search
main
0

Правила безопасности. Мудрый совет. Выпуск 86

Просматривая в интернете новости на английском языке, иногда я испытываю ощущение, что смотрю фильм ужасов. Однако все перечисленные события происходят в реальной жизни. Благодаря мгновенному распространению информации происшествие в одной стране тотчас становится известным всему миру. Есть среди них такие, которые пробирают душу педагога и родителя, независимо от того, где происходит дело. На нас лежит ответственная задача воспитания нового поколения, нам предстоит выпускать их в тот мир, который создаем мы, взрослые. Что же мы им предлагаем сегодня?

В системе образования США довольно давно под давлением родителей включили в бесплатное школьное образование класс К,

Kindergarten

. Многие государственные школы теперь указывают наличие у них классов

-12, с пяти до 18 лет.

– отнюдь не детский сад. В него приходят дети пяти лет; это, по сути, подготовительный класс, предшествующий начальной школе. В отличие от наших отечественных, обычно платных подготовительных классов, здесь учат не читать, писать и считать. Детей обучают правилам поведения, например, объясняют, что такое

Stranger

Danger

– то есть что делать, если к ним приближается незнакомый человек. Прогулки, занятия физкультурой могут проходить только на огороженной высоким забором школьной спортивной площадке. Ребят приучают к режиму дня, к тому, что с ними постоянно находятся учителя, объясняют, что такое урок. Водят на экскурсии, причем в начальных школах Нью-Йорка, например, родителей предупреждают об этом очень заранее: по правилам безопасности, на четырех детей должен быть один взрослый, иначе поход не состоится. Ланч обычно организуется в классе, с помощью дежурных родителей. Убирают дети за собой сами. В самом начале учебного года часто проводится встреча со школьными уборщиками, малыши усваивают, что чистота и порядок не возникают сами по себе, за ними нужно следить, их приучают уважать труд других. В течение подготовительного года педагоги также следят за любыми отклонениями в поведении детей и при необходимости сообщают о проблемах дирекции, а те вправе обратиться к родителям и к органам образования в случае, если ребенку нужен особый режим обучения или его следует определить в коррекционный класс.

Американские СМИ бьют тревогу: за последние восемь лет преступность в крупных городах очень выросла, резко увеличилось количество конфликтов и столкновений на расовой почве. На днях мама будущего пятилетнего ученика из города Сомервилль, штат Массачусетс, поместила в сети сообщение о своем визите в школу, куда должен пойти осенью ее малыш, и процитировала висящий на стене кабинета плакат с детским стишком:

“Lockdown, lockdown, Lock the door / Shut the lights off, Say no more / Go behind the desk and hide / Wait until it’s safe inside”.

(Локдаун, локдаун, заприте дверь, погасите свет, молчите, бегите за парту и прячьтесь, ждите, пока снаружи не станет безопасно).

«Когда я пошла в школу много лет назад, у нас бывали тренировки на случай пожара, – поделилась женщина с репортерами. – В наше время не было таких угроз…»

Полностью репортаж можно прочесть здесь: https://www.yahoo.com/lifestyle/lockdown-poem-kindergarten-result-apos-194721063.html

В одной из школ Филадельфии на прошлой неделе произошел вопиющий случай нападения родителей на педагогов. Директор и завуч объяснили всем собравшимся на традиционное игровое мероприятие, что нужно отметиться в списке, если семья соберется уходить. Кажется, это элементарная мера безопасности. Однако кому-то она не понравилась, и одна из матерей набросилась на директора школы с кулаками.

Впрочем, подобный инцидент – мелочь по сравнению с многочисленными случаями стрельбы, нападений с ножом. С начала текущего года только крупных происшествий, с десятками пострадавших и погибших, зарегистрировано 23, то есть они происходят еженедельно и даже чаще! А кибер-преследования в ученической среде? Что самое страшное, иногда они заканчиваются самоубийствами подростков, которые не выдерживают издевательств сверстников.

Как обстоят дела у нас в стране? Слава Богу, до США нам далеко. Россияне в массе своей пока что не стремится вооружиться до зубов и при любом конфликте пускать в ход оружие. Криминальные происшествия все-таки чаще всего – прерогатива особых социальных групп.

Нападения на учителей у нас пока тоже редкость, но все же они происходят. Школьники протестуют против плохих оценок, родители возмущаются реальными или воображаемыми обидами, причиненными их детям. Раньше такая агрессивность была невообразима, сегодня она стала частью жизни. Мы, педагоги, в ответе за жизнь и достоинство учеников, когда они находятся в школе, под нашим присмотром. Кто в ответе за жизнь и достоинство учителя, на которого напали школьники или их родители? Можно ли уничтожить угрозу насилия, агрессивность, уберечь детей от реальных нападений одноклассников и от виртуального преследования? Удастся ли настроить всех взрослых на мирный лад?

Мне кажется, один из первых шагов, который могут предпринять наши отечественные педагоги, – это регулярное просматривание новостей. Полезно быть в курсе происходящего как за рубежом, так и дома. Во-первых, мы будем знать, чем вызвано повышение уровня тревожности у детей, и сумеем ответить на неожиданные вопросы «не по теме». Во-вторых, как говорили древние, кто предупрежден, тот вооружен. Меры безопасности простые. Если вам показалось, что поведение учащегося или родителя неадекватно, обратитесь за помощью к школьной администрации, проконсультируйтесь с психологом. Если, как, к сожалению, иногда бывает, на кого-то из ваших коллег слишком часто и настойчиво жалуются ученики, полезно выяснить, имеют ли жалобы основания.

То же самое касается детей, которые ведут себя странно, агрессивно, жестоко. Надо быть готовыми ко всему, временами приходится просто действовать. Например, при мне очень крупный шестиклассник на перемене напал на соседа по парте. Мощным ударом сломал ребенку нос, страшно подумать, что могло быть дальше… Классная руководительница от неожиданности и страха просто замерла на месте; я подбежала и оттащила нападавшего в сторону, после чего он замахнулся на меня. Позднее выяснилось, что это далеко не первый случай, подростку требовалось лечение.

Эти вопросы волнуют мировое педагогическое сообщество, их обсуждение постоянно происходит на международных интернет-форумах, на встречах педагогов. Единых рецептов тут не существует. Но обсуждать положение дел нужно, следует делиться с коллегами проблемами и сообща вырабатывать способы их решения.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте