search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Празднование Нового года в России: от Петра I и до наших дней

Сетевое издание «Учительская газета» решило выяснить, как справляли новогодние праздники наши предки. Мы окунулись в позапрошлое столетие, чтобы устроить «огненные потехи», попробовать на вкус крестьянские «конфекты» и украсить позолотой орехи — прямо как в сказке Пушкина: «…а орешки непростые, все скорлупки золотые».

Сергей Досекин. Подготовка к Рождеству (фрагмент). 1896. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Портал Культура.РФ

Рождение Нового года

В России XIX века главным зимним праздником считался не Новый год, а Рождество, которое отмечали 25 декабря (по старому стилю). Новый год же тогда был сравнительно молодым праздником: он был учрежден указом Петра Первого и должен был заменить собой праздник новолетия, который до 1699 года отмечали первого сентября.

В конце XVII века Петр издал указ, в котором подробно было описано, как именно нужно отмечать Новый год в соответствии с европейскими традициями. Напомним, что именно Петр Первый, не единожды посетивший европейские страны, стремился во всем перенять передовой западный опыт: он приглашал в Россию европейских мастеров, архитекторов, учителей, а также ввел новый «дресс-код», обязал своих подданных сбривать бороды и переиначил систему государственного управления на манер европейских коллег. Именно благодаря его стараниям Россия XVIII века вышла из «сумрака» предыдущих столетий и оказалась в эпицентре международных дискуссий.

«Генваря ж в первый день в знак веселия друг друга поздравляти с Новым годом», — говорилось в указе Петра. Государь велел украшать улицы перед домами «от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», а также устраивать «огненные потехи» (фейерверки), стрелять из пушек и ружей, жечь костры. После смерти Петра Первого празднование Нового года потеряло былой размах: елки выставляли около своих заведений лишь владельцы кабаков (отсюда и выражение «елки-палки», ставшее знаком питейных заведений), а фейерверки, пушечная пальба и балы становились все более редким явлением в новогоднюю ночь.

При Петре 1 января стало особой датой в календаре наших предков. Новый год выделялся среди всех других праздников: во-первых, он не имел религиозной подоплеки и стал первым светским праздником в России, во-вторых, этот день был особенным для каждого россиянина того времени, поскольку приобрел статус «неприсутственного» — то есть выходного дня, пишут Дети Mail.ru.

Вплоть до 40-х годов XIX века празднование Нового года было, скорее, прерогативой дворянства, да и то — его не столько отмечали, сколько замечали. Россияне могли выпить по бокалу шампанского в узком семейном кругу в ночь с 31 декабря на 1 января, но не более того. К слову, шампанское вошло в моду в России после войны 1812 года и заграничных походов русской армии 1813-1814 гг. Именно тогда игристое вино из французской провинции Шампань, так полюбившееся русской знати, и стало неизменным атрибутом праздника.

Повод для праздника или беготня и суматоха?

Во второй половине XIX века Новый год начал приобретать популярность. Но далеко не все россияне разделяли восторг тех, кто отмечал праздник. К примеру, существуют достоверные данные о том, что император Александр II с супругой и сыновьями никогда не отмечали Новый год и к полуночи уже находились в своих опочивальнях. А профессор Петербургского университета А. В. Никитенко отмечал в своем дневнике в начале 1863 года: «Новый год. Все как будто обезумели, какая беготня и суматоха!.. Ведь, в сущности, ни малейшего намека на то, что случилось что-нибудь новое, что образовало бы рубеж между 1862 и 1863 годами. Между тем со всех сторон сыплются поздравления, все поддаются каким-то надеждам – вероятно, и в этом году таким же несбыточным, как и в прошлом».

Со временем все больше людей стали праздновать наступление нового года, возлагая на него большие надежды. Тогда в России возникли новые традиции, сложилась широко распространенная по сей день форма поздравления родственников и сослуживцев: «С Новым годом! С новым счастьем!»

1 января россияне навещали родных и близких, а если не могли нанести личный визит, отправляли открытки с новогодними пожеланиями — так называемые «открытые письма». Текст поздравлений часто переписывался из журналов и специальных сборников поздравительных стихов. Например, в открытках писали: «Будь здорова, как вода. И богата, как земля… И крепка, как Невский лед, — Вот желанье в Новый год!»

«В лесу родилась елочка…»

Новогодняя елка не всегда была атрибутом новогодних празднеств. Как правило, ее наряжали к Рождеству и в тот же вечер разбирали за ненадобностью — основной ее «опцией» была оригинальная подача всевозможных вкусностей, развешанных на ветках ели. После того, как дети разбирали лакомства, елку убирали. Но к концу XIX века россияне все чаще оставляли деревце до 1 января, а то и до 6 января — до Крещения.

В азбуке А. М. Дарагана новогодняя елка описывается так: «На елку вешают конфекты, игрушки, яблоки, золоченые орехи, пряники и дарят все это добрым детям. Кругом елки будут гореть свечки… Под елкой на большом столе, накрытом белой скатертью, будут лежать разные игрушки: солдаты, барабаны, лошадки – для мальчиков; а для девочек коробка с кухонной посудой, рабочий ящичек и кукла…»

Позднее у слова «елка» появилось и другое значение, более широкое. Так стали называть все праздничные мероприятия, проводившиеся на протяжении Святок — от Рождества до Крещения. Речь идет как о детских елках, которые обычно завершались 1 января — в последний день зимних каникул, так и о потехах для взрослых, продолжавшихся до 6 января. Первая публичная елка была организована в 1852 году в здании Екатерингофского вокзала в Санкт-Петербурге.

Крестьяне и городская беднота России XIX века Новый год не праздновали и елок не наряжали. Для них первое января было Васильевым днем. В разных регионах Российской империи этот праздник называли по-разному: в Беларуси и Украине — Щедрецом, еще где-то — Овсенем. В этот день на стол традиционно ставили васильеву кашу (кутью из пророщенной пшеницы с медом) и кесаретского поросенка (блюдо получило свое название от родного города Василия — Кесарии). Эти яства были символом плодородия, на которое уповали представители слоев населения империи, напрямую зависевшие от урожаев.

Глубокой ночью люди выходили на улицы, наряжаясь в маски зверей, и распевали колядки, выпрашивая у хозяев дворов, в которые они заходили, угощения или деньги.

Этнографы отмечают, что тогда, в XIX веке, люди стремились как можно веселее встретить Новый год. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте