В Чеченской Республике вопросам внутрисоюзного взаимодействия, создания единой системы коммуникаций, направленных на сплочение педагогов, уделяется пристальное внимание. В этих целях в республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки применяется система постоянно действующих обучающих семинаров, развернута сеть профсоюзных кружков, используются инновационные формы работы, в том числе создан кредитный учительский союз.
Именно этим вопросам и была посвящена итоговая методическая конференция профсоюза, которая состоялась в Грозном 29 июня. На форум, проходивший в одном из лучших образовательных учреждений республики – Президентском лицее, прибыли более 400 делегатов – представители районных, городских, первичных организаций профсоюза, пайщики кредитного фонда, социальные партнеры. Основными темами обсуждения стали «Роль профсоюзных кружков в условиях модернизации образования» и «Кредитный фонд как важная форма развития солидарности, взаимной помощи и поддержки членов профсоюза».
Яха ГАПУЕВА, заместитель председателя Чеченского республиканского совета Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
– Наша конференция подводит итоги очень важной кампании профсоюза, цель которой – обеспечение работы профсоюзных кружков в условиях модернизации образования. Но прежде хотелось бы остановиться на вопросах о месте и роли профсоюзной учебы, информирования работников отрасли в современных условиях.
Развитие кадрового потенциала школьного образования является ключевым направлением президентской инициативы «Наша новая школа».
Современные теории образования сходятся в одном: без высокого профессионализма учителя, его субъективной, авторской позиции образовательные запросы современного общества не могут быть реализованы.
Можно ставить перспективные цели по повышению качества образования, разрабатывать для этого великолепные программы, приобретать самое современное оборудование, но желаемых результатов не удастся достичь, если у работников образовательного учреждения не будет сформирована мотивация к достижению этих целей. Модернизация образования – это прежде всего проблема профессиональной и морально-психологической готовности учителя, преподавателя стать главным субъектом обновления образования.
Все, что мы говорим, все, что мы предлагаем, ложится на плечи учителя. Поэтому учитель, во-первых, должен разбираться в том, что от него ждут. Во-вторых, ему необходимо знать, что у него есть потенциал, что система помогает ему выполнять те функции, которые на него возлагают. В-третьих, он должен понимать необходимость и целесообразность этих изменений. Только тогда, на мой взгляд, можно рассчитывать на какие-то реальные результаты.
Одна из важнейших задач профсоюза – содействие работникам образования в повышении их профессионализма и конкурентоспособности, и особое место здесь необходимо отводить профсоюзной учебе. Разработка наиболее эффективных методов и форм обучения профсоюзного актива, их совершенствование – основные проблемы деятельности профсоюзных комитетов.
Важно создать в организациях профсоюза обучающую среду, которая способствовала бы формированию и развитию необходимых качеств, умений и навыков.
Без постоянного, своевременного, предельно объективного информирования коллектива трудно сохранить численность организации и привлечь новых членов профсоюза. Надеяться на то, что люди прочитают все необходимое в газетах и книгах, не приходится, поскольку в продаже нет профсоюзных газет, мало тематических изданий, да и низкая зарплата работников образования не позволяет им тратить деньги на подобную литературу. И еще, к сожалению, современные средства массовой информации относятся к профсоюзам тенденциозно, искажают события, придают им негативный смысл и тем самым снижают статус профсоюзных организаций, и потому информирование членов профсоюза должно быть системным.
В республиканском совете выпускается «Вестник профсоюза», настольной стала и газета «Мой профсоюз». Большое значение в системе информирования и правового образования приобрели профсоюзные кружки.
Работа по созданию кружков в первичных профсоюзных организациях по рекомендации республиканского совета была начата в 2007 году. Ее пионерами стали образовательные учреждения Грозного. В 2007 году этим движением было охвачено 180 первичных организаций, в 2008 году – 209, в 2009 году – 342, в 2010 году – 466 организаций из 708.
В минувшем учебном году республиканский совет организовал постоянно действующий семинар по обучению руководителей профсоюзных кружков с выездом в каждый район. Семинары проведены во всех 16 районных и городских советах профсоюза, обучением были охвачены 466 руководителей кружков. Каждый семинар включал теоретическую и практическую часть. На местах были подготовлены показательные занятия, и республиканский совет профсоюза тоже проводил показательный кружок.
