search
main
0

Правильно общайтесь с детьми

​Работая в начальной школе второй год учителем-логопедом и наблюдая за общением родителей с детьми, я обратила внимание на то, что почему-то все больше и больше детей, приходящих в школу, нуждаются в логопедической помощи. Казалось бы, в арсенале средств воздействия на ребенка с самого раннего детства существуют различные игры, средства массовой информации, новейшие методики обучения чтению, а проблема не исчезает.

По моему наблюдению, главным в общении ребенка со сверстниками и формировании у него правильной речи должен быть речевой контакт со своей семьей.Мы видим, что речевой контакт в некоторых семьях складывается по схеме:    приказ – исполнение;    совет – бездействие или противодействие со стороны ребенка.Мудро поступают те родители, которые, несмотря на свою занятость, вступают в речевой контакт с детьми каждую свободную минуту. Не зря говорил И.С.Тургенев: «Ребенок учится тому, что видит он в своем дому. Родители – пример ему».В таких семьях ребенок быстрее идет на контакт с окружающими, он добрее, любознательнее, доверчивее, чем его сверстники. Как правило, в таких семьях складываются доброжелательные взаимоотношения, дети становятся откровеннее с родителями. Ребенок не боится обратиться со своими проблемами к взрослому, так как родители в игровой, поучительной или другой форме помогут ему разрешить ту или иную жизненную ситуацию.Но, устанавливая тесный речевой контакт с ребенком, родители иногда допускают большую ошибку: общаются на том же речевой уровне, что и ребенок, так как боятся, что он их не поймет. Таким образом, к семи годам возникает проблема в общении: ребенку трудно контактировать с одноклассниками (они не понимают его), у него занижается самооценка (он чувствует себя глупее), наблюдается неуспеваемость по школьным предметам. Это возникает из-за того, что ребенок привык разговаривать на своем семейном языке, в котором присутствуют ошибки.Например,    Искажение слов («мясо» – «мяска»: «На завтрак мы ели картофель и мяска»).    Сюсюкание («собака» – «авочка», «кошка» – «мяфка»).    Неправильное словообразование («овца» – «бяша», «бяшка», «корова» – «мумука»).    Отсутствие знаний обобщающих понятий (тарелка, ложка, вилка – посуда; корова, свинья, собака, кошка – домашние животные; кроссовки, тапочки, туфли, сапоги – обувь).    Нарушение грамматического строя языка («соль» – «сольница», «сельдь» – «селедница»).    Недостаточно развита связная речь (ребенок не может составить рассказ по сюжетной картинке, пересказать текст).    Затруднение в личном общении. («Где у нас такая красивая девочка?» – родители обращаются к ребенку как к третьему лицу.)Понятно, что в семье нельзя отказаться от ласкового общения, но и не нужно повторять за ребенком его лепет. Достаточно того, что родители будут разговаривать с ним понятной, но грамотной речью. Известный педагог А.Дистервегр однажды сказал: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». Но младшие школьники еще не могут в должной степени отвечать за свои поступки, видеть и анализировать свои ошибки в речи, поэтому главным я считаю тесную связь преподавателей и родителей. Учитель обязан учить правильному словесному общению родителей со своими детьми.Родители не должны бояться приводить в своей речи цитаты из сказок, стихов, басен, потешек, пословиц, ребенок будет знать с раннего детства, что есть коса, косичка, косище, косынька; зайчик, заюшка, заинька, заяц.Особое внимание взрослые должны уделять развитию словарного запаса детей, грамотности речи, развернутости фразовой речи, пониманию речи окружающих, а также развивать память, внимание, мышление своего ребенка: загадывать ему загадки, учить разгадывать ребусы, проходить лабиринты. Но прежде всего мы, педагоги, должны обучить родителей, а затем вместе с ними передать свои знания нашим детям.Я считаю, что основа всех знаний ребенка закладывается в семье. Именно так ребенок овладевает основами культуры речи, учится речевому общению.Анна ХРУЩЕВА, учитель-логопед школы №495

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте