Одна из важнейших функций государства – создать условия, позволяющие каждому молодому человеку получить профессию. В этой связи особое внимание следует обратить на систему начального профессионального образования, которая нередко становится единственной возможностью для социально приемлемого жизненного старта юношей и девушек из наименее обеспеченных семей. Она должна быть абсолютно доступной и формировать навыки, востребованные на рынке труда. Чтобы отвечать этим требованиям, начальное профобразование должно претерпеть определенные изменения. В нем следует усилить профессиональную составляющую, которая сейчас очень часто отходит на второй план, уступая общеобразовательной подготовке.
Получение одновременно с профессией среднего (полного) образования ведет к удлинению сроков пребывания в училище, а значит, к увеличению затрат семьи на обучение ребенка, особенно в тех случаях, когда он вынужден жить в общежитии или каждый день проезжать немалое расстояние от дома до места учебы и обратно.
Я считаю, что в ближайшие годы предстоит осуществить переход к системе набора в учреждения начального профессионального образования преимущественно на базе одиннадцати классов. Это потребует серьезной структурной перестройки, которая затронет не только профессиональные училища, но и общеобразовательные школы.
На мой взгляд, следует стремиться к тому, чтобы все дети могли получить среднее (полное) общее образование по месту своего проживания. В этом случае те из них, кто после училища выберут продолжение обучения в профессиональном училище, будут получать там только профессию.
Предстоящие изменения не должны ограничивать право на получение профессионального образования после 9-го класса, они и не преследуют эту цель. Их смысл состоит в том, чтобы обеспечить большую доступность получения профессии за счет сокращения расходов семьи на обучение ребенка и повысить качество профессионального образования на основе усиления внимания к получению собственно профессиональных знаний и навыков. Но при этом должны быть сохранены разные пути овладения профессией, что позволит каждому выбрать наиболее предпочтительный и в первую очередь наименее затратный путь.
В последнее время я неоднократно высказывал мнение о том, что учреждения профессионального образования не могут сегодня существовать в отрыве от работодателей, те в свою очередь не заинтересованы в деятельности этих учреждений. Я считаю, что пришло время, когда государство должно решить вопрос о возможности софинансирования работодателем профессионального образовательного учреждения. Как я вижу решение этого вопроса? Не увеличивая общую сумму налогов, которые платят работодатели, выделить из нее определенный процент на профессиональную подготовку и разрешить предприятиям и организациям различных форм собственности перечислять средства непосредственно в учреждения, ведущие для них подготовку кадров.
Комментарии