Формы занятий были самые разнообразные: ролевые игры, тестирование, решение ситуационных задач, обсуждение конкретных проблем, разговор с экспертом, мозговой штурм. Тематика кружков также весьма обширна: «Коллективный договор и его роль в защите экономических прав работников образования», «Как рассчитать заработную плату и отпускные», «Охрана труда и здоровья», «Социальные налоговые вычеты», вопросы пенсионного обеспечения, социального страхования.
Набольшей популярностью, конечно, пользовались кружки, посвященные заработной плате, в том числе проблемам введения НСОТ.
Известно, что основным документом, регулирующим внутрисоюзную работу, является Устав Общероссийского профсоюза образования. Поэтому республиканский совет сделал акцент на показательном кружке по теме «Знаешь ли ты Устав профсоюза?», который провела в районах заместитель председателя Гудермесского райсовета Раиса Дидиева. Здесь использовались и раздаточный материал, и тестирование, и деловая игра с применением наглядных пособий.
Социальное партнерство с работодателями, как известно, позволяет добиваться новых льгот и гарантий для педагогов. Об этом шел разговор на кружке в Урус-Мартановской школе №7 по теме «Трудовой договор – защита, а не формальность». «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических работников» рассматривались на занятии в ачхой-мартановской школе №2.
Тема «Как рассчитать заработную плату» была раскрыта на занятиях кружка в Гикаловской школе Грозненского района и веденской школе №1. О порядке применения дисциплинарных взысканий кружковцы узнали на занятиях в шелковской гимназии №1.
Интересно прошло занятие в Айти-Мохковской школе по теме «Разрешение конфликтов на основе уважения прав учителей». В обсуждении ситуаций, возникающих в коллективах, принимали участие не только кружковцы, но и гости, в том числе работники районных отделов образования и администрации.
Тему «Мои отпускные, как их рассчитать» раскрыла руководитель кружка Калаусской школы Надтеречного района Яхита Дункаева. В форме «круглого стола» прошло занятие по теме «Знаешь ли ты Трудовой кодекс?» в Шатойской школе. Участники кружка рассмотрели ситуации, которые встречаются в коллективах, подтверждая их разрешение статьями ТК. Занятие по теме «Прием и увольнение» провела Селисат Довкаева, руководитель кружка аргунской школы №3.
Приятной неожиданностью для слушателей стал необычный характер работы на занятиях по теме «Здоровье учителя». Руководители кружков ассиновской школы №2 Сунженского района Натали Махаева и ново-атагинского интерната №10 Шалинского района Салмату Догуева решили отойти от традиционной формы обучения в виде лекций.
Салмату Догуева проанализировала рабочий день учителя. Оказалось, что на педагогическую деятельность учитель тратит 7,5 часа, на подготовку к урокам – 3,5 часа, на дополнительные мероприятия – 1,5 часа, на отдых – 2,2 часа и на сон – 6,2 часа. В результате рабочий день учителя составляет 12 часов. И такая нагрузка не может не влиять на здоровье: 95% учителей страдают заболеваниями нервно-психической природы, 30% – сердечнососудистой системы, 21% имеют проблемы со зрением, 20% – лор-заболевания. Практически через 10 лет педагогической работы абсолютно здоровых педагогов нет. О том, как сохранить свое здоровье, и шел разговор на кружке.
Натали Махаева сделала полный анализ заболеваемости учителей своей школы. Большая часть занятий прошла в команде, группе единомышленников. Такой вид работы называется «кружок с уведомлением». Он предполагает отказ от пассивной для кружковцев схемы «оратор – слушатель» и состоит в основном из деловых игр, решения ситуационных задач. В проведении занятий принимали участие школьные психологи.
К сожалению, не все профсоюзные лидеры понимают важность этой работы. Порой она ведется бессистемно, не заполняются дневники руководителей профсоюзных кружков. Сказываются, наверное, и загруженность учителей, и отсутствие помещений для проведения занятий.
Тем не менее профсоюзным кружкам дан старт. Людям оказался близок неформальный характер кружков, позволяющий совмещать общение с получением полезных практических знаний.
В том, как важно быть подкованным с правовой точки зрения, знать законодательство об образовании и свои трудовые права, кружковцы смогли убедиться на занятиях, понять, что кружки – это новая форма непрерывного информирования членов профсоюза.
Важную роль в создании и развитии кружков играет человеческий фактор. Без умелого организатора кружок не сложится, особенно сейчас, когда учебная нагрузка педагогов не очень располагает к свободному времяпровождению. Для того чтобы эффективно проводить занятия с членами профкружка, необходимо самому быть убежденным сторонником профсоюза, обладать определенным жизненным и профессиональным опытом, а также стремлением узнавать новое и желанием научить этому других.
Понял сам – объясни другому – таков основной принцип кружка, и в конечном счете это не только благоприятно сказывается на положении учителя, но и способствует привлечению новых членов профсоюза.
Наши профсоюзные активисты обладают всеми этими качествами. Остается только совершенствовать эту работу, давать ей ускорение и развитие. Профсоюзные кружки – это информационная, защитная, обучающая, мотивационная работа, столь необходимая профсоюзу. Ведь всегда хочется, чтобы люди вне зависимости от того, где они работают, ощущали, что профсоюз – это одна семья, устремленная к общим целям, решающая одни задачи.
Президентами Российской Федерации и нашей республики ставится задача повышения правовой грамотности и уровня исполнения законодательства. Но чаще всего оно не исполняется не потому, что люди не хотят следовать букве закона, а потому, что рядовой гражданин просто не знает своих прав, не умеет их защищать. Люди по привычке надеются на то, что кто-то сверху может их защитить. Именно поэтому профсоюзный кружок – объективная необходимость в каждой первичке.
Виктор ИБРИЕВ, лицей №1, Грозный:
– Такую форму работы, как профсоюзные кружки, мы применяем четвертый год. И сегодня можно с уверенностью говорить, что это уникальная форма профсоюзной работы, которая позволяет быть близким с аудиторией. Более того, кружки делают профсоюз актуальной организацией, которая оказывает учителям реальную помощь. Ведь наши учителя – это в подавляющем большинстве женщины, на чьих плечах помимо школы домашнее хозяйство, семьи, и у них не всегда найдется свободная минута, чтобы изучить необходимую дополнительную литературу. Да и взять ее зачастую негде! Библиотеки в нашей республике уничтожены, Интернет пока не завоевал все пространство, и домашние компьютеры есть далеко не у всех. Мне проще – я преподаватель истории, обществознания и правоведения, и пусть с небольшими трудностями, мне удается подготовиться и найти ответы на вопросы кружковцев. Занятия мы проводим ежемесячно, а также по мере необходимости, например, если появляются новые документы, которые нужно довести до сведения учителей. И, несмотря на то что число кружковцев ограничено, так как не все могут посещать занятия, информация все равно доводится до каждого члена коллектива. Здесь безотказно работает «женский телеграф». Тем более если эти вопросы касаются материальной заинтересованности, например, вопросы оплаты труда, начисления отпускных, прав и гарантий.
Эдильби ИРИСБИЕВ, школа №1 с. Джалка, Гудермесский район:
– Для нашей первички профсоюзный кружок – это прежде всего повышение правовой грамотности всех членов коллектива. Системная работа, направленная на информирование учителей по всем актуальным образовательным проблемам, знакомство с нормативно-правовой базой, чтобы учителя знали не только свои обязанности, но и права и могли их грамотно отстаивать. В нашем коллективе 88 человек, и все они вовлечены в занятия. Понятно, что кружок таким составом работать не может – он не результативен. Потому в кружке, как правило, занимаются 10-17 человек. Таких групп у нас семь-восемь, и каждая группа проходит весь цикл правового всеобуча. Также формируются кружки по проблемам, по изучаемым вопросам. Например, для молодых педагогов занятия по назначению досрочной пенсии пока не очень актуальны и, напротив, интересны вопросы адаптации в коллективе, взаимодействия с учениками, родителями. И конечно, мы стараемся отойти от формализма, проводим занятия, используя разные формы – от разговора с экспертом до деловых и ролевых игр. Чаепитие тоже приветствуется, ведь профсоюзный кружок – это не только знания, это возможность создания в коллективе благоприятного социально-психологического климата. Так что профсоюзный кружок решает целый комплекс задач.
Лейла ЭЛЬМУРЗАЕВА, горагорская школа №2, Надтеречный район:
– У нас, наверное, самый необычный кружок. Не по содержанию, а по форме и месту проведения. Когда мы начали эту работу, учителя высказали пожелание отойти от собраний и заседаний на рабочем месте и встречаться в неформальной обстановке. Ведь кружок – это не только знания, это общение, сплочение коллектива. Поэтому мы стали встречаться у меня дома. Обязательно приготовим что-нибудь вкусное, соберем на стол и за чашкой чая, в спокойной обстановке обсуждаем наши школьные проблемы. Возникающие вопросы, которые требуют правовой подготовки, обсуждаем в следующий раз. На наши «правовые чаепития» приходят те, кому интересны вопросы начисления досрочной пенсии, кому требуются разъяснение статей ТК, информация по социальным налоговым вычетам или об изменениях в аттестации педагогов и многое-многое другое. Очень помогают в работе юридические консультации в газете «Мой профсоюз».
