search
main
0

Праздники могут быть интеллектуальными

​Важным фактором и институтом развития одаренности школьников, их творческих способностей, выступает система дополнительного образования детей, которая дает большие возможности для исследовательской, проектной, конструкторской и изобретательской деятельности детей.

Научно-техническое творчество, как никакое другое направление дополнительного образования, приобщает учащихся к науке и практике, осуществляя таким образом научно-практическое образование подрастающего поколения. Особенности научно-технического творчества заключаются прежде всего в том, что оно, опираясь на результаты исследовательской деятельности, как конечную цель ставит нахождение способа применения научных данных в практической деятельности человека.Для учащихся выстраивается система вовлечения в различные формы научно-практического образования, которые последовательно усложняются, требуют самоопределения по отношению к целям и задачам исследовательской деятельности, в конечном счете – к своему профессиональному будущему. На каждом этапе происходит развитие субъектной позиции учащихся от начального неосознанного интереса к сознательному выбору траектории собственного развития и самостоятельному выбору средств и условий для этого. В Доме научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского и юношеского творчества проходят массовые праздники с элементами интеллектуальной деятельности. Эта форма перспективна и для развития начальной мотивации учащихся к интеллектуальной деятельности и научно-техническому творчеству. Интеллектуальные праздники и проекты, реализуемые в стенах ДНТТМ для учащихся московских школ, помогают ребятам на практике осваивать элементы методологии проектирования, исследования, творческого поиска. Такие проекты служат отличным способом мотивации и творческой инициации в области интеллектуальной деятельности, тут происходит выявление склонности и развитие мотивации к проектно-исследовательской деятельности в рамках разных направленностей дополнительного образования.Чрезвычайно интересны занятия учебных групп дополнительного образования и факультативных курсов с элементами исследовательской деятельности. В процессе занятий учебных групп происходит освоение основных знаний о предмете деятельности и развитие техник работы с реальными объектами. В рамках программ дополнительного образования широко применяют такие формы организации учебной деятельности, как теоретические и семинарские занятия, практикумы, экскурсии, а также выезды и экспедиции в каникулярное время.Экспериментальный материал для проведения собственных исследований ребята собирают во время экскурсионных и экспедиционных выездов. Объект исследований всегда реальный, а не подготовленный в лабораторных условиях специально для определенной цели. Такие объекты предполагают возможность влияния на объект исследования самых разных факторов, не известных также и руководителю, что требует постоянной аналитической работы, развивает личностный контакт учащихся и руководителя. Работа идет по специальным программам экспедиционных выездов, которые включены в учебный план учреждения и интегрированы в образовательные программы дополнительного образования по направленностям.Педагоги дополнительного образования постоянно ведут индивидуальную работу с учащимися по выполнению исследовательских работ разного уровня. Такая работа ведется начиная со второго уровня образовательных программ в рамках индивидуально-групповых занятий. Она в свою очередь имеет несколько уровней:    выполнение зачетной исследовательской работы, которая при реализации образовательной программы с элементами исследований является обязательной для каждого учащегося. Такая работа защищается, как правило, в рамках семинара учебной группы и требует минимального консультирования со стороны педагога. Основная функция – приобретение навыка (при консультационной поддержке педагога) выстраивания структуры работы, овладение методикой сбора экспериментального материала; представления работы в соответствии с требованиями;    более серьезная подготовка к участию во внешних конференциях, прежде всего педагога, поскольку такое представление предполагает оценку внешними экспертами качества руководства исследовательскими работами в его учебной группе. При этом педагог должен выявить и мотивировать школьника на высказывание самостоятельной точки зрения относительно выстраивания им хода выполнения работы и подготовить к ответу на неожиданные вопросы, которые ставят ребенка на позицию самостоятельного исследователя;    подготовка ребят, способных претендовать на призовые места на конференциях достаточно высокого уровня, воспитание в них самостоятельности и оригинальности мышления, самостоятельного выдвижения гипотез, наличия собственных идей относительно изменения хода или методик эксперимента непосредственно в ходе его осуществления;    подготовка у ребят осознанного решения продолжить образование в высшем учебном заведении избранного профиля; готовности приложить для этого соответствующие усилия, изменить свою жизнь, привычки, что определяет состоявшееся самоопределение учащегося в поле профессиональных возможностей.Александр ЛЕОНТОВИЧ, заместитель директора Московского городского Дворца детского и юношеского творчества на Воробьевых горах, председатель Общероссийского общественного движения творческих учителей «Исследователь», кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте