search
main
0

Правительство России приняло официальное решение о проведении с 12 по 14 января 2000 года Всероссийского съезда работников образования. Его своеобразной репетицией стало совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, собравшее на прошлой неделе представителей 75 регионов.

Главный вопрос повестки дня – Национальная доктрина образования. Проект доктрины, опубликованный в 42-м номере “УГ”, вызвал бурную реакцию. В правительство поступило 104 отклика от федеральных министерств и ведомств, региональных органов управления образованием, школ, профессиональных училищ и вузов. Изучив 150 страниц текста, комиссия во главе с Владимиром Путиным отобрала и включила в текст доктрины 30 предложений и замечаний. Дополненный проект принят за основу. Но это не значит, что он закрыт для обсуждения. Напротив, работа над ним будет продолжаться вплоть до январского совещания. Единственное “но” – не будут приниматься к рассмотрению альтернативные варианты доктрины.

Главный упрек в адрес проекта доктрины – декларативность. Например, в отзыве Минюста говорится, что документ не содержит предложений по созданию новой законодательной базы. В министерстве с этим не согласны. Напротив, утверждает замминистра образования Владимир Шадриков: депутаты будут обеспечены работой на несколько ближайших лет – им придется пересмотреть и привести в соответствие с доктриной все законодательство.

По расчетам, реализация доктрины потребует выделения 6 процентов от ВВП. Это даже больше, чем тратят на образование развитые страны Европы (4-5 процентов). Где их взять? “Это дело финансистов, – утверждает Владимир Шадриков. – А если они заявят, что ресурсов не хватает, пусть скажут, от чего, от каких положений доктрины мы должны отказаться”.

Расчет верный. Из доктрины, как из песни, слова не выкинешь. Вряд ли кто станет оспаривать пять основных тезисов, озвученных Владимиром Шадриковым: обеспечить консолидацию народов России, гармоничные межэтнические и межконфессиональные отношения. Общедоступность, бесплатность образования. Приоритет личности и ее интересов. Высокое качество образования на основе интеграции с наукой и культурой. Достойная жизнь учителя.

“Не уступать ни одного слова и ни одной цифры из этого документа, – призвал Валерий Сударенков, губернатор Калужской области и председатель профильного Комитета Совета Федерации. – Ничего нереального, фантастического в доктрине нет”.

Представители регионов, повидавшие на своем веку много обещательных документов, были настроены менее оптимистично. Они настаивают на том, что меры и этапы реализации доктрины должны быть прописаны более четко.

Однако в том, что такой документ нужен, не сомневается никто. Что и подтвердили участники совещания, единогласно одобрив представленный проект.

Следующий вопрос – переход на 12-летнее школьное образование. Переходить будем! – таково было общее мнение. Вопрос – когда и как. Владимир Филиппов еще раз заверил: правительство не объявит о переходе на 12-летку, не решив проблему с призывом в армию. Кроме того, необходимо разобраться с содержательной частью – растянуть школьную программу на один год или вносить в нее какие-то изменения? Участники совещания приняли за основу проект “Концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе”, представленный президентом Российской академии образования Николаем Никандровым. Окончательно ее также планируется утвердить всенародно в январе.

Еще один документ, одобренный высоким собранием, – проект закона “Об обеспечении гарантий прав граждан на образование в общеобразовательных учреждениях”. Инициатором его появления выступил ЦК профсоюза работников народного образования и науки. По словам Владимира Яковлева, закон должен решить самую главную проблему – задолженность по зарплате учителям.

Вопрос о передаче финансирования школ с муниципального на региональный уровень обсуждается уже давно. Но для этого потребуется 2-3 года. Профсоюз предлагает более короткий путь – соучредительство. По мнению Владимира Яковлева, это наиболее гибкий вариант, который не ущемляет ничьи интересы и не затрагивает “больной” вопрос – собственность. Зато четко оговаривает финансовые обязательства местной и региональной властей перед школой.

Наталья БУНЯКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте