Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Преамбула концепции. Информация к сведению

УГ - Москва, №01 от 6 января 2015. Читать номер
Автор:

​Концепция школьного филологического образования определяет подходы к изучению русского языка и литературы в общеобразовательной школе. Концепция содержит характеристику школьного филологического образования в России, предлагает пути совершенствования изучения русского языка и литературы с учетом современных требований общества и государства, а также в свете отечественной и мировой культурно-исторической перспективы.

Разработка концепции рассматривается как необходимый этап реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и как важнейшее содержательное и концептуальное дополнение к федеральному государственному образовательному стандарту, требующему корректировки и конкретизации в соответствии со спецификой определенной образовательной области и с учетом научно-методических традиций. Будучи самостоятельным документом, концепция выполняет также функцию связующего звена в системе научно-методической документации, создает фундамент для разработки примерных образовательных программ по русскому языку и литературе, других документов, определяющих характер и содержание школьного филологического образования. Она описывает важнейшие методологические подходы к изучению русского языка и литературы в школе, устанавливает научно обоснованные требования к содержанию и объему филологического образования школьников на этапах основного общего и среднего общего образования, включая перечень обязательных для изучения дидактических единиц (авторов и их произведений, разделов науки о языке, понятий и терминов), обеспечивает преемственность этапов филологического образования.Концепция призвана способствовать сохранению целостности образовательного пространства Российской Федерации, служить защитой от антипедагогических экспериментов и волюнтаризма в системе школьного образования. Концепция должна стать ориентиром для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, родителей, авторов учебно-методических комплектов и учебных пособий, администрации образовательных организаций. Ее реализация позволит скоординировать профессиональные усилия учителей-предметников, ученых-филологов, методистов, издателей для повышения качества школьного филологического образования в Российской Федерации. В перспективе концепция вместе с аналогичными разработками в других образовательных областях, выражающими согласованную позицию профессионального сообщества, может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины. Безусловные научно-педагогические и ценностные приоритеты разработчиков концепции, предопределившие ее содержание, могут быть выражены в следующих положениях:     понимание школы как важнейшего социального института, воспитывающего гражданина России, отказ от превращения системы школьного образования в сферу услуг, а школы – в сервисную организацию, недопустимость сведения ее основной цели к формированию квалифицированного потребителя, имеющего свою стоимость на мировом рынке труда;     необходимость разумного сочетания в сфере образования плодотворных национальных традиций, педагогического новаторства и успешного мирового опыта;     безусловная ценность филологических знаний как основы практической грамотности, речевой, читательской и общей культуры, как фундамента для дальнейшего непрерывного образования;     признание самостоятельности школьных предметов «Русский язык» и «Литература» с учетом их традиционной взаимной связи;     обязательность единого ядра содержания образования в изучении русского языка и литературы как условие сохранения культурно-образовательного единства России;     необходимость сохранения вариативности в обучении, недопустимость прямолинейной унификации методов и приемов в педагогическом процессе;     принципиальное видение филологического образования как диалогического процесса, предполагающего взаимодействие субъектов и объекта познания;     неоспоримость воспитательного воздействия классической литературы на формирующуюся личность школьника при изучении художественных произведений в единстве их духовно-нравственного богатства и эстетического своеобразия, нецелесообразность прямолинейно-назидательного подхода к изучению литературных произведений;     необходимость сближения и координации школьных курсов истории и литературы при сохранении специфической методологии и содержания каждого из предметов;     необходимость ценностно-смыслового освоения русского языка как воплощения национальных идеалов и представлений о мире;     недопустимость доминирования прагматического представления о чтении только как о процессе усвоения и переработки текстовой информации; игнорирования диалогической и ценностно-смысловой природы чтения художественной литературы, подмены труда и творчества читателя информационными стратегиями;     необходимость развития читательской культуры на основе отечественных традиций с учетом мирового опыта;     необходимость увеличения количества часов, отведенных на преподавание русского языка и литературы, в учебном плане как первичное (хотя и недостаточное) условие решения актуальных проблем школьного филологического образования;     требование соответствия форм и методов текущей и итоговой аттестации специфике предметов «Русский язык» и «Литература» и целям обучения;     необходимость учета при организации обучения русскому языку и литературе национально-культурной и языковой специфики учащихся, для которых русский язык не родной.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту