search
main
0

Правовое образование в начальной школе Радость сотрудничества и согласия

Игра в детстве – способ познания мира и действия в нем. Обычно ребенок испытывает и переживает подчинение правилу в ситуации отказа от того, что ему хочется. В игре же подчинение правилу есть путь к максимальному удовольствию.
Предлагаем игры, которые можно отнести к классу творческих, обеспечивающих ребенку новую позицию, – творца, исследователя, вовлекающих его в поисковую деятельность. Они вызывают особый интерес ребят, будят в них смекалку и воображение, ориентированы на свободное самовыражение, самопредъявление детей.
Наши игры имеют разную продолжительность – от 10-15 минут до полутора часов. Она зависит от многих факторов: от активности и уровня развития учеников, от желания ведущего быть в игре более или менее заметным, от количества желающих испытать себя в роли водящего или высказывающегося. Однако большинство игр может быть все-таки отнесено к краткосрочным.
Хочется высказать несколько рекомендаций.
1. Прежде всего следует помнить, что один из основных игровых принципов – принцип добровольности участия. Не стоит никогда и никого заставлять играть. Лучше, если ведущий, обращаясь к игрокам, не будет употреблять слов “вы должны” или “вы обязаны”.
2. Для участия в игре необходимо понимание правил. Однако практика показывает, что учителю не стоит стремиться к максимально подробному, полному объяснению всех деталей игры.
Игровая обстановка существенно меняет позицию учителя как ведущего игры. По сути, он должен балансировать между ролью организатора, помощника и соучастника игрового действия. Ход игры, безусловно, нуждается в контроле и в какой-то степени в руководстве со стороны учителя.
3. Большинство предлагаемых игр было опробовано в разных сферах народного образования (от учащихся начальной школы до слушателей курсов повышения квалификации). При этом наиболее “результативными” являются те, в которые могут играть представители различных ступеней образования. Ведь давно известно, что игра – явление личностное, а не возрастное.
4. Успех игры определяется не только тем, каковы ее сценарий или структура, не только тем, какие дети сидят в классе и каков ведущий. Главное, от чего зависит игра, – это атмосфера, в которой она проходит. Сильнее всяких методик воспитывает среда. Поэтому одной из основных задач является создание атмосферы доброжелательности, взаимной поддержки, радостного сотрудничества и согласия.

Игра “Стихии”
Игра расширяет представления о природе, природных стихиях, способствует расширению знаний о мире животных и растений, создает условия для развития внимания, памяти, собранности и сосредоточенности, умения дать в нужный момент нужный ответ.

Ход игры
Вначале несколько слов о стихии как привычной среде обитания животных: у рыб – вода, у птиц – воздух, у зверей – земля. Древние философы понимали стихию как один из основных элементов природы (земля, воздух, вода, огонь).
Следовательно, задача ребят – вспомнить как можно больше птиц, зверей и рыб, но не в произвольном порядке, а в соответствии с действиями ведущего.
Теперь ведущий сообщает (или напоминает) правила игры:
а) тому, на кого он укажет (кому бросит мяч), предлагается быстро назвать любое животное в зависимости от того, какую стихию, т.е. среду обитания, назовет ведущий;
б) ошибками в игре считаются: слишком затянувшаяся пауза для ответа участника (более 5 секунд); повторное название какого-либо животного; в случае первой ошибки участник получает “штраф”, при повторной ошибке – выходит из круга для выполнения какого-нибудь задания.
Идея штрафа позволяет участникам оставаться в игре и после ошибок, а значит, и меньше бояться своих неудач. Количество штрафных очков может быть увеличено в зависимости от уровня готовности аудитории. Это могут быть особые штрафные жетоны, выдаваемые участникам, или, если перед началом игры каждому участнику был дан талон участника, забираемые у него. Практика показывает, что для детей отдавать талоны психологически сложнее; следовательно, использовать это как прием, побуждающий к более ответственным действиям в игре и к уменьшению ошибок, оказывается эффективным.
Если игра идет в круге, ведущий поворачивается вокруг своей оси или двигается вдоль рядов, постоянно повторяя вслух названия стихий: “Земля, воздух и вода; земля, воздух и вода!..”
В какой-то момент ведущий останавливается и, указывая жестом на кого-то из играющих, громче называет ту стихию, на которую пришлась его остановка. Играющий после небольшой паузы (3-5 секунд) называет животное, обитающее в этой стихии. Например, если была названа вода, то ответом может быть и любая рыба – щука, карась, акула – и любое морское млекопитающее – дельфин, кит, тюлень. При ответе на среду обитания “воздух” можно использовать прежде всего названия птиц, а также названия насекомых – муха, комар, оса.
Позже, при повторном обращении к игре “Стихии”, правила можно дополнять, вводя в качестве возможных ответов названия представителей не только животного, но и растительного мира. С какого-то момента ведущий может называть не одну, а две и даже три стихии. Тогда играющему, на которого пал выбор, предстоит назвать двух или трех животных в той последовательности, в которой ведущий назвал их среды обитания.
Игра может проходить в форме соревнования групп, если таковые предварительно будут созданы. Принципы создания групп могут быть различными: территориальный, и тогда группа – это люди, сидящие на одной колонке, или путем жеребьевки. При этом у групп должен появиться отличительный знак, особенно если игра идет в кругу. Введение групп может несколько затруднить действия ведущего, но одновременно усилит ответственность каждого за успех группы.
В каждой группе может быть введена роль “консультанта”. Если ответ у игрока вызывает затруднение, он может обратиться за помощью к консультанту. Победа засчитывается группе в том случае, если она сохранила наибольшее число участников, получила наименьшее число “штрафов” и минимально пользовалась помощью консультанта.

Игра “Зоопарк”
Игра способствует развитию фантазии, воображения, наблюдательности. Побуждает к изобретательности в поисках выразительных средств, создает возможность для свободного импровизирования.
Для этой игры потребуются пространство, карточки с названиями животных – по числу участников. Названия животных повторяются. Количество видов животных определяет число групп, которые возникнут в процессе игры. Количество повторов каждого из названий определяет число участников в этих группах.

Ход игры
Участники сидят в кругу. Каждому выдается по одной карточке. Игроки смотрят, что на них написано (или изображено), но так, чтобы этого не видели соседи.
Задача играющих – найти тех, кому достались карточки с тем же названием, что и у них. искать “сородичей по виду” нужно молча, используя при этом любые беззвучные выразительные средства (жесты, мимику, пластику), по которым окружающим будет понятно, каких животных ищет участник. Т.е. все играющие что-то изображают и при этом внимательно смотрят на сторонам в поисках “своих”.
Кроме “тихого” варианта у этой игры есть и “шумный”. Он связан с характерными звуками животных и строится на звукоподражании участников, голосам птиц, зверей и насекомых.
Когда участники находят, как им показалось, свою группу, то с этого момента они держатся рядом, но продолжают хранить молчание, не переговариваясь и не уточняя между собой, кто есть кто.
После уточнения всех правил дается сигнал к поиску.
Когда все участники распределятся по группам, время останавливается (оно может быть интересно для сравнения с другими играми) и идет проверка. Здесь вновь появляются карточки, с помощью которых участники могут подтвердить правильность своих действий.
В заключительной части игры ребятам предлагается поделиться наиболее яркими впечатлениями, рассказать о проблемах, возникших в процессе поиска, назвать те изобразительные средства, которые показались наиболее оригинальными и понятными.
Игра “Зоопарк” имеет еще одну версию, названную “Ноев ковчег”. В этом случае среди названий, используемых на карточках, выполняется правило: “каждой твари – по паре”. Таким образом, игрокам предстоит отыскать свою пару. Если же число участников нечетное, то в игре принимает участие и ведущий.

Игра “Дельфин”
Она учит внимательно прислушиваться к знакам, идущим к нам из окружающего мира, расширяет диапазон бессловесных средств общения, помогает обрести отвагу действовать, учит радоваться успехам другого, формирует доброе отношение к людям и миру. Размещение произвольное. В качестве реквизита может пригодиться колокольчик.

