Возрастная физиология призвана раскрыть закономерности роста и развития, установить особенности функционирования целостного организма, его систем, органов, тканей и клеток на разных возрастных этапах.
Нельзя глубоко понять физиологию человека, не зная анатомию, физиологию животных и закономерности их развития. Предложенная программа поможет восполнить пробелы пройденного школьного курса биологии. Ее содержание соответствует познавательным возможностям девятиклассников, так как ими уже пройден курс «Анатомия, физиология и гигиена человека». «Возрастная физиология» дает возможность работы на уровне повышенных требований, прослеживая эволюцию функций в процессе индивидуального развития, выявляя взаимоотношения физиологических процессов и причинные связи между ними.
Это помогает создать условия для развития творческих способностей, интереса к изучению биологии, умения самостоятельно приобретать и применять знания.
Программа элективного курса «Возрастная физиология» составлена с целью предпрофильной подготовки по биологии. Она поможет выбору профессии по следующим направлениям: медицина, животноводство, экология, психология, педагогика.
В процессе обучения ученики должны знать:
основные закономерности развития детей и подростков;
роль внешних и внутренних факторов в развитии человека;
факторы, сохраняющие и укрепляющие здоровье развивающегося организма.
Дети должны уметь:
наблюдать и изучать физиологические процессы, описывать результаты наблюдений;
работать с планом, конспектом, проектом, схемами, графиками и таблицами;
вести дискуссию, обосновать свою точку зрения, делать правильный выбор;
беречь свое здоровье и здоровье окружающих.
Программа опирается на учебные издания: Н.В.Дубравинская. «Психофизиология ребенка», Москва, 2000 г., А.А.Маркосян «Вопросы возрастной физиологии», Москва, 1974 г.
Цель курса:
Изучая закономерности роста и развития человеческого организма, помочь ученику в осознанном выборе естественно-научного профиля в старшей школе.
Задачи:
1. Раскрыть закономерности роста и развития, установить особенности функционирования целостного организма, его систем органов, тканей и клеток.
Выявить взаимоотношения физиологических процессов и причинных связей между ними.
2. Развивать мыслительную активность, навыки самостоятельной деятельности, коммуникативные способности.
3. Воспитывать сознательное отношение к будущей профессии.
Учебно-тематический план
1. Основные закономерности роста и развития человека. Цель: показать функционирование органов, систем как единого целого; сформировать знания о теории индивидуального развития; дать понятие о наследственности и изменчивости. Форма: беседа, рассказ. Контроль: конспект, схема.
2. Развитие нервной системе. Цель: закрепить знания о строении и функции нервной системы, о роли нервной системы в регуляции функций организма человека; ознакомить с особенностями коры головного мозга, этапами формирования II сигнальной системы. Форма: беседа, лекция. Контроль: ознакомительно-ориентированное проектирование «Психофизиологические особенности подросткового возраста».
3. Развитие движений. Цель: расширить знания о строении и функциях скелета и мышц; ознакомить с особенностями развития скелета, мышц; изучить роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения. Форма: поисковая беседа. Контроль: проект «Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения».
4. Железы внутренней секреции. Цель: закрепить знания о железах эндокринного аппарата; показать ход развития эндокринных желез. Форма: лекция, обобщающая беседа. Контроль: схема.
5. Вегетативные функции развивающегося организма. Цель: сформировать знания о возрастных особенностях состава и свойств крови, познакомить с возрастными особенностями развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Форма: беседа, лабораторная работа «Подсчет пульса в разных условиях», видеофильм «Органы дыхания». Контроль: таблица, тезисный конспект.
6. Органы пищеварения, обмен веществ и энергии. Цель: закрепить знания о пищеварительной системе; о процессах обмена веществ и энергии; ознакомить детей с возрастными особенностями пищеварения, обмена веществ и энергии. Форма: поисковая беседа. Контроль: проект «Основы рационального питания подростка».
7. Особенности этапов развития детей и подростков. Цель: сформировать знания об анатомо-физиологических особенностях детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Форма: лекция. Контроль: конспект.
8. Итоговое занятие. Цель: оценить возможности обучения в профильной школе. Форма: защита проекта, собеседование.
Альфинур СТЕПАНОВА, учитель биологии татарской средней школы № 16, Зеленодольск, Республика Татарстан
Комментарии