Основанием для разработки профессионального стандарта специалиста органов опеки и попечительства стало поручение Президента Российской Федерации по итогам первой конференции Общероссийского народного фронта «Строительство социальной справедливости» 29 марта 2013 года: «…разработать профессиональные стандарты для органов опеки и попечительства, в том числе по охране прав детей, а также профессиональные стандарты для социальных работников, психологов и других специалистов».
Сложившийся в последнее время благодаря разнообразным публикациям в СМИ образ специалиста органов опеки и попечительства стал однообразно негативным. Отобрали ребенка из семьи – виноваты органы опеки, так как неправомерно вмешались в дела семьи; не успели отобрать и ребенок пережил насилие – виноваты органы опеки, не отследили ситуацию. Сложилась парадоксальная ситуация. Есть должность «специалист органов опеки», но нет профессии специалиста по защите прав детей. Как правило, в нашей стране специалист органов опеки и попечительства – это муниципальный или государственный служащий, требования к квалификации которого ограничивают навыками, часто без учета специфики работы и необходимого объема знаний для взаимодействия с особыми категориями детей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, специалистами разнообразных социальных организаций.Сегодня в стране работают около 10 тысяч специалистов органов опеки и попечительства. Норматив нагрузки – 1 специалист на 2 тысячи детского населения, хотя во многих регионах он значительно выше.Многие положения законодательства сформулированы недостаточно четко, например основания для отобрания ребенка из семьи или лишения родительских прав, поэтому ключевым вопросом качества работы является уровень квалификации специалиста.Проведенный в 2011-2012 годах мониторинг в городе Москве показал, что из 918 специалистов органов опеки и попечительства не имели высшего профессионального образования 164 чел., высшее профессиональное образование в областях, не связанных с деятельностью по защите прав детей, – 143 чел. Еще в органах опеки и попечительства работали 260 учителей-предметников, и только 273 чел. имели высшее профессиональное образование по юриспруденции и 78 чел. – по психологии.Анализ опыта работы специалистов, выполняющих тот же объем аналогичной работы в европейских странах, показывает, что всю работу российского специалиста выполняют инспектора по детству совместно с судьей по делам несовершеннолетних (Франция), муниципальные социальные работники (Финляндия), служащие муниципального отдела по делам молодежи и суды по семейным делам (Германия), социальные работники совместно с детскими трастами и интегративные советы (Англия).В отличие от всех других специалистов социальной сферы предмет работы специалистов органов опеки и попечительства – это права ребенка. Из этого вытекает цель трудовой деятельности – содействие защите прав и законных интересов, социальных и иных государственных гарантий детей, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации.В период подготовки профессионального стандарта было опрошено более 300 специалистов, проведено три круглых стола с общим числом участников 168 чел. Единодушным стало мнение, что наряду с правовыми знаниями важную роль играют психология и педагогика, основы управления; 96% опрошенных уверены в необходимости специальной подготовки специалиста органов опеки и попечительства (необходимость отдельного образовательного стандарта), а также выдвинуто условие обеспечения качественной работы – сократить нагрузку на одного специалиста до 1 тыс. детей или 1,5 тысячи, если будут предусмотрены дополнительные ставки при значительном увеличении клиентов (например, большинству выпускников из числа детей-сирот предоставили жилье в одном районе).Анализ законодательства в сфере защиты детства позволил выделить шесть групп трудовых функций:1. Осуществляет охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (выявление и учет несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; работа с кандидатами в замещающие родители; защита прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; охрана имущественных прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; контроль за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных в семью; защита прав детей, устроенных на воспитание в семьи граждан; содействие семьям, принявшим детей на воспитание; содействие защите прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).2. Организует помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации (в том числе в форме социального патроната).3. Участвует в спорах об осуществлении родительских прав (представление суду актов обследования условий жизни ребенка и лица, желающего принять его на воспитание в семью, заключение при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей; понуждает родителей (одного из них) не препятствовать общению близких родственников с ребенком; участие в судебных делах; участие в принудительном исполнении решений судов, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).4. Участвует в судебных процессах для защиты прав детей (обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц; дача заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей).5. Осуществляет защиту прав и интересов детей (составление и утверждение планов по защите прав ребенка; немедленное отобрание ребенка у родителей при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью, защита имущественных прав несовершеннолетних; выдача разрешений в соответствии с полномочиями, заключение договоров доверительного управления).6. Осуществляет защиту интересов детей в случае наличия противоречия между интересами родителей и детей.Кроме вышеперечисленных функций специалист органов опеки и попечительства взаимодействует с государственными и муниципальными органами, общественностью, другими специалистами по защите прав и интересов детей, образует и осуществляет деятельность комиссии по защите прав и законных интересов подопечных; оказывает содействие специалистам, осуществляющим поиск пропавших детей и защиту прав найденного ребенка; содействует защите прав детей – жертв торговли, трафикинга, наихудших форм детского труда, порнографии и проституции.Последние принятые поправки в законодательство России по поддержке российского усыновления позволяют выделить отдельную трудовую функцию, учитывая ее значимость – содействие приоритету семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и сохранению ребенка в кровной семье в пределах своей компетенции.Для этого специалист должен владеть следующими умениями:- оценивать ситуации с точки зрения благополучия ребенка;- выявлять признаки и последствия жестокого обращения и насилия в отношении несовершеннолетнего;- выявлять признаки и последствия вовлечения детей в порнографию, проституцию, непосильный детский труд, трафикинг, др.;- применять на практике нормативные правовые акты;- планировать работу и осуществлять самоконтроль за ее выполнением;- анализировать и прогнозировать последствия принимаемых решений;- общаться с разными категориями граждан;- общаться с детьми разных возрастных групп;- работать в межведомственной команде;- разрешать конфликты;- составлять служебные документы аналитического, делового и справочно-информационного характера и работать с ними;- вести документацию, составлять запросы в различные органы исполнительной власти, организации;- владеть современными технологиями работы с информацией, базами данных и иными информационными системами (программы Word, Excel, информационно-поисковые системы и пр.), вести электронный документооборот;- вести деловые переговоры;- проводить проверки, делать выводы;- адаптироваться к новой ситуации и принимать новые, инновационные подходы в решении поставленных задач;- взаимодействовать с гражданами, НКО, СМИ;- владеть русским языком, грамотно выражать свои мысли, грамотно писать.Система знаний специалиста органов опеки и попечительства является интегративной, междисциплинарной и должна включать знания (ниже приведены результаты опроса 92 специалистов органов опеки из 54 субъектов РФ).Правовые: Конвенция о правах ребенка; федеральное и региональное законодательство в области защиты прав детей; международные правовые документы, включая рекомендации ООН, Совета министров Европы и пр.Психолого-педагогические: возрастная психология; психология девиантного поведения (алгоколизация, наркомания, конфликт с законом и пр.); педагогика воспитания; ненасильственная педагогика; психология и педагогика разрешения конфликтов; семейная педагогика и психология.Медицинские: понимание медицинских диагнозов и последствий для развития ребенка, оснований для отнесения детей к группам здоровья, признаки и последствия жестокого обращения и насилия и пр.Экономические: в сфере социальных выплат детям-сиротам, изучения и проверки документов на возмещение денежных средств; начисления выплат материальной помощи и пр.Социологические: проведение опросов, обработка результатов, изучение общественного мнения и пр.Управленческие: основы менеджмента, формирование команды.Специальные: знания в области компьютерных технологий, ведения баз данных.Проведенный анализ деятельности специалистов органов опеки за последние несколько лет показывает наличие следующих тенденций:1. Тенденция расширения компетенций специалистов органов опеки и попечительства, связанных с:- полномочиями, установленными Семейным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (установление и выплата новых пособий, часто дифференцированных по разным региональным основаниям, сопровождение замещающих семей, установление гражданства детей);- расширением категорий судебных дел с участием специалистов органов опеки и попечительства;- расширением полномочий по защите имущественных прав;- расширением категорий граждан, с которыми взаимодействуют специалисты (лица из числа детей-сирот, кандидаты в замещающие родители, приемные родители).2. Увеличение категорий дел с иностранным участием (детей и взрослых). Согласно законодательству не проводятся разграничения между защитой прав детей – граждан Российской Федерации и детей, имеющих иностранное гражданство, или детей без гражданства, что приводит к росту числа клиентов.Растет число международных актов, к которым присоединяется Россия, многие положения которых реализуют специалисты органов опеки и попечительства. Только в 2013 году в соответствии с Планом первоочередных мероприятий по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей до 2014 года досрочно ратифицированы Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений (вводит единые стандарты в борьбе с детской проституцией, порнографией и торговлей детьми) и Факультативный протокол Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (расширяет спектр мер, которые страны-участницы должны принимать для защиты детей).3. Значительное количество дополнительных полномочий устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.4. Усиливается процесс необходимости учитывать мнение детей при решении вопросов, их непосредственно касающихся, в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2014 годы этому посвящено отдельное стратегическое направление.Для решения новых задач востребованы особые знания и систематическое повышение квалификации. Проведенный в 2013 году Е.Ф.Лаховой анализ ситуации с подготовкой кадров показал, что только в каждом третьем регионе открыты новые образовательные программы повышения квалификации и 66,7% из них предназначены для специалистов органов опеки и попечительства. Опрос выявил острый дефицит организационно-методического (указали 94,2% регионов) и программно-методического обеспечения (указали 89,95% регионов) их деятельности. В подавляющем большинстве регионов (96,7%) указали на необходимость организации стажировок специалистов в эффективно работающих организациях как в России, так и за рубежом. Специалисты субъектов РФ испытывают высокую потребность в современных учебниках и методических пособиях (указали 91,6% регионов).Все эти проблемы могут быть решены только за счет качественной, практико-ориентированной подготовки специалистов по своему образовательному стандарту. В перспективе специалист, прошедший такую подготовку, может не только претендовать на работу в качестве государственного или муниципального служащего, но и в аппарате по правам ребенка и человека, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (после их реформирования), социозащитных учреждениях и в качестве детского адвоката.Галина Семья, доктор психологических наук, член Координационного совета при Президенте Российской Федерации по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства»), сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, международный эксперт
Комментарии