг о подъеме престижа учительской профессии не станет в ближайшее время подкреплен реальными действиями государства и определением приоритетов в педагогической деятельности, то учителя не только начнут возмущаться, но и уходить из школы. Практика центра, на мой взгляд, это уже показала. У нас, в провинции, школа пока сохраняет дух общности и понимания социальной важности нашего труда (как говорят, «в центре – революции, а в провинции – жизнь»). Но все труднее и труднее спрашивать с учителя, который при нагрузке в одну ставку, имея высшую категорию, получает 1510 рублей. Если бы он действительно имел 18 часов учебной нагрузки в неделю, то, конечно же, прекрасно справлялся со всеми своими обязанностями. Но покажите мне такого кормильца семьи, что работает на одну ставку! Таких нет. И далеко не все учительницы замужем за состоятельными людьми и рассматривают свою работу как своего рода благотворительность. Поэтому любая деятельность педагога, выходящая за рамки его прямых обязанностей, оговоренных в контракте, должна стимулироваться (возможны различные варианты), а проявление личной инициативы не просто поощряться, а искренне цениться работодателем. И, конечно, учитель вправе отказаться от того, что он не обязан делать.
г. Чайковский, Пермская область
Комментарии