Ход игры
По своему основному принципу она похожа на игру “Тепло-холодно”. Только здесь водящий – “дельфин” – находит не предмет, а действие, которое загадали для него играющие. Любой, желающий побыть в роли “дельфина”, покидает класс, а остальные договариваются о том, что ему предстоит сделать по возвращении.
Иногда для облегчения задачи “дельфина” и более чуткого реагирования на его действия среди оставшихся выбирается “тренер”, который все время будет находиться рядом с “дельфином” и общаться с ним с помощью определенных условных знаков.
По сигналу о готовности участников (например, аплодисменты) “дельфин” возвращается. На входе его приветствует “тренер” крепким рукопожатием, которым в дальнейшем будет сопровождаться любой серьезный успех “дельфина”. На языке игры это означает “дать рыбку”.
“Дельфин” начинает делать то, чего, как ему кажется, от него ожидают. Зрители с помощью легких похлопываний, громкость которых пропорциональна успешности действий (Молодец, “дельфин”! Тепло!), или легкого потопывания (Неверно, “дельфин”! Холодно!) дают “дельфину” понять, делает ли он это в направлении задуманного или нет, ориентируют его в поиске нужного действия. Любые другие знаки являются для зрителей запрещенными. У “тренера” в этом смысле прав больше. Если у него есть колокольчик, то он может направлять “дельфина” с его помощью: колокольчик звенит – значит “дельфин” двигается в нужном направлении, стих колокольчик – “дельфин” делает что-то не так. При этом колокольчик “тренера” – главный знак для “дельфина”, знак-лидер, несущий наиболее значимую информацию. Сигналы, исходящие от остальных играющих, несут роль фона, поддержки и одобрения, симпатии к “дельфину”.
Важно сразу объяснить “дельфину”, что ему будет легче справиться с игровой задачей, если он будет достаточно подвижен и деятелен. Чем больше он будет делать разных попыток, чем чаще будет менять тип своих действий, тем быстрее он сможет “выйти” на задуманное игроками задание. Ему будет необходимо постепенно переходить от общих универсальных действий (ходить, сидеть, стоять, говорить) к конкретным (подойти к кому-то, сесть на определенный стул). При этом если “дельфин” остановится и глубоко задумается над тем, что ему предпринять, то зрители и “тренер” не сумеют ему помочь. Они могут реагировать только на движения “дельфина” одобрительными знаками и не показывать ему явно, какое из действий ближе к цели. Как правило, наиболее сложным, по крайней мере на первых порах, является придумывание заданий: они должны быть добрыми, не задевающими достоинства никого из присутствующих, не разрушительными, корректными (без использования чужих вещей, например, их перекладывания с места на место или любого другого манипулирования ими). В качестве примеров заданий можно назвать такие: что-то уже не нужное стереть с доски, открыть или закрыть форточку, переставить стулья, кого-нибудь пересадить. Когда ребята уже освоятся с простыми заданиями, их можно усложнить вплоть до индивидуальных и групповых танцев (хоровод), исполнения песен, чтения стихотворений.
Когда “дельфин” сделает в точности то, что задумано классом, задача считается выполненной. В финале своих усилий он получает “большую рыбку” – долгое рукопожатие. Все аплодируют. Все радуются: “дельфин” – тому, что решил задачу, остальные – тому, что их помощь способствовала достижению результата.
Завершением игры является небольшой обзор происшедшего. Об участии “дельфина” обсуждение идет вокруг перспективных (достаточная активность, чуткое реагирование на сигналы “тренера”) и неперспективных (замирание на месте, пассивность…) действий. Разговор о реакции зрителей и “тренера” идет в направлении того, смогли ли они вовремя заметить и усилить успех “дельфина”, всегда ли их помощь была своевременна и уместна, получился ли контакт у “тренера” с “дельфином”.

Марина ЕРМОЛАЕВА

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте