В свое время благодаря усилиям Людмилы Вербицкой, возглавлявшей тогда РАО, право работать в школе получили студенты и выпускники классических университетов. Позже в этот список решили внести и студентов педвузов. Затем стали говорить о том, что неплохо бы дать такое же право всем, кто имеет высшее образование, как это было когда-то давно, еще во времена СССР.
Однако все эти добрые намерения упираются в другое намерение – ввести профстандарт, согласно которому в образовательных организациях имеют право работать только те, кто сдал профессиональный экзамен. И приходится как-то совмещать два этих разнонаправленных вектора, учитывая требования текущего момента. На мой взгляд, если человек имеет высшее образование как элемент общей культуры, хочет работать в школе и готов потратить время на подготовку к сдаче экзамена на профстандарт, его вполне можно допустить к преподаванию даже авансом при наличии обязательства, скажем, в течение года пройти соответствующие курсы без отрыва от производства. Это легко осуществимо сейчас, когда есть столько интернет-сервисов, дистанционных курсов и прочих возможностей.
Надо исходить не из чисто казенного факта наличия или отсутствия соответствующего диплома, а из конкретной реальности. Все мы прекрасно знаем, что есть люди, пришедшие в школу из науки, армии или от заводского станка и ставшие отличными учителями, которых дети любят и уважают. А есть те, кто окончил педвуз или педфакультет с красным дипломом, но к детям их подпускать нельзя на пушечный выстрел, да они и сами не горят желанием.
Также надо учитывать, что на многие уровни (технология, музыка, изо и т. п.) было бы очень полезно пригласить тех, кто разбирается в теме глубже, чем школьный учитель. И если детям предлагают делать роботов, то почему бы не дать возможность заниматься этим выпускнику технического университета по специальности «робототехника»? Тем более что система дополнительного образования в классических и инженерных университетах дает возможность людям пройти курсы и получить документ на право работать с детьми. И многие студенты готовы за это даже платить, ибо они понимают, что наличие такого диплома заметно повышает их шансы на трудоустройство. По моим данным, в ряде вузов до 20% выпускников, окончивших такие курсы, нашли себя именно в преподавательской деятельности, работая в школе.
Не стоит забывать и о большом потенциале сельской интеллигенции, который можно и нужно привлекать для сотрудничества с малокомплектными школами. Учителя там порой вынуждены вести по нескольку предметов, из-за чего страдает качество преподавания, а ведь в округе могут жить и профессиональные агрономы, и ветеринары, и лесоводы, и врачи. Неужели нельзя дать этим людям минимальную педагогическую подготовку и разрешить им преподавать химию, биологию, географию, технологию?
Безусловно, в начальных классах с детьми должны работать только «чистые» педагоги, с хорошим профильным образованием, глубоким знанием педагогики, психологии развития и методики преподавания. Но если «образование есть обучение, воспитание и развитие», то почему бы не попробовать в старших классах привлекать к преподавательской деятельности самих старшеклассников, которые пусть и не педагоги, но часто очень хорошо знают предмет и могут легко научить этому одноклассников? В конце концов разработанный Виталием Дьяченко коллективный способ обучения предполагает именно это.
NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ – научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.
Комментарии