Девятиклассники 2019‑2020 учебного года будут сдавать экзамен по русскому языку, в часть заданий которого внесены изменения. Кратко обозначим их: изменено количество заданий в экзаменационной работе с 15 до 9, изменен первичный балл за выполнение работы с 39 до 33. Экзаменационная работа предполагает выполнение экзаменуемым различных видов анализа языкового материала: задания 2‑5 проверяют умение выполнять орфографический, пунктуационный, грамматический анализ; задания 6‑8 нацелены на анализ текста, а именно проверяют глубину и точность понимания содержания, отношений синонимии и антонимии, умение определять средства выразительности речи.
Очень своевременно в издательстве «Экзамен» появились пособия, которые выстроены с учетом всех изменений как структуры текста, так и содержательных особенностей заданий. Это два сборника авторов, принимающих непосредственное участие в разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ: «ОГЭ 2020. Русский язык. 37 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой и «ОГЭ 2020. Русский язык. 14 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ОГЭ» И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой.
И учитель, и ученики вместе с родителями могут выбрать тот объем вариантов, который необходим.
Пособия дают возможность отработать навыки выполнения экзаменационных заданий, аналогичных представленным в демонстрационной версии.
Все изменения в структуре и содержании работы связаны с усилением практической составляющей экзамена, позволяют увидеть, насколько выпускник умеет использовать на практике знания о системе языка.
Авторы дают подробнейший разбор – алгоритм выполнения всех заданий одного из вариантов.
Так, например, чтобы выполнить задание 2‑го варианта, необходимо уметь проводить синтаксический анализ предложений текста, а также оценивать достоверность каждой из характеристик, соответствие ее предложению, на которое есть указание в этой характеристике.
Рассмотрим один из примеров (вариант 23):
(1) Памятник Петру I в Москве, созданный по проекту скульптора Зураба Церетели, считается одним из самых неоднозначных творений: с художественной точки зрения его оценивают по-разному, но как образец инженерного искусства он уникален. (2) Этот памятник расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки, для имитации движения корабля по волнам в остров встроены фонтаны, и при взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны. (3) Образ Петра I, созданный Церетели, в наибольшей степени соответствует тому образу, который запомнился по художественным фильмам. (4) Губы царя плотно сжаты, взор его решителен. (5) Величественная фигура Петра I возвышается над рекой, в правой поднятой руке он держит грамоту, что подчеркивает просветительскую деятельность государя, левая его рука сжимает штурвал.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) образец уникален (предложение 1);
2) рассекает волны (предложение 2);
3) который запомнился (предложение 3);
4) губы плотно сжаты (предложение 4);
5) рука сжимает (предложение 5).
Методический комментарий: при подготовке к выполнению такого задания можно использовать разные приемы. Например, вывести на экран данный текст и в каждом предложении (и в каждой части сложного предложения) подчеркнуть грамматические основы. После этого мы соотносим свои варианты ответа с теми, которые предлагаются в задании, чтобы оценить их достоверность. Другой прием заключается в анализе только предлагаемых вариантов грамматических основ: какие из них теоретически могут быть грамматической основой предложения, а какие нет (включают «лишние слова», отсутствует связь между подлежащим и сказуемым). В нашем примере мы видим ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого – рассекает волны (предложение 2), явно действующим лицом должно стать существительное в форме единственного числа. Отсутствие грамматической связи, характерной для главных членов предложения, не может не обратить на себя наше внимание уже при первом прочтении. Ошибочным является и включение обстоятельства образа действия в примере 4 – губы плотно сжаты. Так мы ограничили круг рассматриваемых ответов, теперь надо проверить достоверность оставшихся. Мы видим, что в примере 1 грамматическая основа «он уникален», а вот примеры 3 и 5 содержат верные ответы.
Еще одним новым по форме стало задание 3, которое требует умения осуществлять пунктуационный разбор предложений.
Отметим, что авторы пособия предлагают пунктуационный анализ предложений и с тире, и с двоеточием.
Комментарии