Мастер-класс предназначен для обучения аудитории либо какому-то прогрессивному методу, либо целой системе методов, то есть методике.
Конкурсант прежде всего должен изложить свои взгляды и показать актуальность того, что он предлагает. То есть объяснить, что его не устраивает в действующей системе. Что он предлагает, какой метод, почему и зачем. Это первое. Второе: как то, что он предлагает, соотносится с действующим стандартом? Это позволяет достичь уровня, который предусмотрен стандартом, или превысить его? Третье: насколько то, что он предлагает, соответствует концепции личностно-ориентированного обучения? Ибо это основная концепция современного образования. Какие интеллектуальные умения при этом формируются? Это тоже чрезвычайно важно. Нужно чтобы методы, которые предлагает автор мастер-класса, были направлены не на воспроизведение, запоминание материала, а именно на развитие определенных интеллектуальных умений, независимо от учебного предмета.
Все вышеизложенное, на мой взгляд, конкурсант должен очень кратко описать, чтобы жюри было видно, что он имеет в виду. Было бы очень неплохо представить видеоматериал – урок, отработанный дома, на своих учениках. И затем продемонстрировать деловую игру – то же самое, но с незнакомыми учениками, «живьем». Это может быть фрагмент урока, не обязательно занятие полностью. Все зависит от того, какую цель он ставит и что использует. Для чего нужен видеоклип? Чтобы был образец, если у педагога что-то не получилось случайно или просто техническая накладка произошла. Нужно показать жюри то, что у конкурсанта получается в идеале. А потом продемонстрировать работу в естественных условиях.
Если это мастер-класс, потом учитель должен объяснить каждый свой шаг, ответить на вопросы. А дальше необходимо, чтобы участники мастер-класса продемонстрировали, что они поняли, что им показалось интересным. При этом педагог, ведущий мастер-класс, должен их корректировать.
Время проведения мастер-класса зависит от того, какие материалы представлены, насколько сложные методики в них предлагаются. Зависит от количества участников конкурса. Ведь на то, чтобы показать видеоклип, объяснить устно, потом продемонстрировать свой опыт живьем, требуется время. После этого нельзя сразу учителей, которые хотят научиться чему-то на мастер-классе, бросить в плавание. Их нужно обучить. Провести с ними по крайней мере две деловые игры. А после этого, повторюсь, они должны продемонстрировать, что поняли, что нет, чему в результате научились.
Проекты конкурсантов могут быть простые, их учителя-профессионалы хватают на лету. Нужно взять то, что жюри определит как наиболее выигрышное. Тот участник конкурса, который представит наиболее выигрышную идею, и покажет мастер-класс, будет обучать коллег. Жюри должно промежуточные этапы тоже отслеживать. Какой смысл обучать учителей чему-то неразумному? На мастер-классах должны быть показаны изюминки.
Евгения ПОЛАТ, доктор педагогических наук, профессор, зав. Лабораторией средств и педагогических технологий дистанционного обучения Института общего среднего образования РАО
Комментарии