search
main
0

Праздник лексикографии. Девятиклассники протестировали новые словари для школ

В рамках XXII Московской международной книжной выставки-ярмарки на стенде культурно-просветительской программы «Словари XXI века» прошел мастер-класс для школьников по использованию словарей нового поколения: «Словарь – друг и интересный попутчик в путешествии по словарным странам». Девятиклассники из балашихинского лицея «Интеллект» на себе испытали новые словари русского языка, о которых не спорил только самый ленивый. Все четыре словаря издательства «АСТ-пресс», представленных для ознакомления, вошли в государственный перечень рекомендованных для школы. «С одной стороны, язык живой. С другой – это авторская точка зрения, так считают наши лучшие лингвисты, – говорит кандидат педагогических наук, доцент Ольга ЛЕВУШКИНА. – С третьей стороны, вполне возможно, что словари будут дорабатываться. Как известно, любые классические словари от издания к изданию претерпевают доработку, исправление ошибок. Это неизбежно».

«Кто автор словаря, что я знаю об авторе? Название словаря и какую информацию (уже известную и новую) оно несет? Что дает название издательства, в котором словарь вышел в свет?» – на эти и многие другие вопросы ребята должны были ответить, поработав в малых группах. «На нашем мероприятии мы попытались ознакомить ребят с лингвистическими словарями, – объясняет Ольга Николаевна. – В этом контексте важно знать и авторов словарей. Ведь эти книги пишут известные ученые, наши современники».

Первый этап работы – ответить на вопросы собственно о словаре: об авторе книги, о смысловой нагрузке названия, об издательстве, о том, входит ли словарь в определенную серию. «Общее впечатление от словаря – это красочная обложка, а также удобное построение книги, то есть в ней удобно находить какую-либо информацию, – отвечает одна из участниц мастер-класса на вопрос об общем впечатлении о книге. – Из аннотации мы можем узнать, что над изданием более десяти лет работал целый коллектив ученых. Это говорит о том, что словарь – самый полный и правильно построенный. В структуре словаря выделены «гнезда» фразеологизмов, в основе которых лежит единый образ, словарь также содержит грамматические особенности и ситуации употребления».

– Что нового вы узнали о словаре исходя из его оглавления?

– Из оглавления мы понимаем, что здесь есть не только фразеологизмы, но и памятки, например, как пользоваться словарем, чтобы, открыв его, мы быстрее могли найти информацию. Из предисловия мы узнаем, что словарь истинно авторский, так как каждая статья написана определенным автором, также перечислены основные плюсы этого словаря, чем он отличается от всех предыдущих. («Большой фразеологический словарь русского языка» под редакцией Вероники Телия.)

– Какую основную информацию доносит до своих читателей автор в предисловии?

– В предисловии автор словаря знакомит читателя со своей методикой запоминания ударения в словах. Для каждого случая прилагается стихотворение. Даются не только поэтические тексты, но еще и пословицы и поговорки, интересные приемы ассоциативного запоминания: по аналогии с каким словом можно закрепить в памяти трудное ударение. («Словарь ударений русского языка» под редакцией Ирины Резниченко.)

– Что вы можете сказать об особенностях структуры словаря?

– Словарь разделен на пять больших глав, которые разделены на еще более мелкие блоки, что помогает искать информацию. В этом словаре есть алфавитный указатель, то есть вы сразу можете понять, есть ли в этом справочнике то, что вы ищете. («Большой фразеологический словарь русского языка» под редакцией Вероники Телия.)

Вторая часть мастер-класса рассчитана на понимание прочитанного текста. Ребятам раздали фрагмент интервью журналиста с поэтами и переводчиками о роли словарей в их жизни. Однако прежде чем приступить непосредственно к тексту, необходимо поработать со словами, входящими в состав текста. Задание на скорость: используя словарь ударений (дается номер страницы), определить постановку ударения в слове. Далее, используя орфографический словарь, определить, в каких словах пишется двойное «н». Потом, пользуясь фразеологическим словарем, определить значение выражения «всеми фибрами души» и, прочитав фразеологический комментарий, определить значение слова «фибры». Тут в школьниках даже проснулся состязательный дух.

Текст надо быстро прочитать с помощью приемов ознакомительного чтения и усвоить основное содержание. Далее необходимо ответить на вопросы к тексту. Надо определить, соответствуют ли предложенные в вопросах утверждения содержанию текста, расположить приведенные фразы в последовательности, соответствующей содержанию текста, и определить, кому принадлежат реплики; составить план; найти фразу, которую можно считать заголовком ко всему тексту. Также предлагалось подчеркнуть в интервью фразы, которые хочется запомнить, передать содержание текста и составить выводы на основе прочитанного.

«Ознакомившись с этими словарями, мы научились по-настоящему работать с ними и поняли, что из них можно почерпнуть очень много интересного, – делится впечатлениями о работе Саша. – Причем это сведения, которые нам нужны не только в данный момент, но и просто для собственного развития».

По словам Ольги Левушкиной, детям работать со словарями интересно, и, несмотря на то что задания были серьезные, работа приобрела игровую форму. На школьных уроках, где речь идет о лексикографии, знакомство со словарями – непременная часть занятия. «Урок, посвященный словарям, должен быть праздником, – подытожила она. – Для того, чтобы дети заинтересовались, чтобы у них загорелись глаза, чтобы они обращались к словарю как можно чаще, раскрывать эти справочные книги на уроках нужно обязательно».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте