search
main
0

Праздник самореализации. Долгая дорога из Тирасполя в Москву

Приднестровская Молдавская республика (ПМР) – официально не признанное государство, некогда – часть Молдавской ССР. Здесь продолжается жизнь, развивается образовательная система, ориентированная на российскую, существует свой конкурс «Учитель года». Ольга Васильевна Олейник, учитель начальных классов из Тирасполя, столицы Приднестровья, победила на школьном этапе в прошлом году. А затем семья Олейник переехала жить в Россию. Ольга пришла в редакцию журнала «Учитель года» рассказать о приднестровском конкурсе. И была приглашена в качестве гостя на всероссийский финал «Учителя года России-2003».

Язык – русский,

БУП – российский

Сначала несколько цифр, наверняка незнакомых российским учителям. По данным сайта http://www.flex.idknet.com/, в ПМР 182 государственных и 10 негосударственных общеобразовательных учебных заведения. Учеников девять с небольшим тысяч, учителей – семь. В 70% школ язык обучения русский, в 17% – молдавский, в 3% – румынский. А вот Базисный учебный план и пакет типовых учебных программ для всей системы общего среднего образования разработаны на основе российских. БУП предусматривает обязательное изучение одного из трех официальных языков республики: русского, молдавского, украинского. Власти подчеркивают: «Независимо от языка обучения Государственный образовательный стандарт в республике единый и сориентирован на образовательное пространство России». Учебники, которые используются в приднестровских школах, тоже наши – это продукция российских издательств. Так, в 2000 году по прямому договору с «Просвещением» в ПМР поступило 69 наименований учебников нового поколения на сумму сто тысяч долларов.

До недавнего времени Ольга Васильевна Олейник работала учителем начальных классов в 14-й русской школе Тирасполя и тоже брала на вооружение программы российских школ и разработки российских ученых. Учительница Ольги – тираспольский филолог, наш автор Людмила Кабанюк посоветовала ей отправить материалы в журнал «Учитель года». В списках литературы к ее методическим материалам – учебники и пособия, выпущенные крупнейшими московскими и российскими издательствами. Отдельно – копия диплома за первое место в конкурсе «Учитель года». Не успело письмо дойти до России, как в редакции появилась сама Ольга Олейник с новостью: теперь она учитель одной из московских школ.

Правила конкурса «Учитель года» в Тирасполе схожи с российскими. На первом этапе нужно показать два открытых урока. Один – в своем классе, другой – в чужом, по выбранной самим педагогом теме. Ольга давала урок модульного чтения – технологии обучения, которую Ольга Васильевна переняла у коллеги и усовершенствовала в собственной практике. Следующее испытание – защита теоретической темы исследования. И третье – публичный конкурс, он проходил во время весенних каникул. Ольга Олейник рассказывает: «Нам давали различные задания, которые нужно было выполнить прямо на сцене, экспромтом. Например: рассадить сказочных героев – Бабу Ягу, Карлсона, Чебурашку, Шапокляк так, чтобы они не мешали друг другу, и пояснить свой выбор. Потом нужно было сформулировать свое педагогическое кредо. Я говорила, что для меня очень важно, чтобы в жизни была какая-то высота. Этот конкурс для меня – высота. Еще для меня важно, чтобы каждый день ребенок узнавал что-то новое. Я очень люблю давать на уроках новую информацию, необязательно по программе, просто для расширения кругозора. Говорю: «Ребята, это даже мало кто из взрослых знает, а вот по этим учебникам учатся только в Москве…» Причем я никогда не требую, чтобы они это выучили раз и навсегда, но когда я уточняю: «Это необязательно», – они запоминают. Вот все это я и попыталась объяснить на конкурсе».

Потом конкурсантам предложили ситуации на уроке. Олейник досталась такая: урок письма, а дети не хотят писать, рвутся на прогулку. Как их успокоить? Оля сначала опешила: «Я такого в жизни не встречала. Хотя я обожаю играть, никогда не позволяю ребятам так расхолаживаться». Но потом все же придумала выход. Сказала, обращаясь к воображаемым детям: «Сегодня на уроке русского языка мы будем двигаться… сидя за партами». И показала короткую физкультминутку.

Потом надо было продемонстрировать общий кругозор: назвать на определенную букву как можно больше фамилий художников, писателей, названий фильмов, городов, стран, рек. И, наконец, конкурсанты представили свое хобби. Ольга спела любимую песню, прочитала стихи собственного сочинения. И в итоге получила 57 баллов, опередив коллег с большим отрывом.

Просто учитель

После конкурса, еще когда о переезде в Москву не мечталось, Ольга Олейник увидела совершенно фантастический сон: будто она сидит в Кремле и президент Путин поздравляет ее с тем, что она стала учителем года России, почему-то сразу на два года.

Очутившись в октябре 2003 года в Кремлевском дворце, Ольга Васильевна, наверное, не раз вспомнила этот сон. Правда, награду вручали не ей, да и пришел к «пеликанам» не президент, а его супруга Людмила Путина. Но все равно это была сказка – оказаться на самой торжественной церемонии самого яркого всероссийского учительского праздника. Ольга побывала и на уроках, видела мастер-классы. Мнение гостьи, нового на финале человека, показалось нашей редакции особенно интересным.

«Конкурс – это праздник самореализации. Когда я была на открытых уроках в школе, первое, на что обратила внимание: всегда нужно быть самим собой. Побеждали те люди, которые сами по себе талантливы, которым не нужно было притворяться.

Я видела уроки номинации «Дошкольное и начальное образование». Все четко придерживались методики, очень грамотно вели урок. Были педагоги, которые все время поглядывали на жюри: «Как вам мой план?». И только двое преподавателей, на мой взгляд, полностью растворились в детях. Ребята следовали за мыслью учителя. А учителя вели их за собой. Они меньше говорили, чем дети. У них была четкая цель. Елена Долян из Хакасии поразила меня до глубины души. Был урок ознакомления с окружающим миром. Это опора на жизненный опыт ребенка, на то, чему он научился в школе. Елена Ивановна – глубоко артистичный человек. Она рассказывала сказку о том, во что превратился лес по вине человека. Я считаю, что она достигла своей цели: дети прочувствовали эту экологическую тему, мне кажется, они никогда уже не будут безжалостно относиться к окружающему миру. И мне очень понравилась Галина Шевченко из Краснодара. Это для меня образец учителя. Деловой стиль и четкость. Галина Валерьевна давала историю и настолько хорошо связала сегодняшнюю жизнь с древностью, с мифами о богах! Она показала, какие умницы дети. Может быть, дети не разговорились бы так на другом предмете. В этом суть учительства: организовать занятие так, чтобы ученик учился, а не демонстрировать, как я могу научить.

И, конечно, запомнились мастер-классы в Учебном центре. Я специально села поблизости от жюри, чтобы наблюдать их реакцию. Я видела Шалву Амонашвили, была от него в 2-3 метрах! Видела ректора МГУ Виктора Садовничего! Для меня это имена. Они не разговаривали друг с другом. Но заметила, что некоторые уроки они смотрели с интересом. И для меня этот учитель был мастер. Оказывается, даже академики могут заслушаться.

Для меня слово «учитель» на этом конкурсе наполнилось большим смыслом, стало великим словом. Обычно в школе говорят: «Извините, я не завуч, не директор, я просто учитель». Нет, не просто. Учитель – это намного больше».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте