Высокая интенсивность сегодняшней жизни и сложная структура общественных отношений с особой актуальностью ставят проблему правовой грамотности и культуры современного человека. Очевидно, что только знаний законов недостаточно для их соблюдения. Вместе с тем, незнание общих правовых основ нередко приводит к необдуманным поступкам молодых людей, которые не всегда знают о том, что ответственность за свои поступки они несут еще до наступления совершеннолетия. Поэтому правовое просвещение способно предотвратить отдельные жизненные трагедии, возникающие из-за элементарного незнания закона.
Гражданственность и правовая культура неразрывно связаны между собой. Нарушитель закона является плохим гражданином, какими бы замечательными личными качествами он не обладал. Основываясь на российском законодательстве можно выделить три ступени становления гражданственности у детей до 18 лет, которые стоит учитывать при организации правового обучения и воспитания на разных уровнях системы образования (в данном контексте термин «ребенок» используется в понимании Конвенции о правах ребенка, которая относит к данной категории всех от рождения до наступления 18-летнего возраста):
1. До 6-летнего возраста (дошкольный этап) ребенок обладает комплексом прав человека и гражданина, которые скорее являются потенциальными возможностями. Их реализация накладывает особую ответственность на его родителей или законных представителей, у самого же ребенка поле гражданской ответственности практически до предела сужено в силу возрастной специфики. Однако уже эти первые права создают пространство гражданственности. Поэтому нельзя говорить, что в данном случае маленький человек выпадает из сферы правовых отношений.
Среди основных его прав перечислим следующие: на жизнь (Ст.6 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.20 Конституции РФ), на имя (Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка, ст.58 Конституции РФ), на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (Ст.27 Конвенции ООН о правах ребенка), быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (Ст.3 Конвенции ООН о правах ребенка, Ст.56,57 СК РФ) (но решение о такой необходимости принимает судебный орган), на гражданство (Ст.7 Конвенции ООН о правах ребенка) и многие другие. В этом временном отрезке жизни человека происходит распознавание нравственных координат, существующих общественных норм, создаются представления о сложившихся традициях. В игровой деятельности формируются основы взаимодействия с другими людьми, узнавание их интересов, проведение элементарных различий по линиям «мое – чужое», «хорошо – плохо», «можно – нельзя», «правильно – неправильно». Отметим, что уже с рождения ребенок считается гражданином России, а первым документом гражданина РФ является не паспорт, как неправильно считают некоторые, а Свидетельство о рождении.
Границей данного этапа правового и гражданского становления личности можно считать в юридическом отношении расширение сферы его самостоятельной деятельности, а в социальном смысле – поступление в школу, создающее прецедент необходимости согласовывать свои личные интересы с общими целями и задачами.
2. С 6 до 14 лет у молодого гражданина возникают первые элементы гражданской ответственности за свои поступки и действия, в сочетании с правами появляются обязанности. Так, право на образование вводит обязанность получить основное общее образование (Ст.43 Конституции РФ). Первые бытовые сделки также можно совершать с шестилетнего возраста (подарки, обмен игрушками небольшой стоимости и т.п.) (Ст.28 ГК РФ). С точки зрения гражданственности важным представляется факт, что с восьми лет появляется право быть членом и участником детского общественного объединения (Ст.28 ГК РФ), что фактически означает первый шаг в социальном взаимодействии по решению общих проблем.
С десяти лет ребенок может привлекаться к судебному процессу в отдельных случаях. Например, суд обязан заслушать его мнение по вопросу о проживании с родителями (в случае развода и спора между родителями) и в других разбирательствах, затрагивающих его интересы. Он получает право давать согласие на изменение своего имени, отчества и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (Ст.134 СК РФ). Ответственность начинает носить не только рекомендательный, но и карательный характер. С одиннадцати лет в отношении ребенка может быть принято решение суда о помещении в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно опасным) поведением (Ст.134 СК РФ). Надо отметить, что в темное время суток дети данного возраста не могут находиться на улице без сопровождения родителей. С получением общегражданского паспорта значительно увеличивается гражданское пространство самостоятельного действия, а вместе с тем и возрастает ответственность.
3. С 14 до 18 лет происходит завершение становления гражданственности в детском возрасте (этот процесс является длительным и может идти на протяжении всей жизни человека через развитие отдельных качеств личности, получение опыта гражданского поведения и принятия ответственности). В 14 лет гражданин имеет право давать согласие на изменение своего гражданства (Ст.9 Закона «О гражданстве РФ»), требовать отмены усыновления (Ст.142 СК РФ), без согласия родителей распоряжаться заработком и иными доходами, самостоятельно заключать авторский договор, открывать вклады в банках и других учреждениях и самостоятельно ими распоряжаться, лично обращаться в суд для защиты своих интересов (Ст.56 СК РФ), работать в каникулы с согласия родителей или законных представителей (не более 24 часов в неделю на легкой работе) (Ст.63 и ст. 92 ТК РФ). Появляется возможность самостоятельно совершать некоторые сделки, а также нести по ним ответственность (в том числе и отвечать за причиненный вред) (Ст.26 и ст. 1074 ГК РФ).
Получение паспорта в четырнадцать лет становится обязанностью гражданина (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ от 8 июля 1997 г. N 828 с внесенными изменениями). В некоторых регионах РФ предусматривается возможность вступления в брак в специально оговоренных законодательством субъекта федерации случаях. Членство в профсоюзной организации также может начаться с четырнадцати лет. Такой рост прав соответственно влечет за собой повышение ответственности и приобретение новых обязанностей. Подростку предъявляются требования к добросовестной работе и соблюдению трудовой дисциплины (возникает дисциплинарная ответственность за ее нарушение) (Ст.21, ст. 192 ТК РФ). Наконец, с этого возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений, предусмотренных статьей 20 Уголовного Кодекса РФ.
С пятнадцати лет появляется возможность соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство (Ст.24 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан). С шестнадцати лет можно вступить в брак при наличии уважительной причины с разрешения органа местного самоуправления (Ст.13 СК РФ), приобретается право самостоятельно осуществлять родительские права (Ст.62 СК РФ), ребенок может быть объявлен дееспособным через процедуру эмансипации, возможно получение прав на управление мотоциклом. Продолжает расширяться пространство для участия в общественной жизни – ребенок (В данном случае термин «ребенок» употребляется в юридическом смысле. По существующему в РФ законодательству ребенком считается человек, которому не исполнилось 18 лет.) имеет право стать членом кооператива. Наступает полная уголовная, административная и дисциплинарная ответственность. В семнадцать лет юноша обязан встать на воинский учет – пройти комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе»). Именно в юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, необходимо закладывать основы для становления человека, уважающего закон.
Поэтому ошибочно считать, что заниматься правовым обучением и воспитанием следует только в старшей школе, так как с раннего возраста дети начинают осваивать общественные отношения, взаимодействовать с окружающими, воспринимать ценности и правила. Следует отметить, что правовая грамотность связана с общепринятыми нормами и правилами, поэтому в широком смысле этого понятия не только обращена к законам, но и к установленным требованиям, принятым в общественной жизни. Уже в дошкольном возрасте и начальной школе закладываются основы правового поведения личности, формируются предпосылки его гражданского поведения.
Задача формирования гражданско-правовой грамотности у подрастающего поколения поставлена перед современной системой образования в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где целевым ориентиром для среднего образования определено развитие и формирование личности обучающегося, подготовка его к жизни в обществе, жизненному самоопределению, способности защищать свои права, владение правовыми знаниями и применение их в юридически значимых ситуациях. В Федеральных государственных образовательных стандартах также обращается внимание на правовую культуру выпускников на каждом уровне образования.