Яхита ДУНКАЕВА, Калаусская средняя школа, Надтеречный район:
– Все, что сказано моими коллегами, применимо и к нашей организации. Правда, у нас помимо ежемесячных проводятся занятия прямо «с колес». Возникает проблема, появляется новый документ, который следует знать каждому члену коллектива, или информация по интересующему вопросу, например по коммунальным льготам, – тут же собираемся, обсуждаем. Последние занятия, которые мы проводили в этом учебном году, были посвящены отпускным. Тема актуальная, востребованная. Оказывается, не все знали, как рассчитываются и начисляются отпускные. А ведь каждому нужно знать, на какую сумму рассчитывать, чтобы заранее спланировать свой отпуск. Особо хочется отметить газету «Мой профсоюз», которая в доступной, понятной форме дает ответы на возникающие в коллективе вопросы и предлагает новые темы для обсуждения.
Таисия МАНСУЕВА, школа №25:
– Мы ведем кружковую работу с января 2006 года. Занятия проходят ежемесячно с постоянным составом в 15 человек, но в зависимости от обсуждаемой темы число участников может вырасти. Всем очень нравится такая форма общения и получения информации. В школе мы постоянно заняты, даже на переменах не всегда встречаемся, а тут мы собираемся и обсуждаем текущие проблемы. Для изучения вопроса подбираем различные формы – диалог с экспертом и ролевые игры, используем лекционные фрагменты. И главное, что в подготовке занятия принимают участие все кружковцы! Профкружок – это не только знания, но и столь необходимое общение. Это форма сплочения коллектива, психологической разрядки.
Салмату ДОГУЕВА, ново-атагинская школа-интернат №10, Шалинский район:
– С 2006 года кружки стали у нас систематическим явлением. Постоянно занимаются у нас 12 человек. Но, конечно, двери открыты для всех! На занятиях идет разговор о коллективном договоре, коммунальных услугах, изучаются соответствующие нормативно-правовые акты. Очень интересное занятие прошло у нас недавно по теме здоровья педагогов. На занятии присутствовали и гости – председатель республиканского совета профсоюза Хизир Герзелиев, его заместитель Яха Гапуева, председатель нашей районной организации. Цель занятия – привлечь внимание учителя к своему здоровью. Ведь ни для кого не секрет, что женщина (а наши учителя в основном женщины) о свом здоровье зачастую заботится в последнюю очередь. На первом месте – семья, родители, дети, муж, ученики. А на себя времени нет. Нам удалось достигнуть поставленной цели и предложить способы профилактики заболеваний в рабочее время, заинтересовать людей программами в области охраны здоровья. Программ, помогающих поддержать состояние учителя и предотвратить так называемый синдром профессионального выгорания, сегодня много, главное – знать о них и научиться ими пользоваться. Участники, гости и мы сами, организаторы, остались довольны занятием. Оно прошло интересно, неформально, с вовлечением каждого, что немаловажно для такой формы работы. Ведь к нам в кружок приходят и новички, и те, кто не состоит в профсоюзе, которые уходят с занятий с твердым намерением вступить в него. Так что профсоюзный кружок – это еще и форма мотивации профсоюзного членства.
Рукия УМАРОВА, Михайловская школа, Грозненский район:
– Профсоюзный кружок – основа жизни нашего профсоюза в школе. У нас в коллективе 115 человек, которые так или иначе вовлечены в занятия. Тем более что наша школа участвует в эксперименте по введению НСОТ, и занятия – неоценимая помощь для всех учителей по разъяснению новой системы оплаты труда. А основу кружка составляют 11 человек, для которых профсоюзный кружок стал не только источником знаний и местом общения, но и способом самореализации, проявления творческих способностей. Например, на тему занятия обязательно будет написано стихотворение или песня, в которых не только будет поставлена проблема, но и обозначены пути ее решения. Изучение любой, самой трудной темы проходит креативно, интересно, что позволяет освоить сложные правовые акты. И еще хочу добавить: любой проект имеет определенные сроки: начало и окончание. Но этому проекту конца не будет, пока есть необходимость в получении новых знаний, потребность в общении и пока есть… профсоюз!
Комментарии