search
main
0

Правда, которой не найдешь в учебниках

Воспитание невозможно без передачи эмоционального опыта

Такой тишины в Мариинском зале Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена, наверное, еще не случалось. Слышно было лишь, как за окном разливают весенние трели птицы, занятые насущными хлопотами: свить гнездо, вырастить птенцов. Мир, свет и покой. А в стенах, дышащих историей, идет разговор о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда. И рассказывает об этих страшных днях учитель начальных классов, ветеран Великой Отечественной войны Надежда Строгонова. Ей 102 года, но силе духа, светлому уму этой женщины можно только позавидовать!

 

Надежду СТРОГОНОВУ (слева) наградили медалью «Народное признание педагогического труда»

Конечно, этот разговор не случаен, а свое­временен и очень важен. И состоялся он в рамках совместного проекта Всероссийского педагогического собрания и Общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» «Встреча учительских поколений». Его участниками стали Герой Труда, заслуженный учитель РФ Людмила Корнилова (Саратовская область), председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Елена Тихомирова, председатель Городского совета ветеранов педагогического труда города Москвы Надежда Брагинская, вице-президент АО «Издательство «Просвещение» Виктория Копылова и ветераны педагогического труда, активисты Всероссийского педагогического собрания из более чем 25 субъектов России. Также на встрече присутствовали те, для кого, собственно, она и была организована в первую очередь, – студенты педагогических направлений Герценовского университета.

Как сказала председатель Всероссийского педагогического собрания, член Общественного совета при Минпросвещения РФ Валентина Иванова, со «Встречи учительских поколений» начнется цикл мероприятий Ассоциации ветеранов педагогического труда. О ее создании шел разговор еще в феврале 2023 года, и в Год педагога и наставника эта инициатива представляется абсолютно закономерной. По словам проректора Академии Минпросвещения РФ Ирины Тарадановой, педагоги, имеющие большой педагогический стаж и вышедшие на пенсию, обладают мощным потенциалом. У многих ветеранов педагогического труда есть чему научить, чем поделиться, что посоветовать. Этот опыт всегда востребован. Недаром ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования народный учитель РФ Ольга Ройтблат назвала активных педагогов-пенсионеров золотым фондом и заметила, что взять и прекратить в одночасье быть учителем неправильно. Именно ветераны педагогического труда способны органично влиться в движение наставничества.

Сегодня на первый план выходит тема сохранения исторической правды, и роль учителя в этом велика, уверена Валентина Иванова. Поэтому «Встречи учительских поколений» – это не столько методический, сколько историко-педагогический разговор. Собственно, на площадке Герценовского университета он таким и получился. Когда слово взяла Елена Тихомирова, она прежде всего сказала о том, что через многие годы пронесла память о своих учителях, которые спасали учеников во время войны. Об их порядочности, воспитанности, об их жертвенности и героизме. У учеников в мыслях не было обозвать, нагрубить учителю, не говоря уже о том, чтобы поднять на него руку! То, что сегодня такое допустимо, прямое следствие перекоса ценностных ориентиров, произошедшего в 1990‑е годы.

Обучение невозможно без воспитания, а воспитание невозможно без передачи эмоционального опыта. И кто, как не очевидцы событий, может рассказать ту правду, которую зачастую не отыщешь в учебниках? Надежда Строгонова с правды и начала. За годы блокады Ленинграда в городе было разрушено 45% зданий. Учителя, работавшие в блокадных школах, в большинстве своем имели 1-3‑ю степень дистрофии. В городе не было воды, света и тепла, и после уроков учителя отправлялись на поиски топлива, чтобы утром дети могли прийти не в стылое помещение. Самыми тяжелыми блокадными месяцами стали ноябрь – декабрь 1941 года и январь – февраль 1942 года. Только за первые два месяца 1942 года умерли 113 тысяч ленинградцев! В детском доме, где работала Надежда Васильевна, находились 200 детей, только 37 из них могли самостоятельно спуститься на первый этаж в столовую. Остальных приходилось кормить в кровати. И все-таки общими усилиями выходить, поставить на ноги и затем эвакуировать из детского дома удалось 625 ребятишек!

Многие дети называли учителей мамами. Те были для них примером, показывали, как нужно держаться, не сдаваться. Сами еле ходили, но кроме ведения уроков в школе дежурили на крышах, помогали в госпиталях. И, главное, верили, что фашисты не придут в город.

Не рассказывать о том, что пережил Ленинград за эти бесконечные 872 дня, кощунственно, но, как с горечью заметила Елена Тихомирова, все чаще встречаются экскурсии, в ходе которых военная история города замалчивается. Может, поэтому некоторые школьники и даже студенты незнакомы с таким понятием, как «фашизм». И мало кто из них, наверное, знает, что всего фашистами на захваченных территориях было открыто 14 тысяч концентрационных лагерей!

Можно было бы повториться и сказать, какая пронзительная тишина стояла в зале, когда пожилые педагоги рассказывали о том, как они и их коллеги понимали суть учительской профессии, но лучшей иллюстрацией будут мнения самих молодых участников встречи. Например, студент РГПУ имени А.И.Герцена Тимофей Казаков уверен, что такое общение помогает посмотреть на учебу с другой стороны. В школу, где учился юноша, тоже приходила учительница, которой исполнилось 90 лет, и ее рассказы о личных событиях в контексте определенного исторического периода были очень интересными. Тимофей Казаков считает, что учебники по истории нужно пересматривать. В них много информации, которая не остается в памяти, зато не хватает историй о простых людях, об их подвигах. Так, ни в одном учебнике истории нет рассказов о подвиге учителей! По словам юноши, про Великую Отечественную войну, про блокаду Ленинграда дана общая информация, которая не может эмоционально затронуть. Да, после параграфов есть небольшие статьи, но их почти никто не читает. Поэтому дополнительные материалы нужно включать в сам параграф, выделяя, к примеру, другим цветом или шрифтом. Именно эти истории переворачивают что-то в душе, оставляют след, так же как и встречи с очевидцами прошедших событий.

Студентка Полина, также из РГПУ имени А.И.Герцена, призналась, что слушала Надежду Строгонову затаив дыхание. Было видно, что человеку столь почтенного возраста трудно говорить, однако столько энтузиазма, искренности, боли за детей было в ее голосе!

– Для меня это образ настоящего учителя, который ставит детей превыше себя, жертвует ради них, вкладывает в них те ценности, которые делают людей людьми. Это истинный пример для подражания! И я рада, что в моей школьной жизни тоже встретились такие учителя, которых я люблю, до сих пор помню и с которыми общаюсь, – сказала девушка.

Сама Надежда Васильевна убеждена, что учитель начинается с любви, а воспитание – с первой линейки. Ее главная педагогическая формула – быть преданным профессии и не предавать детей. А рецепт долголетия прост – нужно заставлять свой мозг трудиться.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте