У каждого учителя выход в свет новой учебной книги всегда вызывает интерес, особенно когда ничего подобного ранее не было. Так и появление учебника-хрестоматии по зарубежной литературе стало для нас настоящим событием. Хрестоматия выдержана в лучших традициях пособий этого жанра: в ней излагаются основы литературных знаний, включены художественные тексты. Важно и то, что в основу построения книги положен историко-литературный принцип. Она содержит восемь разделов: от мифологии до литературы XX века. Каждому разделу предшествует небольшая обзорная статья, затем следует материал об авторе и его произведении, художественный текст или фрагмент текста и, наконец, вопросы и задания.
Все обзорные статьи компактны, информативны, доступны ребятам. Каждая из них знакомит не только с яркими и значительными эпизодами из жизни писателей, но и вводит юного читателя в их художественный мир, формирует представления о творческой истории произведения, содержит интерпретацию наиболее характерных эпизодов. Все это призвано привлечь внимание школьников к изучаемым произведениям.
Важно и то, что при подборе произведений автор хрестоматии руководствуется не только их художественно-эстетической ценностью, но и особенностями восприятия школьников этого возраста.
Увлекательный сюжет, яркие герои, самые разнообразные жанры (мифы, предания, баллады, саги, сказки, историко-приключенческие и фантастические романы и др.) обеспечивают интерес юного читателя к шедеврам мировой литературы.
Непосредственное эмоциональное впечатление при чтении художественного текста крайне важно для школьника. Успешность его закрепления зависит от содержания бесед по прочитанному. Существенную помощь в ее организации, несомненно, окажут учителю-словеснику вопросы к текстам, помещенные в учебнике. Система предлагаемых вопросов прежде всего акцентирует внимание учащихся на характерах героев, нравственных и духовных ценностях, позволяет осознать свое отношение к прочитанному, узнать о нравах, обычаях, быте народов. Без сомнения, школьникам будут интересны такие задания: изложить правила рыцарского турнира; представить барона Мюнхгаузена; дать собственную оценку тому или иному персонажу.
Значительное место занимают вопросы и задания, рассчитанные на формирование литературоведческой культуры: учащиеся имеют возможность познакомиться с понятиями литературных родов, жанров, направлений, течений и школ.
Несомненным достоинством пособия являются рекомендации к внеклассной работе. Предлагается широкий спектр творческих заданий: написать трактат, поставить спектакль по балладам Шиллера, придумать веселые истории на заданную тему, сочинить сказку и другие.
На наш взгляд, учебная книга-хрестоматия Н.П.Михальской вполне отвечает задачам, поставленным автором в объяснительной записке к программе: «Литература зарубежных стран… способствует расширению и углублению гуманитарных знаний школьников, открывая перспективы более ясного представления о мировом литературном процессе и роли в нем отечественной литературы. Раздвигаются временные и пространственные горизонты литературного развития в разных странах, открывается возможность познакомить детей с творчеством писателей, чьи произведения стали достоянием всего человечества», помогая школьникам «услышать голос поэта, войти в круг созданных его творческим воображением образов, задуматься над жизненными проблемами, пережить радость соприкосновения с прекрасным».
Результат такой сопричастности – духовное и эстетическое обогащение юного человека, развитие у учащихся эмоциональной культуры, эстетического вкуса, гуманитарных представлений, воспитание культуры чтения и самой потребности в нем.
Книга может быть использована на уроках литературы и мировой художественной культуры в средней школе и в особенности в инновационных учебных заведениях – лицеях и гимназиях. Она окажет неоценимую помощь не только учащимся, но и преподавателям, всем, кто интересуется историей литературы и художественной культуры.
З.А. ТРИКОЗЕНКО, зам. директора; И.В. ТРИКОЗЕНКО, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей №13» г. Тамбова
Комментарии