Ю.А. Аккулова считает, что гражданско-правовая грамотность является основой для становления у обучающихся гражданской позиции, как точки зрения, ориентирующей на выбор жизненного пути, умений строить взаимоотношения с другими людьми и с обществом в целом, определяя ее как «вид грамотности, необходимый каждому человеку, живущему в современном правовом государстве, включающий совокупность знаний государственных законов, определенных умений и навыков руководствоваться ими в конкретной ситуации на основе гражданской позиции личности; это качество индивида, основанное на знаниях, опыте, ценностях и склонностях, которое порождает умение эффективно использовать необходимые сведения по разрешению правовой ситуации и влечет за собой формирование правового мышления, а также определяющее уровень его правовой социализации в обществе» (См. Аккулова Ю.А. Гражданско-правовая грамотность как результат обществоведческого и правового образования // Научный форум: Юриспруденция, история, социология, политология и философия: сб. ст. по материалам VII междунар. науч.-практ. конф. — № 5(7). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 21-25.).
Многие правовые ценности основываются на моральных ценностях, которые усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако правовое обучение и воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Стоит заметить, что правовое обучение и воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Она воплощается в сформированную способность человека участвовать в жизни демократического сообщества, проявляется у него в наличии следующих характеристик:
– способность конструктивно решать возникающие проблемы при взаимодействии с окружающими;
– осознание своих прав как члена человеческого сообщества;
– умение действовать обдуманно и ответственно: делать свой выбор, анализировать действия, находить нужную и достоверную информацию;
– знание Основного закона (Конституции) и принципов законодательства Российской Федерации;
– успешное освоение способов коммуникации (в том числе и электронных) с окружающими людьми и различными структурами (государственной власти, гражданского общества, бизнеса и др.);
– готовность к саморазвитию, постоянному совершенствованию
– опыт участия в общественной жизни, в решении социальных проблем, в выборах, социальных проектах, акциях, органах самоуправления и общественных движениях.
Такие знания и умения особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они могут стать как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами, профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей и юношества. Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.
Итогом и показателем успешности работы в данном направлении является становление правовой культуры гражданина – комплекса материальных и духовных ценностей, которые определяют степень цивилизованности общества и воплощения гуманистического мировоззрения, базирующегося на уважении человеческого достоинства, защите прав человека, взаимной ответственности в обществе и соблюдении принятых общих правил взаимодействия. Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности. В том числе правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.
Проводимые исследования международного и национального масштаба показывают, что в России существует образовательный потенциал повышения правовой культуры школьников. В 2015 году в рамках Национального исследования качества граждановедческого образования анализ ответов восьмиклассников показал, что тема правовых норм и ответственности человека за свои действия из 9 содержательных областей занимает седьмую позицию по успешности ответов (хуже учащиеся выполняли только задания, связанные с экономической грамотностью и профессиональной успешностью, достоинством и уважением). Результаты ответов по данному вопросу в среднем по стране выглядят следующим образом:
Толерантность и многообразие 65.19%Правовые нормы и ответственность человека 51.15%Достоинство и уважение 49.00%Идентичность и патриотизм 55.60%Социальная поддержка, самореализация и успешность личности 58.52%Сотрудничество и миролюбие в современном мире 55.96%Открытость и готовность к изменениям 53.84%Демократическое управление и народовластие 58.32%Экономическая грамотность и профессиональная успешность 40.74%
При анкетировании учащимся было предложено обратиться к проблеме внутришкольной жизни и назвать виновных, по их мнению, в нарушении дисциплины в школе. Вопрос вызвал живой интерес, который проявился в большом количестве (95,9% отвечавших) собственных ответов (нередко они дублировали предлагаемые варианты, что показывает недостаточную внимательность). Интересно, что некоторые восьмиклассники посчитали, что надо назвать количество нарушителей, поэтому в ряде анкет можно встретить ответы в цифрах. Подавляющее большинство ответов указывало на самих нарушителей (69,4%). Почти 10% самокритично считают виновными всех учеников. Еще 6,1% обвиняют учителей. Меньше всего ответивших переносили ответственность на руководство школы (0,2%). А 5,5% считают, что виноватых нет, нарушения дисциплины естественны и будут всегда.
Среди собственных ответов можно было встретить и повторы предложенных ответов («кто нарушал, тот и виновен», «одноклассник», «родители, плохо воспитывающие детей» и т.п.), и отрицание факта нарушения дисциплины как такового («на наших уроках не нарушается дисциплина»), и даже общие обстоятельства («безнаказанность», «плохое понимание нужного поведения», «система образования» и др.). Три человека самокритично написали, что они виноваты в нарушении дисциплины. Среди эпитетов нарушителей встречались следующие: заводилы, отрицательные личности класса, провокатор, новенькие, плохие одноклассники и загадочная категория «некоторые люди». Также давались диагностические комментарии: «Все зависит от воспитания детей»; «Все зависит от ситуации»; «Каждый хочет высказать свое мнение»; «Каждый человек когда-либо нарушал дисциплину, в этом нет ничьей вины, просто все мы молоды, а молодость дана нам для безумства».
Недостаточный уровень правовой культуры школьников и непонимание ими сути законов показывали комментарии неконкретного характера в определении своей позиции о соотношении традиций и законов в случае возникновения противоречий между ними: «Подумать в какой мере традиции противоречат закону, если немного, то придерживаться традиций» (непонимание того, что закон нельзя соблюдать или не соблюдать «немного»); «Разрешить эту традицию для некоторых людей» (непонимание равного действия законов на всех людей, а не выборочности применения), «Ввести в законы исключения» («исключения» либо изменяют законы или становятся внеправовыми, особенно если их использование субъективно). Перекладывание ответственности на представителей власти проявилось в ответе: «Обратиться к должностному лицу и спросить. Поговорить с властями и принять общий ответ». Вместе с тем, некоторые учащиеся демонстрировали понимание естественных прав человека, указывая, что «если эти традиции влекут за собой человеческие жертвы, нарушения людских прав и свобод, то необходимо отменить их».
Интересными оказались ответы на вопрос анкеты о способах и процедурах установления правил школьной жизни. 32,6% учащихся считают, что решение должно «обсуждаться и приниматься всеми участниками образовательного процесса единогласно». То есть школьники уверены в реалистичности добиться единогласия по вопросам правил. Немного меньшее число (31,9%, что в пределах статистической погрешности) высказалось за голосование на собрании учащихся и учителей с выявлением приоритета большинства. Четверть опрошенных (25,1%) предлагает передать вопрос установления правил руководству школы (в комментариях есть такая оговорка: «Руководство имеет право устанавливать права, но ученики обязуются исполнять данные правила только после письменного соглашения»). Со значительным отставанием идет мнение, что надо сохранять традиции и не менять правила (9,7%). Предлагается также отдавать вопрос установления правил на откуп родителям. Есть и нереалистичная позиция, утверждающая, что «нужно, чтобы всем нравилось» (допускается возможность достижения этого идеала, что наблюдалось и в ответах на другие вопросы анкетирования). На вопрос о представлении учащихся о гражданине и гражданственности около половины восьмиклассников выбрали важность юридической грамотности и ответственного поведения (49,2%), около трети (31,3%) отметили необходимость постоянно заботиться об окружающих людях и стремиться изменить общество к лучшему. Остальные позиции были значительно менее популярными среди школьников. Меньше всего они относят к гражданственности необходимость иметь дома флаг своей страны (0,6%) и экономическую обеспеченность (1,8%).
Реализация гражданско-правового образования в школе невозможна только на базе одного предметы или курса, хотя обществознание и правовые курсы здесь играют важную роль. Формирование ценностных ориентиров происходит посредством организации такой деятельности, которая позволила бы воссоздать ситуации, требующие переживаний и опыта специально организованной практики. Решая практические задачи, основанные на ситуациях из реальной жизни, школьники приобретают набор важных гражданских качеств, становясь личностью в высоким нравственным сознанием, ответственным правовым поведением, неравнодушной к происходящим событиям и взаимодействующей с другими людьми в рамках существующих законов и правил.
Об авторе
Иоффе Андрей Наумович – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Фото Марии Голубевой
Комментарии