search
main
0

Празднование Нового года в России: от Петра I и до наших дней

Сетевое издание «Учительская газета» решило выяснить, как справляли новогодние праздники наши предки. Мы окунулись в позапрошлое столетие, чтобы устроить «огненные потехи», попробовать на вкус крестьянские «конфекты» и украсить позолотой орехи — прямо как в сказке Пушкина: «…а орешки непростые, все скорлупки золотые».

Сергей Досекин. Подготовка к Рождеству (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Портал Культура.РФ

Рождение Нового года

В России XIX века главным зимним праздником считался не Новый год, а Рождество, которое отмечали 25 декабря (по старому стилю). Новый год же тогда был сравнительно молодым праздником: он был учрежден указом Петра Первого и должен был заменить собой праздник новолетия, который до 1699 года отмечали первого сентября.

В конце XVII века Петр издал указ, в котором подробно было описано, как именно нужно отмечать Новый год в соответствии с европейскими традициями. Напомним, что именно Петр Первый, не единожды посетивший европейские страны, стремился во всем перенять передовой западный опыт: он приглашал в Россию европейских мастеров, архитекторов, учителей, а также ввел новый «дресс-код», обязал своих подданных сбривать бороды и переиначил систему государственного управления на манер европейских коллег. Именно благодаря его стараниям Россия XVIII века вышла из «сумрака» предыдущих столетий и оказалась в эпицентре международных дискуссий.

«Генваря ж в первый день в знак веселия друг друга поздравляти с Новым годом», — говорилось в указе Петра. Государь велел украшать улицы перед домами «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», а также устраивать «огненные потехи» (фейерверки), стрелять из пушек и ружей, жечь костры. После смерти Петра Первого празднование Нового года потеряло былой размах: елки выставляли около своих заведений лишь владельцы кабаков (отсюда и выражение «елки-палки», ставшее знаком питейных заведений), а фейерверки, пушечная пальба и балы становились все более редким явлением в новогоднюю ночь.

При Петре 1 января стало особой датой в календаре наших предков. Новый год выделялся среди всех других праздников: во-первых, он не имел религиозной подоплеки и стал первым светским праздником в России, во-вторых, этот день был особенным для каждого россиянина того времени, поскольку приобрел статус «неприсутственного» — то есть выходного дня, пишут Дети Mail.ru.

Вплоть до 40-х годов XIX века празднование Нового года было, скорее, прерогативой дворянства, да и то — его не столько отмечали, сколько замечали. Россияне могли выпить по бокалу шампанского в узком семейном кругу в ночь с 31 декабря на 1 января, но не более того. К слову, шампанское вошло в моду в России после войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. Именно тогда игристое вино из французской провинции Шампань, так полюбившееся русской знати, и стало неизменным атрибутом праздника.

Повод для праздника или беготня и суматоха?

Во второй половине XIX века Новый год начал приобретать популярность. Но далеко не все россияне разделяли восторг тех, кто отмечал праздник. К примеру, существуют достоверные данные о том, что император Александр II с супругой и сыновьями никогда не отмечали Новый год и к полуночи уже находились в своих опочивальнях. А профессор Петербургского университета А. В. Никитенко отмечал в своем дневнике в начале 1863 года: «Новый год. Все как будто обезумели, какая беготня и суматоха!.. Ведь, в сущности, ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам – вероятно, и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом».

Со временем все больше людей стали праздновать наступление нового года, возлагая на него большие надежды. Тогда в России возникли новые традиции, сложилась широко распространенная по сей день форма поздравления родственников и сослуживцев: «С Новым годом! С новым счастьем!»

1 января россияне навещали родных и близких, а если не могли нанести личный визит, отправляли открытки с новогодними пожеланиями — так называемые «открытые письма». Текст поздравлений часто переписывался из журналов и специальных сборников поздравительных стихов. Например, в открытках писали: «Будь здорова, как вода. И богата, как земля… И крепка, как Невский лед, — Вот желанье в Новый год!»

«В лесу родилась елочка…»

Новогодняя елка не всегда была атрибутом новогодних празднеств. Как правило, ее наряжали к Рождеству и в тот же вечер разбирали за ненадобностью — основной ее «опцией» была оригинальная подача всевозможных вкусностей, развешанных на ветках ели. После того, как дети разбирали лакомства, елку убирали. Но к концу XIX века россияне все чаще оставляли деревце до 1 января, а то и до 6 января — до Крещения.

В азбуке А. М. Дарагана новогодняя елка описывается так: «На елку вешают конфекты, игрушки, яблоки, золоченые орехи, пряники и дарят все это добрым детям. Кругом елки будут гореть свечки… Под елкой на большом столе, накрытом белой скатертью, будут лежать разные игрушки: солдаты, барабаны, лошадки – для мальчиков; а для девочек коробка с кухонной посудой, рабочий ящичек и кукла…»

Позднее у слова «елка» появилось и другое значение, более широкое. Так стали называть все праздничные мероприятия, проводившиеся на протяжении Святок — от Рождества до Крещения. Речь идет как о детских елках, которые обычно завершались 1 января — в последний день зимних каникул, так и о потехах для взрослых, продолжавшихся до 6 января. Первая публичная елка была организована в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Санкт-Петербурге.

Крестьяне и городская беднота России XIX века Новый год не праздновали и елок не наряжали. Для них первое января было Васильевым днем. В разных регионах Российской империи этот праздник называли по-разному: в Беларуси и Украине — Щедрецом, еще где-то — Овсенем. В этот день на стол традиционно ставили васильеву кашу (кутью из пророщенной пшеницы с медом) и кесаретского поросенка (блюдо получило свое название от родного города Василия — Кесарии). Эти яства были символом плодородия, на которое уповали представители слоев населения империи, напрямую зависевшие от урожаев.

Глубокой ночью люди выходили на улицы, наряжаясь в маски зверей, и распевали колядки, выпрашивая у хозяев дворов, в которые они заходили, угощения или деньги.

Этнографы отмечают, что тогда, в XIX веке, люди стремились как можно веселее встретить Новый год. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте